О празднике масленица на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить и проанализировать народные традиции через призму построения народного праздника в современной режиссуре.
Задачи исследования:
• Рассмотреть языческие обряды, как корни народного праздника
• Изучить и рассмотреть происхождение весенних праздников в странах Европы
•Определить общие черты празднования масленицы на Руси и Карнавала в Италии
• Разработать сценарий праздника Масленицы.

Файлы: 1 файл

масленица. Курсовая работа..docx

— 962.57 Кб (Скачать файл)

Масленичные празднества  на юго-западе Германии имеют несколько  иную форму, чем в Рейнланде. Их участники надевают замысловатые деревянные маски страшных ведьм и чертей. Ряженые носят также маски фантастических животных, в каждой местности есть своя фигура карнавального шута. В швабско-алеманских землях большое внимание уделяют старым традициям, поэтому участники масленичных представлений строго следят за тем, чтобы костюмы и маски соответствовали старинным образцам. В некоторых городах на масленичное шествие нельзя явиться в первой попавшейся под руку маске, надо, чтобы ее официально утвердили.

Масленичные гуляния в  Кёльне называются «фастеловенд» (Fastelovend), а в Майнце «фассенахт» (Fassenacht). Масленица и карнавал занимают прочное место в жизни Германии, хотя городской карнавал в его нынешней форме возник не так уж давно. Эта традиция сложилась только в начале XIX века, после того как была проведена реформа масленичных празднеств – сначала в Кельне, затем в Майнце, Дюссельдорфе и других рейнских городах.

Знаменитый кёльнский  карнавал обязан своей нынешней формой инициативе нескольких человек, которые  в 1822 году решили реорганизовать масленичные  игры, чтобы они лучше отвечали новым потребностям общества. В масленичный  понедельник 1823 года состоялось первое кельнское карнавальное шествие. В  последующие годы возникли организационные  структуры карнавала, которые сохранились  до сих пор.

Наряду с заседаниями  различных обществ и большим  карнавальным шествием в «безумный  понедельник» в это время возникли главные фигуры, характерные для  кельнского карнавала: Принц Карнавал, который поначалу назывался «Герой Карнавал», Дева Колониа, которая когда-то была символом независимости старинного имперского города Кельна (в наше время ее роль всегда играет мужчина), и Крестьянин, в фигуре которого воплотились боевитость и сила города, а также его верность единому германскому государству. Эти три фигуры, стоящие в центре карнавального действа в Кельне и именуемые Карнавальной Троицей, характерны именно для этого города. В других городах на карнавале главенствуют Принц и Принцесса.

«Шествие духов» в старинном  прирейнском городе Бланкенхайме. Символическая цель бланкенхаймского «шествия духов» – приближение весны с помощью изгнания злых демонов зимы – заставляет вспомнить об одной из версий исконного смысла праздника масленицы. Это шествие уже много веков представляет собой кульминацию здешних масленичных празднеств. Его участники наряжаются духами или привидениями: они закутываются в белые простыни, углы которых завязывают на лбу в виде рожек.

Каждый год вечером  в субботу карнавальной недели вереница духов с дикими криками проносится по городу. Жители Бланкенхайма так объясняют этот древний обычай, всегда собирающий многочисленных зрителей: с помощью ритуальной пляски духи весны прогоняют зимних духов. Ведьмы с метлами и дьявол с трезубцем кружатся и прыгают, чтобы выгнать изо всех темных углов духов и демонов холодного времени года.

В Бланкенхайме Принц Карнавал сначала возглавляет шествие как «главный дух»; лишь на следующее утро, в воскресенье, его официально объявляют Принцем. Как и его коллеги в Кельне, Дюссельдорфе или других городах, он получает от бургомистра шутовской скипетр и ключ от города. Теперь вплоть до «Пепельной среды» он символически правит городом.

В феврале в Эстонии  отмечается Vastlapäev — праздник, аналогичный русской Масленице. Согласно лунному календарю, Масленица — праздник, который должен выпадать на первый вторник новолуния, вторник седьмой недели перед Пасхой (у славян Масленица — восьмая неделя перед Пасхой). Самой важной едой на Vastlapäev были свиные ножки, которые варили с горохом или бобами, иногда их подавали с квашеной капустой. Сейчас многие позабыли, что Масленица — не просто встреча весны. Раньше Масленица знаменовала наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие — один из четырех главных праздников года в древней языческой традиции, по сути это земледельческий Новый год. Масленица в Эстонии отмечается всего один день. В этот день принято кататься на санках с горок, на лошадях и по льду на реке. Чем дольше скольжение, тем выше уродится лен. Недавно появилась традиция есть булочки со взбитыми сливками. Они сегодня являются неким символом Масленицы в Эстонии и называются Vastlakukkel. Их пекут специально для этого дня. Обычно они исчезают с прилавков магазинов уже через неделю после Масленицы, чтобы появится вновь через год. Булочка представляет собой круглый шар из дрожжевого теста у которого тоненько срезана шапочка. На срезе находятся взбитые сливки, поверх кладется «шапочка» булочки, и все посыпается сахарной пудрой. Иногда пекари стараются удивить потребителей, и под взбитые сливки кладется кислое варенье, например, клюквенное. Еще обязательным атрибутом масленичной кулинарии является гороховый суп. Поскольку Масленица — это последний шанс хорошо поесть перед постом, то люди много готовят и едят. К Масленице тщательно готовятся: заливают для катаний крутые склоны, строят высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. [2, с.256]

Германия

Первое письменное упоминание об этом празднике в Германии относится  к XIII веку. Изначально это было семейное торжество с неизменными блинами  и оладьями. А в масленичный  вторник немецкие хозяйки жарят  пончики.

Франция

Масленица (жирный вторник) - один из любимых французских праздников. Так же, как и у нас, во Франции  пекут блины, устраивают веселый  карнавал и сжигают соломенное чучело. Не вздумайте говорить французам, что  блины - национальное русское кушанье. Особенно если вы окажетесь в провинции  Бретань. Бретонцы уверены, что авторские  права на это блюдо принадлежат  именно им. И сегодня его можно  заказать здесь в любом ресторане - и на горячее, и на десерт. А в  Париже буквально на каждом шагу продаются  традиционные «креп» - с сыром, ветчиной или шоколадом.

Бельгия и Голландия 

В Бельгии и Голландии  масленичный карнавал обычно длится три дня. В это время принято  печь блины с салом (шпиком), оладьи и пончики. В средневековой Англии блины пекли всю масленную неделю, а сегодня от Масленицы остался один день, что не мешает англичанам готовить с блинами множество блюд, например, знаменитый пирог с яблоками.

[2, с.322]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Связь весенних праздников в Европе с русской Масленицей.

3.1. Общие черты  Масленицы и Карнавала.

На то, что возникновение  карнавала связано с религиозными традициями, указывает употребляемое  с XVIII века название масленицы «фастнахт» («канун Великого поста») и соответствующий праздник в церковном календаре. Лишь в XIX веке в Рейнланде стали чаще употреблять слово «карневаль» («карнавал»). Это слово итальянского происхождения, оно вошло в немецкий язык лишь в конце XVII века и происходит, в свою очередь, от церковно-латинского названия поста «carnislevamen», то есть «исключение мяса». По-итальянски «carnelevare» значит «убирать мясо».

После масленицы идет «Пепельная среда» (аналог русского «чистого понедельника»), которая для католиков – первый день сорокадневного Великого поста  перед Пасхой, во время которого они вспоминают о страданиях Иисуса Христа. Но люди, участвующие в карнавале, хотят, прежде всего, повеселиться, и  поэтому «Пепельная среда» зачастую не является для них началом реального  поста.

Окончание масленицы и  начало Великого поста в «Пепельную среду» раньше символически отмечалось особым действом. Над куклой, которая  символизировала масленицу, сначала  устраивали шутовской суд, нередко  сопровождавшийся пародиями на церковные  ритуалы. Потом эту куклу обычно закапывали в навозной куче, были и  другие варианты «казни»: расстрел, сожжение или утопление в воде. С этим древним обычаем связано сожжение чучела, несколько лет назад вновь  введенное в Кельне. Теперь каждый год в полночь с карнавального  вторника на среду в Кельне сжигают  «нуббель» – так здесь называют чучело в человеческий рост, которое воплощает в себе все карнавальные грехи. Сожжение «нуббеля» знаменует окончание масленицы и начало Великого поста. Священник поджигает «нуббеля», а все вокруг поют песню «В Пепельную среду праздник заканчивается». После того как «нуббель» превратится в пепел, можно попросить священника осенить себя пепельным крестом в знак покаяния. Карнавал окончен. [2, с. 168 – 170]

Масленица (масленичная неделя) — христианский постный праздник подготовки к Великому посту, в который  после воскресенья «мясного заговенья» запрещается есть мясо, но еще разрешаются рыба, молочные продукты и сливочное масло; отсюда в XVI веке, вскоре после введения церковниками «сырной седмицы» («мясопустной седмицы»), появилось ее народное название — Масленица.

Даты празднования Масленицы  «подвижные», т.к. жестко связаны с  определяемыми по лунному календарю  «подвижными» датами Пасхи и предшествующего  ей 7-недельного Великого поста —  это последняя неделя перед Великим  постом.

Древние языческие съедобные  символы солнца, непременно использующиеся в праздновании Масленицы, — блины  и ватрушки.

В последний день Масленицы, «прощеное воскресенье», сжигают  соломенное чучело надоевшей Зимы (Марены), а не Масленицы, как многие ошибочно полагают.

В католичестве церковный  праздник Масленицы называется карнавал. [2, с.174]

Масленица веселый праздник не только России, но и всех стран  Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов. Традиция праздновать приход весны сохранилась  в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит  в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры  и споры, везде царит безудержное  веселье, смех и юмор. [16, с. 220]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Заложенные в народном празднике высокая духовность и  нравственность, выступает гарантами  уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви  и бережного отношения к природе. Языческое наследие и высокая  культура нашей страны – два источника, обеспечившие развитие славянского  мира. Сочетание столь несхожих религий  привело к тому, что христианство у славян обогатилось многими  чертами, неизвестными Западной Европе, а от язычества сохранились лишь самые поэтические мифы и образы.

Воспитательная роль народного  праздника, прежде всего – в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток  или взрослый человек. Таким образом, народное празднество активно влияет на весь уклад жизни и общества.

Следование канонам традиционной культуры развивает у людей чувство  собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.

Наша задача как будущих  режиссёров театрализованных представлений  и праздников популяризировать повсеместно  народный праздник. Возрождать и сохранять  народные традиции нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало XX в – Л., 1984

2. Токарев С. А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы – М.: Наука, 1973. – 349 с.

3. Дубровский Н. Масляница. — М.: Типография С. Селиванова, 1870. — 46 с.

4. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история). Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997.

5. И.С. Шмелев “Масленица”.  М., Издательство  «Детская литература», 2007. С. 165

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160

7. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. – М.: Наука, 1969

8. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. – м.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

9.   Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды:  Книга для чтения. – М., 1996

10. Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997

11.   Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989. С. 160

12. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989. С. 8.

13.   Панкеев И.А. Русские праздники. – М., 1998

14. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. – М., 1961

15. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992.

16. "Энциклопедия обрядов и обычаев" Издательство: Спб., "РЕСПЕКС", 1996 г. Составители: Брудная Л.И., Гуревич 3.М., Дмитриева О.Л. Бондаренко Э. О.

17.  Праздники христианской Руси. - Калининград : Кн. изд-во, 1993. - 416 с.

18. Коловорот. Славянский календарь-месяцеслов/ Община Крина. - СПб.: 1995. - 127 с.

19. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX — начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. — М.: Наука, 1979. — 286 с.

20. История зарубежного театра. Учебное пособие. В 3 т. – М.: Просвещение, 1981-1984-1986гг.

21. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1994.

22. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. – М.: Элис Лак, 1995.

23. Народные праздники на Руси. – М.: Центрполиграф, 2004.

24. http://www.cultpohod.ru

25. http://www.kulina.ru/articles/holy/maslenitsa/istoriyaprazdnika/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1.

ПРОВОДЫ ЗИМЫ (на улице)

Сценарий на масленицу

 

Масленица традиционно празднуется  на открытом воздухе. Предлагаем вам  сценарий проведения такого мероприятия.

Не обязательно делать инсценировку, игры на свежем воздухе  тоже помогут провести этот праздник весело.

Вам понадобятся два взрослых, которые и будут массовиками-затейниками. Они будут привлекать детей и  взрослых во всевозможные конкурсы, будут  направлять веселье в нужное русло. По ходу праздника они могут импровизировать, менять задания, добавлять свои собственные  тексты. Однако список развлечений  и конкурсов должен быть составлен  заранее, чтобы не возникало досадных пауз и недоразумений.

Дальше по сценарию мы будем  называть их скоморохами. Главное —  учитывать, что мероприятие проходит на улице, значит, статичные конкурсы необходимо чередовать с подвижными, чтобы дети и взрослые не успели замерзнуть.

Информация о работе О празднике масленица на Руси