Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:05, творческая работа

Описание работы

Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки.
5
1.1. «Родословная» Снегурочки.
5
1.2. Путешествие в Щелыково.
7
1.3. Путешествие в Абрамцево.
9
1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи.
10
1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».
10
1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».
11
1.4.3.Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
11
1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.
12
Выводы
14
Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки.
15
2.1. Организация и методы исследования.
15
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
17
2.3. Описание продукта исследовательской работы.
19
Заключение
20
Список источников информации
22
Приложения
23

Файлы: 1 файл

cytuehjxrf-proekt_snegurka.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать файл)

Сказочность природы  Шелыкова непременно вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Здесь  все дышит преданием и в  предание обращается. Поэтому и появление  пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно.

Таким образом, возможно, что родиной Снегурочки может быть Щелыково.

 

1.3. Путешествие в Абрамцево

 

 

Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно  считать и Абрамцево. Да лучшего места для её «дома» и не найти.

  Во-первых, это на севере от Москвы, но совсем недалеко (50 км). До Абрамцева можно добраться и по железной дороге, и по прекрасной автостраде - Ярославскому шоссе. А места здесь прекрасные: Радонеж, Хотьково, Сергиев Посад, Троицко-Сергиева Лавра.

  И её волшебное появление в Абрамцеве как дочери Весны и Мороза вполне логично. Ведь Дед Мороз, как известно, проживает постоянно в Великом Устюге. Его путь в Москву всегда лежал через Абрамцево. Во время одного из своих путешествий с севера на юг в Москву он, вероятно, встретил в районе Абрамцево появившуюся там Весну-красну. И у них волшебным образом появилась дочь - Снегурочка.

Недаром на маршруте Деда Мороза Великий Устюг - Абрамцево- Москва расположено селение Берендеево, которое находится недалеко от Абрамцева и Сергиева Посада. Ведь именно в Берендеевом царстве происходили события, описанные в пьесе Островского. Полное название пьесы «Снегурочка - весенняя сказка», т.к. события там происходят от зимы и до поздней весны. Поэтому абрамцевская Снегурочка «оживает» в парке музея не только на Новый Год, но и на весь зимне-весенний период.

Осталось только официально «прописать» Снегурочку в Абрамцеве. И сделать это нужно как  можно быстрее. Ведь русский обычай встречать Новый Год с Дедом  Морозом и Снегурочкой начинает нравиться и за рубежом. И неровен час, когда, например, предприимчивые американцы поселят Снегурочку где-нибудь на Аляске или в Гренландии. Тогда о российском происхождении Снегурочки многие не узнают. Так уже произошло с персонажами сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», написанной им в Абрамцеве. Многим она известна только как американский мультфильм «Красавица и чудовище».

 

1.4. Пьеса  А.Н.Островского «Снегурочка» и  её интерпретация в музыке  и живописи

1.4.1.История  создания пьесы А.Н.Островского  «Снегурочка»

 

 

В 1873 году Малый  театр, душой которого являлся Островский, закрылся на капитальный ремонт. Руководство  Большого театра соглашалось предоставить актерам сцену на время их  длительного «отпуска», но подмостки  его во много раз превосходили сценические площади Малого. 

Островский разработал замечательный  план: задействовать весь свой коллектив  актеров, музыкантов, гримеров, работников сцены в одной пьесе – сказке, удачно подобранной ко времени –  Масленице. Так возник замысел многолюдного, разнохарактерного царства  Берендеев.

Долгое время драматург  изучал труды русских археологов, историков, фольклористов. Островский проштудировал «Народные русские  сказки» А.Н Афанасьева. Он стремился  к достоверному изображению  древнего мира славян.

  Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Путь Островского лежал через города Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострому. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». По народным преданиям, находилось оно на месте знаменитого Берендеева болота, в центре которого сохранялись остатки древнего городища.

  Картины русской природы, горячо любимой Островским, также присутствуют в весенней сказке «Снегурочка». Голубой ключ на берегу реки Куекши (у драматурга – озеро), чудесная поляна – прообраз Ярилиной долины и другие пейзажи в Щелыкове Костромской губернии встречаются в  «Снегурочке». Песни, которые услышал Островский в тех местах, были   использованы в напевах Леля. «Кроткий, добрый, на все способный», по словам Островского, народ, населявший окрестности Щелыкова, также близок берендеям, выведенным в пьесе.

 

1.4.2.Отличие  пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке

 и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка»

 

В сказке «Девочка Снегурочка» В. И. Даля старик со старухой наблюдали за чужими ребятами, «как они из снегу комочки катают, в снежки играют» и решили слепить себе дочку. «Старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять». Так появилась девочка «беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок».

Сказочная Снегурочка тает, прыгая с подружками через большой  жаркий костер, и превращается в  маленькое облачко, улетающее в  небо.

В 1873 А. Н. Островский, под  влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». И новую окраску приобретает образ под влиянием весенней сказки А. Н. Островского «Снегурочка». Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).

Не случайно у А. Н. Островского она дочь Мороза и Весны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.

Заложенный  в этом противоречии компромисс делает образ Снегурочки трагичным, вызывает сочувствие, интерес, дает возможность  сопоставлять его с другими сказочными героями русских народных сказок, а так же проводить аналогии с  героями русской и зарубежной литературы.

1.4.3. Народный характер музыки  в опере Н.А.Римского-Корсакова  «Снегурочка»

 

В 1879 году за создание оперы  по пьесе А. Н. Островского берется  Н. А. Римский-Корсаков, которому она  в первом чтении тоже не понравилась. «…Царство Берендеев показалось мне странным, — вспоминал позже композитор. — В зиму1879–1880 годов я снова прочитал “Снегурочку” и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…»2. Завершенная в 1881 году и впервые поставленная в 1882 году опера Римского-Корсакова имела громадный успех…

«Вдохновение  Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано  явью, невольно ДОЛЖНО молчать...» — писал о «Снегурочке» Б. Асафьев. Одним из таких моментов является музыкальная сцена таяния Снегурочки. Незащищенность Снегурочки, ее обреченность кажутся особенно трагичными.

И все-таки в  музыке нет мрака и горечи. Чудесное, таинственное ощущение рождает тема Снегурочки. Последнее обращение ее к любимому: «О милый мой, твоя, твоя...» Звучит оно трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и с жизнью. Наконец, и эта мелодия, становясь все прозрачней, воздушней, медленно исчезает, истаивает, как и сама Снегурочка. Музыка оставляет ощущение чарующей красоты, трепета, дрожания воздуха, льющейся струи света.   

Музыка Н. А. Римского-Корсакова в опере „Снегурочка“ рождает много разных чувств: она заставляла  удивляться, восхищаться, грустить. Она помогает  представить лучше сказочных героев: Лешего, Весну, Мороза. Слушая ее,  представляешь веселого, красивого, талантливого Леля, обиженную Купаву, гордого Мизгиря, мудрого Берендея.

 Островский  очень точно назвал музыку  Римского-Корсакова „чудесной“ и „удивительной“, потому что она о самом красивом человеческом чувстве — о любви. То, что выразил в словах Островский, удалось передать в музыке Римскому-Корсакову. Эта музыка о судьбе и гибели Снегурочки. Но жизнь не прекращается. Снегурочка тает от любви, потому что не желает знать других законов, кроме законов настоящей человеческой жизни.

1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной  реализации образа Снегурочки.

 

Огромная заслуга  в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника. Суриков В., не веривший, что декорации могут быть настоящим произведением искусства, при появлении на сцене декораций Васнецова на одном из представлений оперы «Снегурочка» первым встал и на весь зал громко зааплодировал.

 В Абрамцеве  Васнецов написал картину «Снегурочка  - дочь Мороза и Весны» (сейчас  она находится в Третьяковской  галерее) как один из проектов декорации.

