Музеи Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».
Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.
Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

Файлы: 1 файл

Музеи Европы.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Музеи Европы

 

Музей Прадо

 

Одной из главных ценностей  Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».

Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.

Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

В истории Испании огромную роль сыграла Реконкиста — освободительная  борьба против арабских завоевателей, продолжавшаяся несколько столетий. Именно в ходе Реконкисты появились королевства Леон, Кастилия, Арагон, которые позднее объединились, положив начало испанскому государству в современном понимании.

Поэтому в течение многих веков не было в Испании крупных  заказчиков произведений искусства  и собирателей художественных коллекций, кроме монархов и католической церкви. По традиции, после смерти короля, его коллекция живописи распродавалась; новый король начинал собирать новую коллекцию. Вот почему в нынешнем Прадо нет картин, принадлежавших кастильским королям.

Испанская монархия, едва успев освободиться от арабов, начала осуществлять различные завоевательные планы. Испанцы первыми обосновались в Новом Свете (экспедицию Христофора Колумба финансировали Фердинанд и Изабелла), подчинили себе Нидерланды, твердой ногой стали в Неаполе.

Первым монархом, решившим сохранить свою художественную коллекцию  для наследника, был испанский  король Карлос I, он же император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500-1558).

Это был страстный коллекционер и собиратель, обладавший тонким художественным вкусом. Его любимым художником был  Тициан. Его наследник Филипп II (1527-1598) продолжил начатое.

Карл V и Филипп II старались  все лучшее из подвластных им территорий привезти в Испанию. Именно им музей  Прадо обязан богатыми коллекциями  ранней нидерландской и итальянской  живописи. В Италии скупались полотна  Мантеньи и Беллини, заказывались картины  Тициану, Тинторетто и Веронезе.

При Филиппе II была собрана  великолепная художественная галерея, состоявшая не только из произведений на религиозные темы, но включавшая также портреты и жанровые картины. Живописные коллекции испанской  короны были помещены в загородном королевском дворце Эль Прадо, однако видеть их могла только придворная публика.

Доступ широкой публики  был разрешен в Эскориал, где была представлена религиозная живопись Самая католическая страна в мире свято блюла религиозное чувство  своих подданных, и они допускались к ознакомлению лишь с религиозной живописью.

Пребывание на престоле ничего не смыслившего в искусстве Филиппа III (1578-1621), не пополнило королевскую  коллекцию. Он даже сумел подарить своему кузену, императору Священной Римской империи, картины Караваджо, ныне украшающие Венскую галерею. Только созданные в это время в Испании картины Рубенса и приобретение некоторых других его работ как-то сгладили эти потери.

В противовес Филиппу III его  наследник Филипп IV (1605-1665) был страстным  коллекционером и ценителем искусства. Он предписывал своим послам в  разных странах внимательно следить  за художественным рынком и приобретать все лучшее для Испании. Много замечательных работ этот король сумел купить при распродаже художественной коллекции Рубенса после смерти художника. Так в Испанию попали поздние работы этого мастера, а также полотна Иорданса и Ван Дейка.

Приход на испанский  трон Бурбонов означал и смену  вкусов правителей страны. При Карлe III (1716 - 1788) королевскую коллекцию  заполнили произведения французских  мастеров второго эшелона.

Его любимым  художником был немецкий мастер Антон  Рафаэль Менгс, работы которого долгое время служили образцом для испанских художников.

Его наследник  Карл IV(1748-1819) обладал гораздо более  развитым вкусом. Он всячески поощрял  и поддерживал великого Франсиско  де Гойю, картины которого принесли Прадо всемирную славу.

Идея преобразования королевской коллекции в публичный  музей родилась еще в конце XVIII века,

Для первого  публичного музея, посвященного естествознанию, в 1785 отвели место в большом парке  Прадо (отсюда название будущего музея). Строительство велось по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (1785–1808). Во время нашествия наполеоновских войск пострадало и здание (в нем были расквартированы войска), и коллекция (много произведений было вывезено).

Лишь в 1809 году Луис де Мариано  Уркихо, при Жозефе Бонапарте, став его советником, добился подписания указа на этот счет. Однако, поскольку его художественный вкус оставлял желать лучшего и он, к тому же, доверил формирование музея не слишком чистым на руку антикварам, из коллекции тогда ушли многие шедевры.

В 1814 году Фернандо VII (1784 -1833) возвратился из изгнания. Он хорошо знал художественные собрания, представленные в Лувре, и хотел выглядеть  в лице своих подданных сторонником  новых веяний.

Король издал указ об учреждении публичного музея, и предложил для  музея дворец Буэнависта, прежде принадлежавший герцогам Альба, а затем Годою  — фавориту королевы при Филиппе IV. Однако, обследовав дворец, архитекторы  убедились в его крайне печальном состоянии. Идея создания музея опять не была реализована; к ней вернулись только в 1818 году.

19 ноября 1819 состоялась открытие  Музея науки и искусства, в  коллекции которого насчитывалось  311 картин. Именно тогда музей  получил свое окончательное название — Прадо, что подчеркивало его преемственность, его связь с первой картинной галереей в королевском загородном дворце.

В создании музея очень  большое участие принимала королева Исабель де Браганса,а после ее смерти — новая жена Фернанда VII, королева Мария Хосефа Амелия, дочь саксонского курфюрста, она желала видеть музей наподобие созданного ее отцом в Дрездене. Хотя правление Фернандо VII и не вошло в историю Испании как эпоха успехов, но именно в ту пору был создан один из величайших художественных музеев мира.

За XIX — ХХ века в музее произошло много изменений. В 1826–1827 были переданы картины, хранящиеся в Академии Сан Фернандо, в том числе из коллекций Карла V, Филиппа II , Филиппа IV. С 1836 в Испании производилось закрытие монастырей, церковных учебных заведений. Конфискованные ценности размещались в монастыре Ла Тринидад, где в 1838 был открыт Национальный музей. В 1871 его фонды перешли к Музею Прадо. В 1868 Прадо из королевского музея становится музеем города Мадрид.

В августе 1936 из-за гражданской войны музей был  закрыт, картины эвакуированы в Швейцарию.

7 июля 1939 Прадо  вновь открылся для посетителей, но экспозиция была неполной – часть картин выставлялась в Женеве (с началом Второй мировой войны картины вернули в Испанию).

В 1971 состоялось открытие филиала музея Прадо  в здании Касон дель Буэн Ретиро, в котором экспонируются в  основном произведения испанских живописцев 19 в.

Сейчас живописная коллекция музея насчитывает  более 8600 полотен. Хотя музей неоднократно расширялся, из-за недостатка в помещении  из них выставлено менее 2000 , остальное  хранится в запасниках.

Художественная  коллекция Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи.

Музей Прадо  стал одним из символов Испании, как  Лувр - Франции, ансамбль египетских пирамид  в Гизе — Египта или Московский Кремль — России. Художественная коллекция  Прадо содержит множество шедевров во всех жанрах живописи.

Еще в конце XIX века Хосе Мария Салаверрия в работе «Привидения музея Прадо» так  оценил значение его замечательной  коллекции:

«Испанская  история — тяжкий груз в памяти человечества... Будь у Испании только история, она бы канула в Лету. Но у Испании есть замечательный музей, и мир о ней помнит».

 

Государственный Русский музей

 

К моменту открытия музея его коллекция насчитывала  около четырехсот полотен. Ныне в  его коллекции около 15 тысяч произведений живописцев XVIII-XX веков, наряду с произведениями современного искусства классической направленности, музей собирает работы нынешних авангардистов – живописцев, мастеров фотографии, инсталляций, графиков, скульпторов. Около 900 работ насчитывает экспозиция книжной и станковой графики (гравюры А.П.Остроумовой-Лебедевой, акварели Н.А.Тырсы, литографии А.Ф.Пахомова, гравюры В.А.Фаворского, рисунки В.Н.Горяева и др).

Дворцы Русского музея. Михайловский дворец стал тесен  для одновременного хранения и показа громадной, постоянно растущей коллекции.

Правительство России и мэрия  Санкт-Петербурга передали музею три  исторических издания в центре города.

Идея создания музея с  середины XIX века. обсуждалась в образованной среде русского общества. Создание музея русского национального искусства подтвердило бы «современное процветание русского искусства и высокое положение, занимаемое Россиею в образованном мире» (Записка обер-гофмаршала князя С. Трубецкого Министру Императорского Двора, 1889). Об этом же говорили и писали художественный критик В. Стасов, директор Императорского Эрмитажа А. Васильчиков, писатель И. Гончаров и многие другие.

Легенда связывает это  решение Александра III с картиной И. Репина «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», приобретенной императором с 17-ой выставки Товарищества передвижников (1889г.).

Император был страстным  коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II. Гатчинский замок, где он жил, превратился буквально в склад бесценных сокровищ. Приобретения Александра — картины, предметы искусства, ковры и тому подобное — уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов В России было тогда немало коллекционеров с большими коллекциями, была уже Третьяковская галерея.

Но тогда же, после выставки, по свидетельству одного из современников, государем и была высказана мысль  — основать всенародный государственный  музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения русского искусства и каждый мог их увидеть.

Можно сказать, что назрела  объективная необходимость создания в столице нового, государственного музея, который мог бы активно  действовать и в сфере исторической, и в сфере современного художественного процесса.

Таким призван был стать, и впоследствии стал, Русский Музей  императора Александра III. В 1889 году вопрос об основании в Петербурге публичного музея национального искусства  был, казалось, решен окончательно.

До 1895 был создан проект о постройке специального здания музея русского искусства при Академии художеств, были составлены планы и смета. Но 21 октября 1894 Александр III умер.

Осуществил, задуманное отцом молодой император Николай II, подписав 13 апреля 1895 года Именной Высочайший Указ № 62 «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом„.

Указ начинался словами: “Незабвенный Родитель Наш, в мудрой заботливости о развитии и процветании  отечественного искусства, предуказал необходимость образования в  С.-Петербурге обширного Музея, в коем были бы сосредоточены выдающиеся произведения русской живописи и ваяния». Тогда же была исполнена памятная медаль по случаю учреждения Русского Музея Императора Александра III.

В мае 1895 года организуется «Комиссия по надзору за ремонтом и приспособлением Михайловского дворца для помещения Русского Музея Императора Александра III» и начинается перестройка дворцовых помещений для будущих музейных экспозиций по проекту и под руководством утвержденного Комиссией архитектора В. Ф. Свиньина.

Со дня основания музей  находился в ведении Министерства Императорского Двора. Управляющий  музеем назначался Высочайшим Именным  Указом и непременно должен был быть членом Императорского Дома. Во вновь учрежденном музее Николай II назначил Высочайшим Управляющим Великого князя Георгия Михайловича.

Николай II предписал Главному Казначейству открыть в смете  Императорского Двора особым параграфом кредит для Музея на содержание Михайловского  Дворца. В Положении о Русском Музее Императора Александра III говорилось, что музей основан в память Императора Александра III, «имея целью соединить все, относящееся к Его Личности и истории Его Царствования, и представить ясное понятие о художественном и культурном состоянии России».

В августе 1897 года был утвержден  штат музея. У истоков музея стояли люди хорошо образованные, зачастую окончившие не одно высшее учебное заведение  — ученые, искусствоведы, историки, этнографы, археологи, архитекторы: Д. И. Толстой , А. Н. Бенуа, П. А. Брюллов, П. И. Нерадовский, Н. П. Сычев, П. И. Столпянский, М. П. Боткин, А. А. Миллер, Н. Н. Пунин и многие другие.

Конечно, Образовательный  ценз сотрудника Русского музея был  очень высок, поэтому кандидатура  каждого вновь поступающего на работу серьезно обсуждалась — это был своего рода конкурс.

Информация о работе Музеи Европы