Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если аморальный поступок, проявление стяжательства, пошлости отталкивают человека своей антиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка. Поэзию творческого труда – это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот, если люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди вдалеке от подлинной эстетической культуры.

Файлы: 1 файл

narodno-dekorativnoe_tvorchestvo.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

«Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического  воспитания учащихся на уроках технологии»

 

 

    «Красота – самый могучий магнит, и привлекает не только красивое  лицо или фигура человека, но  и красивый поступок, красивый  спектакль, красивый концерт, вышивка и даже красивый картонный солдат… «Бить красоту, значит, бить наверняка» поскольку стремление к красоте крепко заложенное природой в каждом человеке, есть лучший рычаг, которым можно повернуть человека к культуре».

А.С. Макаренко

 

 

   Эстетическое воспитание – это воспитание способности полноценного восприятия  и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Оно формирует у школьников стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также посильно проявлять себя в искусстве.

     Эстетическое воспитание не только  расширение художественного кругозора,  списка прочитанных книг, увиденных  кинофильмов, услышанных музыкальных  произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если аморальный поступок, проявление стяжательства, пошлости отталкивают человека своей антиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка. Поэзию творческого труда – это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот, если люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди вдалеке от подлинной эстетической культуры.

     «Чувство изящного – писал  В.Г. Белинский, - есть условие  человеческого достоинства …  без него, без этого чувства,  нет гения, нет таланта, нет  ума, остается один пошлый «здравый  смысл»,  необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма.

   …  кто не полюбил стихов смолоду,  кто видит в драме только  театральную пьесу, а в романе  – сказку, годную для занятия  от скуки, - тот не человек…  Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности».

     Есть своя эстетика в искренних,  здоровых отношениях между учащимися  и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими  школьниками. 

     Примитивные, неискренние отношения  между людьми в семье и школе  глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе нашей эстетики и морали.

     Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома – всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире.

    Важно  научить учащихся ценить прекрасное. Вот почему народное декоративно-прикладное искусство является одним из главных средством эстетического воспитания учащихся. Работы мастеров говорят сами за себя, и учащимся трудно не заметить красоту произведения – сложнее выразить словами чувства, желание окружить себя этой красотой, вычеркнуть все уродливое, некрасивое.

     Декоративно-прикладное искусство  – от лат. decoro – украшаю – один из видов пластических искусств.

     Декоративно-прикладное искусство  (ДПИ) – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое значение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.п.).

     Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен целиком  - в своей конструкции, пропорции, деталях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани – все это требует большого мастерства. Вероятно, такие украшенные орнаментами  изделия относят к декоративно-прикладному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы получилась эта удивительная красота. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники и из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани и др.) создают  предметы быта, которые являются произведениями искусства. Но для этого необходимо не только  желание, но и эстетический вкус, который должен закладываться и развиваться с детства.

     Декоративно-прикладное искусство  по своему происхождению искусство  народное: народ создает вещи, народ  находит им нужную форму и  выражение, народ сохраняет найденную  в них красоту и все свои  достижения передает нам в наследство.

     В произведениях декоративно-прикладного  искусства мы видим мудрость  народа, его характер, уклад жизни.  В них вложена душа народа, его чувства и его представления  о лучшей жизни. Поэтому они  имеют такое огромное познавательное  значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и  технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы, вкусы людей, их отношения к окружающему.

     Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в трудовом воспитании школьников. Резьба по дереву, деревянная мозаика, инкрустация, чеканка по металлу способствуют воспитанию трудолюбия. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

    Воспитание  гармонически развитого человека  средствами искусства не мыслится  без приобщения к окружающему  миру природы. Разнообразные произведения  декоративно-прикладного искусства,  с которыми знакомятся школьники, помогают развивать в детях эстетическое отношение к действительности.

     «Важнейшая задача – значительное  улучшение художественного образования  и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство  прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы» - подчеркивается в «Основных направлениях реформы общеобразовательной школы».

      Удивительно интересны и бесконечно богаты пути эстетического воспитания с помощью декоративно-прикладного и народного искусства.

     Изделия декоративно-прикладного  искусства органически сочетают  в себе эстетически выразительных  и утилитарный моменты. В них  сосредоточено единство творчества и труда. Они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни.

