Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

Эстетическое воспитание не только расширение художественного кругозора, списка прочитанных книг, увиденных кинофильмов, услышанных музыкальных произведений. Это организация человеческих чувств, духовного роста личности, регулятор и корректив поведения. Если аморальный поступок, проявление стяжательства, пошлости отталкивают человека своей антиэстетичностью, если ребенок способен чувствовать красоту положительного поступка. Поэзию творческого труда – это говорит о его высоком эстетическом развитии. И наоборот, если люди, которые читают романы и стихи, посещают выставки и концерты, осведомлены о событиях художественной жизни, но нарушают нормы общественной морали. Такие люди вдалеке от подлинной эстетической культуры.

Файлы: 1 файл

narodno-dekorativnoe_tvorchestvo.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

     Учителю  в выборе многочисленных путей  привлечения народного искусства на уроке могут помочь некоторые наметившиеся в преподавании методические решения в этой области:

    • беседы о возникновении тех или иных промыслов;
    • технология изготовления;
    • практические работы;
    • показ образцов и эмоциональное восприятие;
    • использование метода проектов.

    Процесс  эстетического познания детьми  произведений народного искусства  может по-разному оказывать влияние   на их художественную практику. В одних случаях декоративные  композиции учащихся могут возникать  непосредственно под воздействием  народного узора. В других – возможна более опосредованная связь эстетического восприятия художественных произведений с декоративной работой детей.

      В ходе  своей педагогической деятельности  на уроках технологии я столкнулась  с проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни, разных видов декоративно – прикладного искусства);
  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, самостоятельно начать работу ,  ждет помощи учителя);

Наиболее эффективно эти проблемы решаются мною путём организации целостного учебно-воспитательного процесса, технологической подготовки учащихся с использованием в преподавании современных педагогических технологий и развивающих личность методов обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

Главная особенность  этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Стремительный переход  российского общества к новым  формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.

Поэтому в первую очередь необходимо:

- развивать  интерес, “разбудить воображение” и активизировать познавательную деятельность;

- научить разрабатывать  идеи, при помощи специальных  упражнений и изготавливать изделия  или услуги по удовлетворению  потребностей человека;

- воспитывать  коммуникативные качества личности.

Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. 

Формулировка задачи включает:

- название проекта

- функцию проекта 

- кто будет использовать  “продукт” (категория пользователя)

В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года. Если тема урока для них на определенном этапе неактуальна, то проект не будет “прожит” т. к. не будет понят.

На самом первом уроке  в начале учебного года я знакомлю своих учеников со всеми основными  темами курса в логической цепочке. Моя задача показать, насколько полезны  и практически значимы, они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:

  • Какие функции должно выполнять изделие;
  • Как изделие должно выглядеть;
  • Сведения о размерах;
  • Какие материалы и отделка могут быть использованы.

Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей.

Далее мы переходим к вопросам проекта:

  1. Какие полезные вещи могут сократить количество текстильных отходов?
  2. Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?
  3. Как можно использовать старые вещи?

Чем больше идей, тем лучше  результат. Чтобы предусмотреть  некоторые неверные шаги и ошибки, необходимо провести дизайн – анализ самостоятельно, который помогает обогатить  и закрепить опыт по разработанной идее.

Учащиеся сами создают  то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения  в проект, если во время работы встречаются  с трудностями: при отсутствии графических  способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.

                В процессе реализации проекта  учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным  знаниям, умениям и навыкам:

- коммуникативным, 

- навык по преобразованию  материалов,

- навык работы с  информацией.

          Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.

               Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:

Все  компоненты могут  быть спроектированы в разной последовательности. Проект рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые  нужно пройти одна за другой (не шаблон).

  • Момент моделирования. Учащийся задает себе вопрос: “А что если?” (Сумочка в форме капусты или шоколадки, кружево сделать не круглое, а в виде квадрата или треугольника)
  • Для закрепления ЗУН создаются мини-проекты. (Простые швы).

          Благодаря методу проектов у  учащихся значительно повышается  творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Результаты показывают увеличение мотива к творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

         В тематике проектных заданий  по своему предмету я учитываю  вопросы домашней экономики, экологии и истории Тверской  области, современного дизайна, одежды, интерьера, предметов быта, гигиены. Метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с  деятельностью педагога и учащихся:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Формы и методы

Поисковый этап

Постановка цели

Определение темы, уточнение целей, исходного положения Выбор рабочей группы

Уточняют информацию

Обсуждают задание

Мотивирует учащегося 

Объясняет цели проекта

Наблюдает

  • проблемная беседа
  • рассказ
  • консультация
  • сам. работа

Анализ и обработка информации

Анализ проблемы

Определение источников информации

Постановка задач и выбор  критериев оценки результатов

Распределение ролей в команде

Формируют задачи

Уточняют информацию (источники)

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

Помогает в анализе и синтезе (по просьбе)

Наблюдает

  • экскурсия

Конструкторский этап

Планирование

Сбор и уточнение информации

Выбор оптимального варианта

Уточнение планов деятельности

Работают с информацией 

Проводят синтез и анализ идей

Выполняют исследование

Наблюдает

Консультирует

Организует, активирует и направляет поиск на выработку идей, помогает в выборе решения

Беседа 

Дискуссия

Дизайн- анализ

Ролевая игра

Сам. работа

Технологический этап Выполнение

Выполнение запланированных технологических  операций

Текущий контроль качества

Внесение при необходимости  изменений в конструкцию и технологию

Выполняют исследование и работают над проектом

Осуществляют самоконтроль и корректировку  своей деятельности

Проводят контроль качества обработки  изделия

Оформляют проект

Наблюдает

Советует (по просьбе)

Обеспечивает материальную базу

Косвенно руководит деятельностью  учащихся

Организует и координирует процесс  изготовления

Знакомит с новыми приемами обработки  материалов

Беседа 

Показ

Упражнение

Сам. работа

Практическая работа

(заполнение технологической карты)

Заключительный этап

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых  результатов (успехов и неудач) и  причин этого 

Анализ достижения поставленной цели

Осуществляют самоанализ и самооценку результатов проектирования

Готовят документацию к защите

Оказывает помощь

Организует защиту и обсуждение проектов

  • беседа
  • дискуссия
  • консультация
  • деловая (ролевая игра)

Защита

Подготовка доклада; обоснование  процесса проектирования, объяснение полученных результатов 

Оценка

Защищают проект

Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Участвует в коллективном анализе  и оценке результатов проекта 

Аргументировано оценивает работу учащихся над проектом

  • имитационно-деятельностная игра

     

   Задания  по декоративной работе в школе  систематизированы так, чтобы  дать возможность школьникам решать новые задачи формирования художественного облика предмета, показать умение владеть различными материалами.

 

Распределение часов по видам декоративно- прикладного  искусства на уроках технологии:

Виды декоративно-прикладного  искусства

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8

9

   10

11

1. Декоративные  швы

6

4

4

       

2. Батик

6

           

3. Вышивка  крестом

 

10

6

6

6

10

 

4. Вязание  крючком

   

10

6

6

6

10

5. Работа с  мехом, кожей, вторсырьем.

8

6

10

6

6

   

6. Вышивка  ришелье

     

6

6

   

7. Вышивка  различными видами глади

 

6

6

12

8

10

 

8.Аппликация.

4

4

4

       

9.Вязание  на спицах.

     

6

6

8

10

10.Кружевоплетение.

       

6

8

20

11.Работа с  бисером.

 

4

6

 

6

   

12. Макраме.

           

10


 

     Например, тема в 8 классе, связанная с работой над эскизом русского народного костюма дает широкий творческий простор и педагогу к учащимся. Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызваны к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с особенностью художественного  мышления крестьянских мастеров, зависели от исторических и социально-экономических. Поэтому данную тему, предлагаемую для художественной практики школьников, можно рассматривать как важный этап формирования эстетического вкуса школьников.

    Еще  более расширяются эстетические познания о сущности образного решения в декоративном искусстве, если раскрыть перед ними технологию изготовления цветов из ткани.

     Видовой состав этих украшений  практически неограничен. Сколько  существует в природе цветов, сколько вариантов этой отделки можно изготовить. Кроме того, букетик проколочных цветов может быть смешанным, декоративные цветы украсят любой дамский туалет и украсят дом.

    Совершенно  другой мир открывается перед  школьниками на уроках знакомства  с кружевоплетением. Учащиеся погружаются в атмосферу изящных «линий» и «паучков». Горьковского гипюра и разнообразие форм кружева на картоне. В работе современных мастериц стилевые особенности промысла получают дальнейшее творческое развитие.

    Задача  педагога на уроках технологии вдохновить и увлечь ребят творческими замыслами и это, возможно, если обогатить учащихся новыми эстетическими познаниями, подбирая материал к уроку, подчеркнуть значимость  декоративно-прикладного искусства.

    С   методической точки зрения уроки  знакомства с предметами декоративно-прикладного искусства можно поделить на этапы эстетического познания учащимися народного искусства:

  • I этап: Эмоциональное восприятие учащимися произведение народного творчества.
  • II этап: Познание учащимися художественных качеств предметов народного творчества. Эти этапы протекают в момент  непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но и можно использовать и фото, таблицы или изображение на слайдах. Эстетический эффект воздействия художественной вещи можно усилить, привлекая литературные  и музыкальные произведения.
  • III этап: Объяснение учащимися культурно-исторического смысла и научной ценности произведения народного творчества.
  • IV этап: Углубление представлений учащихся о художественном образе.

    Эти  этапы связаны с процессом  углубления представлений учащихся  о художественном образе. Учитель  должен подготовить материалы,  объясняющие учащимся происхождение  той или иной художественной  вещи.

   Он  должен помочь детям представить рассматриваемую вещь в среде. Большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться красотой, формы, вышивки, но и применять в быту.

V этап. Сопоставление народной вещи с современными произведениями  ДПЧ.

VI этап. Художественная практика детей, связанная с эстетическим освоением учащимися народного искусства.

    Завершает  процесс (V и VI этапы) эстетического освоения учащимися народного творчества непосредственным участием детей в создании эскиза художественной вещи. В единстве эстетического познания учащихся и художественной их практики на материале народного творчества.

Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания учащихся на уроках технологии