Музеи Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Одной из главных ценностей Мадрида является музей Прадо, Национальный музей живописи и скульптуры, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado».
Крупнейшее художественное собрание Испании образовано в 1819 на основе испанских королевских и церковных коллекций. Сейчас живописная коллекция музея насчитывает более 8600 полотен. К сожалению, из-за недостатка местa, из них выставлено менее 2000.
Мадридский художественный музей Прадо был основан в 1819 году (здание музея достраивалось вплоть до 1830 года). Однако начало его коллекции было положено много раньше.

Файлы: 1 файл

Музеи Европы.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Работа крупнейших искусствоведов и музейных деятелей, реставраторов  и архитекторов способствовала прославлению Русского музея. Тем не менее, существовал  институт простых служащих.

Для исполнения разного рода служебных обязанностей в Русском Музее Императора Александра III имелся штат вольнонаемных служителей, которые находились в распоряжении заведующего зданиями музея (он же — секретарь Августейшего Управляющего музеем). В состав служителей музея в феврале 1898 года входили вахтеры, галерейные служители, часовые, швейцары, церковный сторож, а также рабочие разных специальностей (столяр, слесарь, кочегар, маляр, печник, садовник и т.п.). Все они были подчинены определенной иерархии, имели свои обязанности, сформулированные в «Правилах служащих музея» (1897г.), и специально разработанную форму.

В списках сотрудников  музея неизменно упоминается  священник — отец Иаков Арсеньев, который разработал Положение о  Церкви при Русском музее. Кроме  того, во время исполнения священнических обязанностей при церкви Русского Музея И. Арсеньевым в 1901-1909гг. в ряде столичных изданий были напечатаны статьи и заметки, касающиеся истории церкви и музея.

7 (19) марта 1898 года состоялось торжественное открытие «Русского Музея Императора Александра III» для посетителей. Первоначальное положение о Русском музее предусматривало создание в нем трех отделов: отдела памяти Александра III; этнографического и художественно-промышленного; художественного. «Тройственный союз» разнохарактерных отделов оказался несостоятельным. Этнографические собрания впоследствии стали ядром самостоятельного музея. Мемориальный отдел в 1918 был упразднен, а сформированный вместо него историко-бытовой отдел в 1934 частично передан Эрмитажу, став основой его отдела русской культуры.

Таким образом, название Русский  музей изначально и традиционно  закрепилось лишь за художественным отделом, размещенном в Михайловском дворце.

Строгановский дворец (построен в 1753 арх. Б.-Ф.Растрелли – был передан Русскому музею в 1989.

Мраморный дворец (1768–1785, арх. А.Ринальди) был передан Русскому музею в январе 1992.

Михайловский (Инженерный) замок (1796–1800, арх. В.И.Баженов, В.Бренна) – полностью перешел в ведение Русского музея в марте 1995.

8 июля 1897 в Министерстве двора на основании «Высочайшего повеления» было принято решение о передаче произведений русской школы из Императорского Эрмитажа в Русский музей.

Основу коллекций Русского музея составили произведения, поступившие  не только из Эрмитажа, но и из Зимнего дворца, Академии художеств, царскосельского Александровского дворца, а также из частных собраний (коллекция князя А.Б.Лобанова-Ростовского (1824–1896), акварели и рисунки из собрания княгини М.К.Тенишевой). Первоначальное собрание Русского музея насчитывало около 1,5 тысяч произведений. Кроме того, Академия художеств полностью передала свой Музей христианских древностей (существовавший с 1858), насчитывавший примерно 5 тысяч памятников.

Лучшие вещи поместили  на втором этаже в самом большом  зале со стеклянным потолком, т.н. академическом (там, где прежде помещался дворцовый  театр): Фрина на празднике Посейдона  в Элевсине (1889) Г.И.Семирадского; Христос  и грешница (Кто без греха?) (1888) В.Д.Поленова; Покорение Сибири Ермаком (1895)В.И.Сурикова; Русалка и Поцелуйный обряд К.Маковского; Николай Мирликийский избавляет от казни трех невинно осужденных (1888), Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану (1880–1891) И.Е.Репина.

В Русском музее с момента основания были представлены работы Антропова и Аргуновых, Боровиковского, Алексеева, Кипренского, Венецианова, Карла Брюллова, в т.ч. картина Последний день Помпеи (1833), поступившая из Эрмитажа.

Однако первоначальные коллекции  музея носили далеко не полный характер: не были представлены произведения многих прославленных художников и даже целых периодов истории русского изобразительного искусства.

Творчество Левицкого, Рокотова, Перова, А.Иванова было представлено весьма слабо. В собрании совсем не было работ мастеров 1 пол. 18 в., иностранных художников, работавших в России (за исключением Лампи), произведений Семена Щедрина и Куинджи, зато много работ художников незначительных.

В 1898–1917 собрание пополнялось  путем приобретений и пожертвований. Включение в состав музея коллекции русских и греческих икон, собранных историком и коллекционером Н.П.Лихачевым (1862–1936), позволило превратить отдел христианских древностей в 1914 в Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины, ставшее на тот момент крупнейшей государственной коллекцией икон в России.

После 1917 собрание значительно  увеличилось за счет национализированных  художественных ценностей, крупных  приобретений и перераспределения  художественных фондов. Картины в  залах разместили по историко-монографическому принципу, в хронологической последовательности, по эпохам, художественным школам и течениям.

Были образованы отделы древнерусской  живописи, искусства 18 и 19 вв.

В 1926 Русскому музею была передана коллекция Музея при Государственном институте художественной культуры, включавшая произведения первой четверти 20 в. На ее основе в Русском музее сформировалось крупнейшее в мире собрание русского aвангарда.

В 1934 был создан отдел  советского искусства, в 1937 – народного искусства.

На сегодняшний день коллекции  Русского музея насчитывают ок. 400 000 единиц хранения.

 

Музей Лувр

 

Лувр — один из величайших музеев мира. Королевский замок, гордость Франции, место действия романов  Дюма. А еще – тюрьма и библиотека, сокровищница и средневековый замок…

В основу архитектуры замка  легла цитадель, вдоль Сены, которую  выстроил в начале ХIII века король Филипп-Август для оборонительных целей, и как символ могущественного централизованного государства.

В дальнейшем Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик. Шли годы, менялись короли. Кто-то предпочитал жить в Лувре, кто-то за его пределами. Но все они вносили что-то свое в облик дворца, парка.

Всякий монарх делал это непременно, и, по крайней  мере этим, входил в историю Франции.

При Францискe I (1515-1547), Лувр стал официальной королевской резиденцией.

Cтарый замок  сломали и в 1541 году заложили  новый, более обширный дворец. Пристройки и реконструкции продолжались  на протяжении столетий. Основной  план (четыре крыла, окружающие  двор)сохранялся, но средневековая цитадель постепенно превратилась в дворец Ренессанса.

Франциск I, первым из французских королей, начал собирать произведения искусства. Несомненно, что  и его предшественники собирали произведенин искусства, в особенности  картины, но это были единичные случаи. Именно Франциск I (1515 — 1547) стал формировать настоящее и разностороннее собрание и заслужено признан основателем коллекции Лувра. Ее пополняли Людовик XIII и Людовик XIV и др. В наши дни каталог музея насчитывает 400000 экспонатов.

В 1981 году по решению президента Республики Франсуа Миттерана начались реставрационные работы в Лувре. Самые древние части (развалины  главной башни) были восстановлены, а во дворе Наполеона появилась знаменитая пирамида, при помощи которой осуществляется связь между новыми залами и двором. Автор пирамиды — Минг Пей, американский архитектор китайского происхождения.

При её сооружении было много  споров, считали, что современная постройка не будет сочетаться со старой архитектурой, но, как бы то ни было, это сооружение высокого технического уровня построено и выполняет свое назначение. В ней разместился входной холл, кассы, гардероб и магазины, где можно купить каталоги, сувениры, издания по искусству, а также залы для временных выставок, лекционный зал, автостоянка.

Билеты в  музей можно купить при входе , цена билета дешевле, если посещать музей  после 15:00, до 18 лет вход в музей  бесплатный, каждое первое воскресение месяца вход в музей бесплатный для всех. При входе дают бесплатную карту музея.

 

Третьяковская галерея

 

Как народ, так и каждая даровитая личность имеет свой гений и ясно его отпечатывает на делах своих; особенно на изящных искусствах заметно это.

Павел Чистяков.

Когда в мае 1856 года молодой московский купец  Павел Третьяков впервые приобрел картину, никому, конечно, и в голову не пришло, что случилось нечто  значительное. Возможно, что и сам  Павел Михайлович не сразу осознал  всю глубину движения своей души. Однако минуло менее пяти лет, и представитель „темного царства", столь ярко описанного Островским, составляет „Завещание", в котором говорится:

 

„Я желал бы оставить национальную галерею... Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".

 

С этого удивительного  заявления до самой кончины почти сорок лет жизни Третьяков отдал все помыслы и чаяния святому делу собирательства лучших творений русских мастеров. Это был подвиг.

С завидным упорством  и твердостью, истово, самозабвенно шел он к заветной цели. С поражающей интуицией и вкусом, обладая особым художественным тактом и чутьем, порою отвергая советы, невзирая на хулу, этот человек менее чем за полвека создал фундамент собрания произведений русской школы, вложив в него само свое сердце.

Спору нет, с  Третьяковым был его брат, их окружали преданные друзья: Стасов, Крамской, Репин, страстно веровавшие в успех галереи в Лаврушинском переулке. Но запомним и повторим еще раз: всю тяжесть собирательства, всю чашу ответственности Третьяков испил до конца сам.

Трудно переоценить, что значит в судьбе художника - крупного или малого, молодого или зрелого - встретить на своем творческом пути эхо понимания, дружеского отношения, поддержки. Это тончайшее свойство людей, истинно любящих и ощущающих сложный, трудный процесс созидания с того момента, когда зажигается первая искра таланта, и до того времени, когда уже пламенеет костер истинного творчества.

Ведь одно дело публика на вернисаже, ликующая и  проливающая слезы умиления по поводу чудесной картины - результата, итога  тяжкого труда, бессонных ночей, тысяч сомнений и тревог; другое - участвовать в рождении шедевра, помогать его появлению, а что еще реже - зарождать в живописце саму мысль о подвиге. Таких людей в истории искусств единицы. Это сами по себе люди редкого таланта - широкие сердцем, обладающие честной и тре¬петной душой.

Таким верным и  самоотверженным, бесценным наперсником  в жизни русских живописцев XIX века был Павел Михайлович Третьяков.

Создатель ставшей  поистине всенародной галереи запечатлен навечно в граните.

Третьяковская галерея. Она, подобно волшебному зеркалу, отражает многовековую историю России. Мы будто зрим лик нашей Родины, сбросившей иноземное иго в славной Куликовской битве, глядя на совершенные ритмы и песенное многоцветье творений гениального Андрея Рублева, положившего как бы основание русской живописной школы.

И с первых же шагов это  направление в искусстве поражает не только стройностью линий, радостным и просветленным колоритом, но прежде всего главным качеством - проповедью добра, духовностью и чистотой помыслов художников, стремившихся в своих творениях постичь правду жизни, красоту и величие Человека, прелесть родной земли.

Это тяготение  к гуманистическому, светлому началу, желание живописцев раскрыть сложность  и многогранность бытия останутся  их моральным кредо на все грядущие столетия. И чем больше мы будем  знакомиться с развитием русского искусства, тем все мощнее и объемнее предстанет перед нами величие этой задачи.

Когда мы встречаемся далее  в экспозиции с первыми творениями крепостных художников, то нас прежде всего изумляет их особо пристальное внимание к внутреннему миру человека, искреннее дерзание передать всю глубину души портретируемого. Пусть произведениям не хватает еще мастерства, пусть язык парсун порою даже коряв, но в этих полотнах сама правда.

В эпоху Петра I в Россию хлынули мастера европейского искусства, создавшие ряд великолепных полотен. Но эпоха ушла, и вместе с ней ушли и художники, оставив свои произведения.

Эпоха Николая I зорко увидена в маленьких  шедеврах русского самородка Павла Федотова. Атмосфера бездушной чиновничьей иерархии, тяжкого пресса государственной машины нашла выражение в холстах первого создателя критического жанра в нашей живописи. Незабываемы его "Сватовство майора", "Свежий кавалер", "Анкор, еще анкор!", в которых с почти гоголевской силой и выпуклостью предстала казенная, канцелярская, купеческая Россия со всей несуразностью, жестокостью и бесправием. 
Федотовская гражданская горькая лира зазвучит позже в холстах Василия Перова и целой плеяды передвижников, жестоко обличавших нищету и обездоленность самых широких слоев народа: самодурство, чванство, грубость и произвол власть имущих.

Особо отличает русскую живопись любовь к родной земле, приверженность к пейзажу, к  отражению немого, но так много говорящего мира природы. Все эти чувства наших пейзажистов выразились в холстах, покоряющих своей музыкальностью, стремлением к раскрытию гармонии необъятных пространств полей, широких прозрачных рек, высокого ясного неба Отчизны.

У истоков нашей ландшафтной картины стояли такие превосходные мастера, как Сильвестр Щедрин и Иван Айвазовский, сразу, с первых шагов поразившие Европу артистизмом своей кисти, сочностью и своеобразием палитры. Но остановитесь подольше у знаменитого холста Саврасова „Грачи прилетели", и перед вами будто откроется окно в звонкую светлую весну, на вас пахнет ароматом свежести, запахом талого снега, вы услышите веселый грачиный грай.

Информация о работе Музеи Европы