О празднике масленица на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
• Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
• Изучить и рассмотреть происхождение весенних праздников в странах Европы
•Определить общие черты празднования масленицы на Руси и Карнавала в Италии
• Разработать сценарий праздника Масленицы.

Файлы: 1 файл

масленица. Курсовая работа..docx

— 962.57 Кб (Скачать файл)

Ты не в середу ушла и  не в пятницу,

А ушла в неделю, кончилось  веселье,

Со блинами, пирогами, да оладиями,

Со хмельным да пивом, со курным пирогом. [4, с. 96]

 

1.5 Обряды в масленицу

Масленица - один из любимых  русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество  различных обрядов и традиций.

Самым   любимым и  красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов  и деревень наперегонки неслись  разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами.

Особый задор катанию  на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые»  ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде  они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение  и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Катание с горок на Масленицу  было повсеместным. В нем принимали  участие все — и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл.

Дети катались с гор  все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды  — четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор  сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди  покататься. Как правило, со среды  к катанию с гор и на лошадях  активно подключалась и неженатая  молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных  бабок.

При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

 Чучело Зимы – главный символ Масленицы

Кульминацией  Масленицы  остается сжигание чучела Зимы — символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу — чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика  в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»).

Этот обряд праздника  плодородия связан с идеей возрождения  через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в  этот первобытный праздник народом  был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Другой вариант этого  обряда выглядит так: на санках вывозят  соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются  с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод  и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит — финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы.

А вот еще один деревенский  обряд сжигания чучела масленицы, который  происходил в воскресенье — в  последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых  людей, которые везли Масленицу  по зимним улицам. За санями шествовал  масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины  бросали в костер) как символ будущего плодородия.

Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний  смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения  его силы весной в злаках. По представлению  древних славян, взошедшие зерна  — как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали,  всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра.

У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали  Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи — чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением  за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей  Масленицу. Поэтому в кострах  действительно иногда сжигали остатки  блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в  костре сгорели все скоромные  блюда. [23, с.12]

 

1.6 Блины на Масленицу

Блины — блюдо, обрядовое  использование которого известно у  восточных славян, главным образом  у русских. В других славянских зонах  аналогичную роль в обрядах выполняют  различные виды хлеба, каша (кутья) или  зерно. Основная символика блинов связана  с представлением о смерти и потустороннем  мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины  на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают  лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях — соленый блин.                                                                                                             Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму.                      

Каждая хозяйка имела  свой особенный рецепт приготовления  блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.  

В обряде похорон Масленицы  блин дают в руки чучелу, которое  сожгут.

Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной  популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые  продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. [9, с.55]

 

1.7 Подготовка  к празднику

С субботы уже начинали праздновать «малую Масленку». Ребятишки  группами бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращающихся с базара вопросом «Везешь ли Масленицу?» Кто отвечал «нет», того били лаптями. В этот же день ребята с особым азартом катались с гор: существовала примета — кто дальше прокатится, у того в семье лен уродится длиннее.

Последнее воскресенье перед  Масленицей носило название мясного  воскресенья. В вологодских деревнях принято было наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать в  гости на Масленицу. В мясное воскресенье  тесть ездил звать зятя «доедать барана».

Масленицу нередко открывали  ребятишки, которые сооружали снежные  горы и скороговоркой произносили  такое приветствие Масленице:

«Звал-позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася».

После этой встречи ребятишки  сбегали с гор и кричали: «Приехала  Масленка! Приехала Масленица!»

Празднование Масленицы  почти повсюду начиналось с четверга, хотя работы во многих местах прекращаются уже с понедельника, так как  крестьяне, озабоченные наступающим  праздником обжорства, разъезжают по соседним базарам и закупают всякую снедь. Закупки бывали очень большими: семья среднего достатка в 5-6 человек тратила от 5 до 10 рублей на водку, рыбу, постное масло, гречневую муку и всякие сладости. Бабам и девушкам покупались обновки.

Впрочем, крестьяне не тяготились этими расходами, так как на Масленицу  им приходится принимать гостей и  самим ходить в гости, поэтому  нужно было угостить прилично и одеться по-праздничному, чтобы соседи не засмеяли.

Русская пословица говорит: хоть с себя что заложить, а Масленицу  проводить. [4, с.99]

 

1.8 Проводы Масленицы

На Масленицу ребятишки, молодежь, старики — все высыпают из хат за ворота. Одни катаются на салазках или с хохотом «поздравляют блины», опрокидывая в снег рьяного мужика. Другие с надсадой орут песни и пошатываясь плетутся вдоль деревенской улицы. Третьи в новых нагольных тулупах сидят на завалинках и, вспоминая свою юность, глядят на людей, столпившихся у качелей, и на всю шумную улицу, по которой взад и вперед снуют расфранченные девушки, подгулявшие бабы, полупьяные парни и совсем пьяные мужики.

Один из иностранных писателей  как очевидец так описывал русский  народный праздник: «Масленица потому так названа, что русским в  продолжение этой недели позволяется  вкушать коровье масло, ибо они  во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье... Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что ужасно слышать о том всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек... Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовский праздник, но не успел; однако ж он сократил время его на 8 дней, тогда как прежде оный продолжался 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на 8 дней».

Итак, Кардинально иной взгляд на Масленицу и иные традиционные праздники у Православной Церкви. Признавая изначально языческий характер праздника, христиане обращают внимание на то, что это осознанная политика – сохранения части традиций при изменении их характера на христианский. Обращается внимание на то, что это было сделано с исключительной рациональной точки зрения: вместо того, чтобы развязывать излишнюю конфронтацию с новообращёнными в христианство язычниками, для которых многие праздники были связью с родной землёй и предками, Церковь приспосабливала их к собственным правилам. При этом изгонялись наиболее одиозные языческие ритуалы – нужно помнить, что язычество вплоть до пришествия христианства в разных масштабах практиковало кровавые обряды, в том числе и с человеческими жертвами. Те же элементы языческих традиций, которые носили более или менее позитивный характер, трансформировались в христианском ключе. [4, с.101]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе О празднике масленица на Руси