     Занятия различными видами искусства  – это специфический вид трудовой  деятельности, действенное средство  воспитания трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовно-практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. В педагогике каждая из сторон воспитания подрастающего поколения рассматривается не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими направлениями этого многогранного процесса. Это справедливо и в отношении эстетического и трудового воспитания.

     Для решения задач эстетического  и трудового воспитания существуют  разнообразные педагогические средства, которыми успешно пользуется школа. Среди них декоративно-прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно.

     Высокие воспитательные возможности  различных видов декоративно-прикладного искусства заключены в самой их основе, базирующейся на народном творчестве, сочетающей в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом.

     Итак, работа над изделиями декоративно-прикладного  искусства является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания школьников.

    Художественные  потенции человека, его эстетические  возможности с наибольшей полностью  и последовательностью проявляются  в искусстве. Искусство воплощает  в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

    Никакие  рассуждения о художественной  красоте, никакие лекции не  могут оказать такого эстетического  воздействия, как непосредственное  восприятие этой красоты. Искусство,  его живой  материал – не  роскошь, не излишество, не комфорт, не сладкое блюдо после обеда – это необходимый элемент воспитания.

     Эстетическое воспитание средствами  искусства принято называть художественным  воспитанием. Обращаясь непосредственно  к произведениям искусства, оно  требует развития в человеке  умения правильно воспринимать явления красоты. Помимо знания ряда художественных произведений, он должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории декоративно-прикладного искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным. Ценным источником художественного познания и наслаждения является декоративно-прикладное искусство. Оно в образной форме выражает красоту жизни, природы и общества, обогащает духовный мир, идейные, эстетические и нравственные идеалы личности.

     Умение использовать естественные качества материала воплотилось в художественно-технические приемы, позволяющие наиболее рационально конструировать и украшать изделия и сюжетными изображениями, соединяя в них реальные прообразы со смелой фантазией творца.

    Так  сложились традиционные для многих народов нашей страны виды художественного ремесла:

  • резьба и роспись по дереву;
  • художественная керамика;
  • резьба по кости;
  • художественная обработка камня;
  • художественная обработка металла;
  • декоративная роспись на металле и лаковая живопись;
  • вышивка;
  • кружевоплетение;
  • узорное ткачество;
  • ковроделие;
  • узорное вязание;
  • ручная набойка;
  • художественные изделия из кожи и меха.

    Чем  больше узнаешь мастеров народных  промыслов, знакомишься с их  творчеством и жизнью, тем яснее  становится, что большинство из них уже в детские годы приобщилось к народному творчеству. А то, что закладывается в детстве, остается с ним на всю жизнь.

     Изделия народных мастеров отличаются  глубоким чувством материала,  органическим единством утилитарности  вещи с декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами.

    Народное  декоративно-прикладное искусство  помогает зрителям взглянуть  на привычные вещи и явления  по-новому, понять красоту окружающего  мира.

    Показать  учащимся эстетическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства прошлых эпох и настоящего времени, добиться восприятия детьми, значит вовремя заложить фундамент для развития художественного вкуса школьников.

     Процесс эстетического познания  детьми произведений прикладного искусства на уроках технологии включает как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся.

     Выполнение учащимися декоративных работ в 5 – 8 классах – результат целенаправленной работы учителя над формированием у школьников целого комплекса практических навыков и эстетических познаний.

     Данные  учебные функции декоративных  работ находят отражение в  программе по технологии   "Народное искусство Тверской земли"

 (8 класс).

Цель программы: Расширить знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.

 Овладение  школьниками содержанием программы  не только обогатит их духовно,  но и подготовит к конкуренции  на рынке труда и профессии,  т.к. одним из результатов изучения  художественных прикладных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт.

     Знакомство  учителей с произведениями народного  искусства  вызывает, естественно,  желание привлечь красочным материалом  на уроки, чтобы разнообразить  изобразительную деятельность учащихся, более эффективно осуществлять эстетическое воспитание детей.

     Обобщение  опыта, связанного с привлечением  народного искусства на уроки,  находит отражение в исследованиях  последних лет. Теоретически осмысляются  разные стороны учебного процесса, направленного на ознакомление школьников с народным творчеством: развитие детского воображения, формирование художественного вкуса,  эстетическое отношение к действительности.

Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии