Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:05, творческая работа

Описание работы

Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки.
5
1.1. «Родословная» Снегурочки.
5
1.2. Путешествие в Щелыково.
7
1.3. Путешествие в Абрамцево.
9
1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи.
10
1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».
10
1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».
11
1.4.3.Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
11
1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.
12
Выводы
14
Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки.
15
2.1. Организация и методы исследования.
15
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
17
2.3. Описание продукта исследовательской работы.
19
Заключение
20
Список источников информации
22
Приложения
23

Файлы: 1 файл

cytuehjxrf-proekt_snegurka.doc

— 1,017.50 Кб (Скачать файл)

10. Назовите  место, которое можно считать родиной Снегурочки

а)  Щелыково    б)  Абрамцево     в) Америка     г) Кострома    д) Европа

11. Назовите  отличительные черты Снегурочки?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Укажите Ваш  возраст.

  • 10 – 16
  • 17 и более                                            

                                                                 Спасибо за сотрудничество.

 

Приложение 2

Таблица 1.  Анализ результатов анкетирования школьников

Вопросы

Да

Нет

 Комментарии

 №1

Какие Новогодние персонажи известны Вам?

   

Большинство школьников знают Деда Мороза и Снегурочку.

№2

Кто из «двойников»  Деда Мороза Известен Вам?

   

Санта – Клаус – 14

Св. Николай – 5

Father Christmas - 4

№3

Знаете ли Вы о таком персонаже как Снегурочка?

13

1

 

№4

Есть ли «двойники» у Снегурочки?

1

13

 

№5

Кем является Снегурочка Деду Морозу?

   

помощница на празднике -1

дочка – 1

внучка - 12

№6

Назовите сказки, художественные произведения, в которых Вам встречался образ Снегурочки?

   

Большинство                      А.Н. Островский «Снегурочка», В.И. Даль «Девочка – Снегурочка»

№7

Вспомните, что  происходит со Снегурочкой в финале сказки.

   

Идёт с подружками в лес по ягоды и теряется в  лесу – 0

Тает, прыгая через  костёр – 13

Погибает с  приходом лета - 1

 №8

Назовите автора сказки о Снегурочке.

   

А.Н. Островский – 8

В.И. Даль – 5, А.С. Пушкин - 1

 №9

Родиной Деда Мороза является Великий Устюг. Знаете ли Вы родину Снегурочки?

8

6

 

№10

Назовите место, которое можно считать родиной Снегурочки.

   

Щелыково  – 4, Абрамцево – 2,

Америка – 1, Кострома –5,

Европа – 3

№11

Назовите отличительные  черты Снегурочки.

   

Снегурочка - снежна, добрая, отзывчивая, белая, холодная, красивая, весёлая, задорная девушка в голубом плаще и с длинной косой.


 

Таблица 2. Анализ результатов анкетирования учителей

Вопросы

Да

Нет

Комментарии

№1

Какие Новогодние персонажи известны Вам?

   

Большинство респондентов знают Деда Мороза и Снегурочку.

№2

Кто из «двойников»  деда Мороза известен Вам?

   

Св. Николай – 6

Санта Клаус – 14

Father Christmas –  1

№3

Знаете ли Вы о таком персонаже как Снегурочка?

12

2

 

№4

Есть ли «двойники» у Снегурочки?

1

13

 

№5

Кем является Снегурочка Деду Морозу?

   

Помощница на празднике -1

Дочка -2

Внучка -11

№6

Назовите сказки, художественные произведения, в которых  Вам встречался образ Снегурочки?

   

Большинство назвали пьесу А.Н. Островского «Снегурочка»

и сказку В.И. Даля «Девочка – Снегурочка»

№7

Вспомните, что  происходит со Снегурочкой в конце сказки.

   

Идёт с подружками в лес по ягоды и теряется в  лесу 1

Тает, прыгая через  костёр 11

Погибает с  приходом лета   2

№8

Назовите автора сказки о Снегурочке.

   

А.Н. Островский –10

В.И. Даль –5

А.С. Пушкин –1

№9

Родиной деда Мороза является Великий Устюг. Знаете ли Вы родину Снегурочки?

4

10

 

№10

Назовите место, которое можно считать родиной  Снегурочки?

   

Щелыково  –3, Абрамцево –3,

Америка –1, Кострома –7,

Европа –1

№11

Назовите отличительные  черты характера Снегурочки?

   

Кроткая, весёлая, добрая, послушная, красивая, холодную, симпатичную, молодую девушку в голубой или белой шубке, в меховой шапочке и с длинными косами.


 

 

Приложение 3

ДЕТИ

Диаграмма № 1  «Известна ли Снегурочка»

Диаграмма № 2  «Двойники» Снегурочки»

 

 

 

 

 

Диаграмма № 3  «Родина Снегурочки»

 

 

Диаграмма № 4  «Авторы сказок о Снегурочке»

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЯ

Диаграмма № 1 «Известна ли Снегурочка»

 

Диаграмма № 2 «Двойники» Снегурочки»

 

 

 

 

 

Диаграмма № 3  «Авторы сказок о Снегурочке»

 

Диаграмма № 4  «Родина Снегурочки»

 

 

 

 

Приложение 4

Сценарий  внеклассного мероприятия

«Торжество  чувств и красота природы в  опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка" и одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского».

 

Звучит вступление к опере «Снегурочка»

На экране в  цифровом режиме слайд-шоу появляются портреты

Н.А. Римского-Корсакова  и А.Н. Островского.

- Сегодня мы  проводим урок по теме «Торжество  чувств и красота природы в  опере Н.А. Римского-Корсакова  "Снегурочка" и одноименной  пьесе-сказке А.Н. Островского».

 На экране  появляется тема урока.

- Эпиграфом  к нашему уроку послужили слова Римского-Корсакова «В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную и поэтическую красоту».

На экране появляется эпиграф урока.

- На уроках  музыки и литературы мы не  раз отправлялись с вами в  удивительную страну сказок. Мы говорили, что источник сказок – сама жизнь, окружающая природа, мечты человека.

- Сегодня мы  проникнем в сказочную страну  берендеев, созданную в пьесе  «Снегурочка» Островским в 1873 году и в опере «Снегурочка», написанной по сюжету этой  пьесы в 1881 году Римским-Корсаковым.

- А.Н. Островский  создал пьесу «Снегурочка» по  мотивам устного народного творчества (песен, сказок, обрядов, игр), в  котором отражены быт и труд  русского народа.

На экране слайд  «Сцена берендеев».

-Какой герой  оперы и пьесы является олицетворением народной мудрости?

(Берендей).

- А откуда  появилось это название?

(Это название  не вымышленное: под старинным  городом Переяславлем-Залесским  существует Берендеево болото, на  месте которого, по преданию, было  Берендеево царство).

- Царь Берендей – сказочный герой, но его образ близок народному прототипу, поэтому в нем сочетаются и реальные и сказочные черты.

На экране И. Козловский в роли Берендея.

- Великий и  мудрый сказочник Римский-Корсаков  видел в народных сказках отражение  самой действительности, созданной в художественных образах. Сюжет пьесы Островского давал композитору возможность воспеть жизнь народа, живущего в согласии с природой, показать богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

- Какой древний  русский обряд показан в опере?

(Обряд Масленицы.  Проводы зимы).

На экране слайд  «Обряд Масленицы».

Исполнение  песни «Проводы зимы».

- Какие еще  герои сочетают в себе реальные  и сказочные черты?

(Снегурочка, Лель).

- А какие  герои только сказочные?

(Дед Мороз,  Леший, Весна).

- Какие –  реальные?

(Мизгирь, Купава, Бобыль, Бобылиха).

- Обрисовывая  фантастические персонажи, Римский-Корсаков  опирается главным образом на  инструментальные возможности оркестра. А у его представителей реального  мира мелодика носит вокальный, песенный характер. Все действующие лица имеют свои постоянные темы-характеристики, которые сопровождают героев на протяжении всей оперы. Даже картины природы (птицы, светлячки, кусты, деревья) имеют свои темы. Они одушевлены и очеловечены.

- Какие звучат  темы?

На экране декорации  к опере и фонограммы: Тема Весны, Песни и пляски птиц.

(Тема Весны,  Песни и пляски птиц).

- Что изображает  музыка?

(Музыка передает  голоса птиц: кукушки, дятла, кобчика.  Птичий гомон – спутник Весны).

- Где Римский-Корсаков черпал интонации своих музыкальных тем?

(Композитор  сочинял оперу, живя в деревне.  Интонации своих тем он черпал  из звуков природы. Использовал  в музыке оперы интонации птичьих  «попевок», например, снегиря, жившего  дома в клетке, скворца, щебетавшего в саду, и настоящий петушиный крик).

- Итак, мы с  вами в сказочном лесу, и в  нем мы видим Деда Мороза  и Снегурочку. Посмотрите эпизод  из пьесы в исполнении учеников.

Инсценировка  сцены из пьесы.

- Итак, Дед Мороз  отдает Снегурочку в слободку Бобылю, чтобы она пожила среди людей, познакомилась с их обычаями, завела подруг.

На экране слайд  «Картина Васнецова «Снегурочка».

- В каком  музыкальном номере оперы дается  характеристика Снегурочки?

(В арии «С  подружками по ягоды ходить»)

Исполнение  арии.

- Какова же  характеристика Снегурочки?

(В первой  части мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка  резвая, шаловливая, ее манят людские  песни).

(Во второй  части мелодия спокойная, напевная. Героиня поет о том, о чем  мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой).

(В третьей  части закрепляется утверждение  первой: у людей Снегурочке будет  жить интересней. Она будет общаться  с подругами, петь песни).

- Какой Снегурочка  предстает в начале оперы?

(Снегурочка  лишена человеческого тепла).

- Итак, как вы помните, Снегурочка живет у Бобыля, она пытается понять людей. Удается ли ей это?

(Нет, не удается.  Снегурочка прекрасное, но еще  холодное существо. Лель, спев ей  песню, ждет от нее любви.  Но для Снегурочки песни Леля  ценнее поцелуя. Она дарит ему цветок, но он его бросает).

- О чем ее  слова в этом эпизоде?

(Снегурочка  обижена на отца – Деда Мороза  за то, что он наделил ее  холодным сердцем, она хочет  понять человеческое чувство).

- Третья Песня  Леля написана в стиле народных  хоровых песен и является одним из лучших и популярных номеров оперы.

 На экране  слайд Леля.

- Что олицетворяет  образ Леля?

(Лель – это  олицетворение вечного искусства  музыки, песенного творчества народа).

- Отвергнутая  Лелем, Снегурочка обращается  к Весне, которая дарит ее  волшебный венок.

На экране слайд  Весны и Снегурочки.

- Какая сила  заключена в нем?

(Великая сила  человеческой любви, ради которой  человек готов на все, заключена  в венке).

- Именно в  этой сцене вся гармония человеческих  чувств и красоты природы. Почему  Снегурочка, ранее не замечавшая красоту окружающего мира, стала ее видеть и восторгаться? Обратимся к тексту…

Исполнение  текста Весны со слов «Смотри, дитя…».

- Т.е. ее сердце  загорелось огнем человеческого  чувства. Она полюбила.

- Какая сцена  является кульминацией в развитии действия?

(Сцена гибели  Снегурочки. Под действием тепла  и пробудившихся в ней человеческих  чувств она тает).

На экране сцена  таяния Снегурочки.

Звучит фрагмент ариозо из оперы.

- Что воспевает  Снегурочка в сцене таяния, в  своем последнем ариозо: какая это музыка?

(Воспевает великую  силу любви. Восторженно благодарит  Весну за ее чудесный дар  – чувство, которое пробудилось  у нее к Мизгирю. Музыка светлая  и мечтательная).

- Каков финал  оперы? Какая музыка в заключительном  хоре?

(Музыка просветленно-торжественная, величавая. Это гимн Солнцу – источнику света и жизни на земле).

Информация о работе Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке