«Народное декоративно-прикладное
искусство как средство эстетического
воспитания учащихся на уроках технологии»
«Красота – самый могучий магнит,
и привлекает не только красивое
лицо или фигура человека, но
и красивый поступок, красивый
спектакль, красивый концерт,
вышивка и даже красивый картонный солдат…
«Бить красоту, значит, бить наверняка»
поскольку стремление к красоте крепко
заложенное природой в каждом человеке,
есть лучший рычаг, которым можно повернуть
человека к культуре».
А.С. Макаренко
Эстетическое воспитание
– это воспитание способности полноценного
восприятия и правильного понимания
прекрасного в искусстве и действительности.
Оно формирует у школьников стремление,
готовность и умение вносить элементы
прекрасного во все стороны бытия, бороться
против всего уродливого, безобразного,
низменного, а также посильно проявлять
себя в искусстве.
Эстетическое воспитание не только
расширение художественного кругозора,
списка прочитанных книг, увиденных
кинофильмов, услышанных музыкальных
произведений. Это организация
человеческих чувств, духовного роста
личности, регулятор и корректив поведения.
Если аморальный поступок, проявление
стяжательства, пошлости отталкивают
человека своей антиэстетичностью, если
ребенок способен чувствовать красоту
положительного поступка. Поэзию творческого
труда – это говорит о его высоком эстетическом
развитии. И наоборот, если люди, которые
читают романы и стихи, посещают выставки
и концерты, осведомлены о событиях художественной
жизни, но нарушают нормы общественной
морали. Такие люди вдалеке от подлинной
эстетической культуры.
«Чувство изящного – писал
В.Г. Белинский, - есть условие
человеческого достоинства …
без него, без этого чувства,
нет гения, нет таланта, нет
ума, остается один пошлый «здравый
смысл», необходимый для домашнего
обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма.
…
кто не полюбил стихов смолоду,
кто видит в драме только
театральную пьесу, а в романе
– сказку, годную для занятия
от скуки, - тот не человек…
Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».
Есть своя эстетика в искренних,
здоровых отношениях между учащимися
и учителями, между воспитанниками,
между старшими и младшими
школьниками.
Примитивные, неискренние отношения
между людьми в семье и школе
глубоко ранят личность ребенка, оставляют
след на всю жизнь. И наоборот, тонкие,
дифференцированные отношения педагогов
к учащимся, справедливая требовательность
делают уклад детской жизни школой воспитания
в духе нашей эстетики и морали.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать
красоту в школе, дома – всюду, где они
проводят свое время, занимаются делом
или отдыхают. Детей следует шире привлекать
к тому, чтобы они создавали эстетическую
обстановку в школе, в классе, в квартире.
Важно
научить учащихся ценить прекрасное.
Вот почему народное декоративно-прикладное
искусство является одним из главных средством
эстетического воспитания учащихся. Работы
мастеров говорят сами за себя, и учащимся
трудно не заметить красоту произведения
– сложнее выразить словами чувства, желание
окружить себя этой красотой, вычеркнуть
все уродливое, некрасивое.
Декоративно-прикладное искусство
– от лат. decoro – украшаю – один из видов
пластических искусств.
Декоративно-прикладное искусство
(ДПИ) – область декоративного искусства: создание
художественных изделий, имеющих практическое
значение в быту и отличающихся декоративной
образностью (посуда, мебель, ткани, одежда,
украшения, игрушки и т.п.).
Все предметы, окружающие человека,
должны быть не только удобны, практичны, но и красивы.
Предмет должен быть выразителен целиком
- в своей конструкции, пропорции, деталях,
а также в отделке. Расписать узорами кувшин,
украсить резьбой разделочную доску, связать
кружевную салфетку, выткать узоры на
ткани – все это требует большого мастерства.
Вероятно, такие украшенные орнаментами
изделия относят к декоративно-прикладному
искусству еще и потому, что необходимо
руки приложить, чтобы получилась эта
удивительная красота. Польза и красота
всегда рядом, когда берутся за дело художники
и из самых различных материалов (дерева,
металла, стекла, глины, камня, ткани и
др.) создают предметы быта, которые
являются произведениями искусства. Но
для этого необходимо не только желание,
но и эстетический вкус, который должен
закладываться и развиваться с детства.
Декоративно-прикладное искусство
по своему происхождению искусство
народное: народ создает вещи, народ
находит им нужную форму и
выражение, народ сохраняет найденную
в них красоту и все свои
достижения передает нам в наследство.
В произведениях декоративно-прикладного
искусства мы видим мудрость
народа, его характер, уклад жизни.
В них вложена душа народа,
его чувства и его представления
о лучшей жизни. Поэтому они
имеют такое огромное познавательное
значение. Археологи по вещам определяют
историческую эпоху, общественные отношения,
природные и социальные условия, материальные
и технические возможности, народные
верования и традиции, образ жизни, занятия,
интересы, вкусы людей, их отношения к
окружающему.
Декоративно-прикладное искусство
имеет важное значение в трудовом воспитании
школьников. Резьба по дереву, деревянная
мозаика, инкрустация, чеканка по металлу
способствуют воспитанию трудолюбия.
Эти занятия отвечают духовным запросам
и интересам ребят, удовлетворяют их тягу
к знаниям, художественному и техническому
творчеству.
Воспитание
гармонически развитого человека
средствами искусства не мыслится
без приобщения к окружающему
миру природы. Разнообразные произведения
декоративно-прикладного искусства,
с которыми знакомятся школьники,
помогают развивать в детях эстетическое
отношение к действительности.
«Важнейшая задача – значительное
улучшение художественного образования
и эстетического воспитания учащихся.
Необходимо развивать чувство
прекрасного, формировать высокие эстетические
вкусы, умение понимать и ценить произведения
искусства, памятники истории и архитектуры,
красоту и богатство родной природы» -
подчеркивается в «Основных направлениях
реформы общеобразовательной школы».
Удивительно интересны и бесконечно богаты
пути эстетического воспитания с помощью
декоративно-прикладного и народного
искусства.
Изделия декоративно-прикладного
искусства органически сочетают
в себе эстетически выразительных
и утилитарный моменты. В них
сосредоточено единство творчества
и труда. Они составляют предметную среду,
окружающую человека, оказывают влияние
на его образ жизни.
Занятия различными видами искусства
– это специфический вид трудовой
деятельности, действенное средство
воспитания трудолюбия, умения доводить начатое
дело до конца. Психологи рассматривают
искусство как вид духовно-практической
деятельности, непосредственно связанной
с материальной обработкой предметов.
В педагогике каждая из сторон воспитания
подрастающего поколения рассматривается
не изолировано, а в тесной взаимосвязи
с другими направлениями этого многогранного
процесса. Это справедливо и в отношении
эстетического и трудового воспитания.
Для решения задач эстетического
и трудового воспитания существуют
разнообразные педагогические средства, которыми
успешно пользуется школа. Среди них декоративно-прикладное
искусство занимает одно из ведущих мест,
так как позволяет решать эти вопросы
в органическом единстве, комплексно.
Высокие воспитательные возможности
различных видов декоративно-прикладного
искусства заключены в самой их основе,
базирующейся на народном творчестве,
сочетающей в себе эстетическое начало
с промышленной технологией и ручным трудом.
Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного
искусства является одним из активных средств
эстетического и трудового воспитания
школьников.
Художественные
потенции человека, его эстетические
возможности с наибольшей полностью
и последовательностью проявляются
в искусстве. Искусство воплощает
в себе все особенности эстетического отношения
человека к действительности.
Никакие
рассуждения о художественной
красоте, никакие лекции не
могут оказать такого эстетического
воздействия, как непосредственное
восприятие этой красоты. Искусство,
его живой материал – не
роскошь, не излишество, не комфорт,
не сладкое блюдо после обеда – это необходимый
элемент воспитания.
Эстетическое воспитание средствами
искусства принято называть художественным
воспитанием. Обращаясь непосредственно
к произведениям искусства, оно
требует развития в человеке
умения правильно воспринимать явления
красоты. Помимо знания ряда художественных
произведений, он должен приобрести некоторый
объем сведений из области теории и истории
декоративно-прикладного искусства. Такое
обогащение непосредственных художественных
впечатлений знанием законов искусства
и мастерства художника отнюдь не убивает
(как иногда утверждают) эмоциональности
восприятия. Напротив, эмоциональность
эта усиливается, углубляется, а восприятие
становится более осмысленным. Ценным
источником художественного познания
и наслаждения является декоративно-прикладное
искусство. Оно в образной форме выражает
красоту жизни, природы и общества, обогащает
духовный мир, идейные, эстетические и
нравственные идеалы личности.
Умение использовать естественные качества
материала воплотилось в художественно-технические
приемы, позволяющие наиболее рационально
конструировать и украшать изделия и сюжетными
изображениями, соединяя в них реальные
прообразы со смелой фантазией творца.
Так
сложились традиционные для
многих народов нашей страны виды художественного
ремесла:
- резьба и роспись по дереву;
- художественная керамика;
- резьба по кости;
- художественная обработка камня;
- художественная обработка металла;
- декоративная роспись на металле и лаковая живопись;
- вышивка;
- кружевоплетение;
- узорное ткачество;
- ковроделие;
- узорное вязание;
- ручная набойка;
- художественные изделия из кожи и меха.
Чем
больше узнаешь мастеров народных
промыслов, знакомишься с их
творчеством и жизнью, тем яснее
становится, что большинство из них уже
в детские годы приобщилось к народному
творчеству. А то, что закладывается в
детстве, остается с ним на всю жизнь.
Изделия народных мастеров отличаются
глубоким чувством материала,
органическим единством утилитарности
вещи с декором, национальным колоритом,
высокими нравственно-эстетическими достоинствами.
Народное
декоративно-прикладное искусство
помогает зрителям взглянуть
на привычные вещи и явления
по-новому, понять красоту окружающего
мира.
Показать
учащимся эстетическую значимость произведений
декоративно-прикладного искусства прошлых
эпох и настоящего времени, добиться восприятия
детьми, значит вовремя заложить фундамент
для развития художественного вкуса школьников.
Процесс эстетического познания
детьми произведений прикладного искусства
на уроках технологии включает как восприятие
произведений, так и практическую работу
учащихся.
Выполнение учащимися декоративных работ
в 5 – 8 классах – результат целенаправленной
работы учителя над формированием у школьников
целого комплекса практических навыков
и эстетических познаний.
Данные
учебные функции декоративных
работ находят отражение в
программе по технологии "Народное искусство
Тверской земли"
(8 класс).
Цель программы: Расширить знания учащихся о Тверском
крае, изучая основные виды народных промыслов.
Овладение
школьниками содержанием программы
не только обогатит их духовно,
но и подготовит к конкуренции
на рынке труда и профессии,
т.к. одним из результатов изучения
художественных прикладных работ является способность поставлять
на рынок товаров и услуг уникальный продукт.
Знакомство
учителей с произведениями народного
искусства вызывает, естественно,
желание привлечь красочным материалом
на уроки, чтобы разнообразить
изобразительную деятельность учащихся,
более эффективно осуществлять эстетическое
воспитание детей.
Обобщение
опыта, связанного с привлечением
народного искусства на уроки,
находит отражение в исследованиях
последних лет. Теоретически осмысляются
разные стороны учебного процесса,
направленного на ознакомление школьников
с народным творчеством: развитие детского
воображения, формирование художественного
вкуса, эстетическое отношение к действительности.