Вот как это  происходило. В Абрамцеве решили поставить «Снегурочку» Островского, и Мамонтов стал просить В.М. Васнецова  написать декорации к четырем  картинам («Прологу», «Берендееву посаду», «Берендеевым палатам» и «Ярилиной  долине»). Виктор Михайлович сначала отказывался, убеждал, что никогда не писал декораций. Но все настаивали. И пришлось приниматься за дело. Картина «Пролога» долго не выходила.  Как-то, гуляя по заснеженному абрамцевскому лесу, Васнецов, вспоминали его коллеги-художники, остановился, будто громом пораженный. Вот здесь могла бы бродить загадочная девушка! Вскоре все увидели чудо, ожившее на холсте. Морозная голубая ночь, в бездонном небе далекие холодные звезды... А на опушке Снегурочка с лицом Шуры, младшей дочери Саввы Мамонтова.

Интересно, что  В.М. Васнецов на первых постановках  спектакля лично играл Деда Мороза.

  Когда в Абрамцеве начались репетиции «Снегурочки», Мамонтов решил, что к роли Деда Мороза больше других подойдет сам художник-декоратор. «Что тут делать?  - рассказывает В. Васнецов. - Никогда ни на какой сцене я не игрывал…. Отнекиваться не полагалось, да как-то и стыдно было. Ну и играл Деда Мороза, и играл не один раз!»

Итак, «натурой»  для васнецовской Снегурочки была младшая  дочь Мамонтова Александра. Старшую дочь Веру все знают по картине «Девочка с персиками». Александре выпала не меньшая честь - быть навечно запечатленной в образе российской Снегурочки. И она как никто достойна этого чистого и светлого образа. Эта умная и шустрая девочка в детстве любила зиму, особенно любила кататься на санках по абрамцевским кручам.

Интересно, что  впоследствии эта Снегурочка (Александра Саввична Мамонтова) станет организатором  и первым директором музея «Абрамцево».

В декорациях «Снегурочки» В. Васнецова ожила русская сказка, раскрылась неяркая красота родной природы.

Эскизы Васнецова  к домашнему спектаклю «Снегурочка» хранятся в Государственном историко-художественном и литературном музее-заповеднике  «Абрамцево»: «Пролог», «Палаты царя Берендея», «Ярилина долина», «Улица слободки Берендеевки», «Дед Мороз», «Мизгирь», «Царь Берендей», «Лель», «Купава», «Бобыль», «Бобылиха» и др.

  В 1885 году В. М. Васнецов исполнил декорации и костюмы для оперы «Снегурочка», которая шла в Частной опере С. И. Мамонтова. 18 января 1893 г. В. Д. Поленов писал Н. В. Поленовой: «Вчера Виктор передал мне все свои рисунки к «Снегурочке». Что за дивная вещь «Певцы»! Мы все под этим высоким настроением»3.

 

Выводы:

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

В 1873 А. Н. Островский пишет  пьесу «Снегурочка». Большинство исследователей творчества Островского, говоря о пьесе «Снегурочка», ссылаются на дневник драматурга, который он вел весной 1848 года, когда переезжал с семьей из Москвы в Щелыково. Может быть, во время остановки в Переславле – Залесском автор «Снегурочки» и услышал местную легенду «о царстве счастливых берендеев, которыми правил добрый и мудрый царь». Сказочность природы Шелыкова вызывает в памяти фольклорные мотивы и образы. Поэтому и появление пьесы-сказки «Снегурочка» в творчестве драматурга совсем не случайно.

Таким образом, возможно, что  родиной Снегурочки может быть Щелыково.

Но с другой стороны, родиной Снегурочки можно считать и Абрамцево.

В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая  имела громадный успех.

И в 1882 году по- настоящему «оживил  » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г.

И именно в Абрамцеве В.М.Васнецов написал картину «Снегурочка - дочь Мороза и Весны».

Огромная заслуга в  конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.

Таким образом, родиной Снегурочки можно считать два места: Абрамцево  и Щелыково.

А свой современный  вид образ Снегурочки получил  в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Информация о работе Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке