Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:05, творческая работа
Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».
Введение
3
Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки.
5
1.1. «Родословная» Снегурочки.
5
1.2. Путешествие в Щелыково.
7
1.3. Путешествие в Абрамцево.
9
1.4. Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» и её интерпретация в музыке и живописи.
10
1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка».
10
1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка».
11
1.4.3.Народный характер музыки в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
11
1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки.
12
Выводы
14
Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки.
15
2.1. Организация и методы исследования.
15
2.2. Описание и анализ результатов исследования.
17
2.3. Описание продукта исследовательской работы.
19
Заключение
20
Список источников информации
22
Приложения
23
НОУ
средняя общеобразовательная
______________________________
Исследовательская работа
«Расскажи, Снегурочка, где была…»
Образ Снегурочки
в произведениях русских
Авторы: Егорычева Екатерина,
Рыльская Мария,6 класс.
Научный руководитель:
Данилова Р.И., учитель
русского языка и литературы
НОУ СОШ «Росинка»
Москва
2010
Оглавление
Введение |
3 |
Глава 1. История возникновения и развития образа Снегурочки. |
5 |
1.1. «Родословная» Снегурочки. |
5 |
1.2. Путешествие в Щелыково. |
7 |
1.3. Путешествие в Абрамцево. |
9 |
1.4. Пьеса А.Н.Островского
«Снегурочка» и её |
10 |
1.4.1.История создания пьесы А.Н.Островского «Снегурочка». |
10 |
1.4.2.Отличие пьесы Островского от русской народной сказки о Снегурочке и сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка». |
11 |
1.4.3.Народный
характер музыки в опере Н.А. |
11 |
1.4.4.Заслуга В.М.Васнецова в конкретной реализации образа Снегурочки. |
12 |
Выводы |
14 |
Глава 2. Экспериментальное исследование истории возникновения образа Снегурочки. |
15 |
2.1. Организация и методы исследования. |
15 |
2.2. Описание
и анализ результатов |
17 |
2.3. Описание продукта исследовательской работы. |
19 |
Заключение |
20 |
Список источников информации |
22 |
Приложения |
23 |
Введение
Каждый Новый год с замиранием сердца ждут ребятишки в России появления Деда Мороза и Снегурочки. И Дед Мороз, и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. Снегурочка по-прежнему помогает своему уже давно немолодому дедушке веселить ребятню играми, водить у ёлки хороводы и раздавать подарки. А откуда взялась эта девочка Снегурочка?
Образ Снегурочки привлекал многих поэтов, писателей, композиторов, художников.
Заинтересовал этот образ и нас. Когда и как возник этот удивительный сказочный образ девушки-красавицы из снега? Где «родилась» Снегурочка? Нам захотелось изучить «родословную» этой сказочной героини. Поэтому мы выбрали очень интересную тему: «Расскажи, Снегурочка, где была…» Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке».
Сначала познакомимся с основными понятиями, которые встретятся в нашей исследовательской работе:
Снегурочка – сказочный образ девушки-красавицы из снега.
ОБРАЗ - художественное отражение идей и чувств в звуке, слове, красках и т.п. Поэт мыслит образами; он не доказывает истины, а показывает ее. Созданный художником или актером характер, тип. О. Чичикова. О. Гамлета. О. Пушкина в картинах Репина.
СКАЗКА - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.
Актуальность нашей работы обусловлена тем, что образ сказочного персонажа – Снегурочки, на наш взгляд, недостаточно изучен. Литературный цикл «Расскажи, Снегурочка, где была…» для учеников начальной школы познакомит детей и взрослых с целостным образом Снегурочки, привьёт любовь к родной литературе, произведениям устного народного творчества. Эта работа научит анализировать литературный текст, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении, а также поможет развивать творческое воображение, аналитическое мышление.
Проект реализуется в предметных рамках литературы и лингвистики.
Проект может быть квалифицирован как исследовательский, межпредметный, внутришкольный, годовой.
Объектом исследования является Снегурочка.
Предметом исследования является история возникновения образа Снегурочки.
Гипотеза исследования: родиной Снегурочки может быть как Абрамцево, так и Щелыково.
На основании
вышесказанного мы ставим
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
Теоретические
Практические
В исследовании были использованы следующие методы:
Теоретические:
Эмпирические
Практическую значимость данной работы будут иметь сценарий спектакля по мотивам сказки В.И.Даля «Девочка Снегурочка», декорации для спектакля и эскизы костюмов, разработка урока внеклассного чтения, Литературная карта музея-усадьбы «Абрамцево», фотоальбом «Абрамцево» и слайды.
Глава
1. История возникновения и
Чтобы разобраться в «родословной» Снегурочки, необходимо выяснить, когда и как появилась эта героиня.
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Но в Новый год Снегурочка стала появляться лишь в самом конце 19-го века. До этого Дед Мороз приходил один. Какое же событие выдвинуло Снегурочку в ряд самых популярных в народе героинь? Ответ может быть простым - это появление пьесы сказки А.Н. Островского «Снегурочка», написанной писателем в 1873 году.
В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы.
В 1882 Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
И в 1882 году по- настоящему «оживил » Снегурочку Островского С.И. Мамонтов. Художники созданного Мамонтовым абрамцевского художественного кружка вместе с родственниками и друзьями Саввы Ивановича по его инициативе и при его непосредственном участии поставили спектакль по пьесе Островского в 1882 г. Потом в 1886 г. показали всей России оперу «Снегурочка» с музыкой Римского-Корсакова в знаменитом частном оперном театре Мамонтова. Лишь после этих постановок Снегурочка вошла не только в души русских людей, но и в дома, т.е. стала появляться в Новый Год как спутница Деда Мороза.
Огромная заслуга в конкретной реализации образа Снегурочки принадлежит В.М. Васнецову. Успех спектакля и оперы был в значительной степени обусловлен его изумительными декорациями, которые являются одной из вершин творчества художника.
А свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.
«Настоящее Щелыково настолько лучше воображаемого, насколько природа лучше мечты».
В русской культуре есть немало примеров удивительного слияния творца, его произведений и места, где он творит. Михайловское, Болдино навсегда связаны с именем А. С. Пушкина, Ясная Поляна - с Л. Н. Толстым, Спасское-Лутовиново - с творчеством и героями И. С. Тургенева. В этом ряду и Щелыково — заповедный уголок Костромской земли, место, прочно связанное с именем и творчеством русского драматурга А. Н. Островского.
Отрывки дневниковых записей молодого Островского, который в 1848 году первый раз с отцом отправился в Щелыково, передают ощущения и чувства писателя от увиденного им во время путешествия.
Ведь он, еще не быв ни разу в Щелыкове, с нетерпением, тревогой и радостью ожидал этой встречи. Чистота и свежесть, простота и искренность, величественность и восхищение переполняли душу молодого драматурга, и все это несметное богатство радости, чувств не могло не найти отражения в слове.
Впечатления от первого знакомства с имением не изгладились из памяти драматурга с годами. Напротив, первая влюбленность укрепилась и переросла в глубокое и постоянное чувство. Сюда до конца своих дней с надеждой и верой в целительное и вдохновляющее влияние «милого Щелыкова» стремился А. Н. Островский. Здесь ему работалось и отдыхалось лучше, чем в любом другом месте. В течение девятнадцати лет ездил он в Щелыково каждое лето, в щелыковском доме провел последние дни жизни.
Красота
окружающей природы, места,
Вот территория заповедника... Спускаемся
с горы... Тропинка вьется по краю обрывистого
берега Куекши к густому лесу, выводит
на лесную поляну, в глубине которой блестит
небольшой водоем, обрамленный шестигранным
пробивающийся из земли фонтанчик и выталкивает
из глубины белый песок. При ярком солнце
разноцветные блики вспыхивают на илистом
дне, и это равномерное движение кажется
волшебным действом. Родник и колодчик
зовутся Голубым ключиком, и давно уже
родилась легенда о том, что прозрачно-голубой
водоем образовался на месте гибели Снегурочки,
потому вода в нем так холодна и прозрачна.
Но сердце Снегурочки не умерло: разбуженное
матерью Весной и наполненное страстной
силой любви, бьется оно на дне Голубого
ключика. Ключик же обладает чудодейственной
силой сохранять красоту и молодость тем,
кто каждый день на утренней заре приходит
сюда умываться его живительной водой.
«Здесь все вопиет о воспроизведении,
а больше всего восхитительные овраги
подле дома, и живописные берега речки,
которым я не могу найти сравнения. Первое
и самое сильное впечатление, которое
производят на меня красоты природы, для
меня болезненно, мне тяжело, мне надобно
облегчить свою грудь, надобно поделиться
с кем-нибудь этими неотступными впечатлениями,
которые лезут в душу со всех сторон».
«Я начинаю чувствовать деревню. У нас зацвела черемуха, которой очень много подле дома, и восхитительный запах ее как-то короче знакомит меня с природой. Природа мне делается понятной, все мельчайшие подробности, которых бы прежде не заметил, счел бы лишними, теперь оживляются и просят воспроизведения. Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки очаровательны, и все это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа»1.
Информация о работе Образ Снегурочки в произведениях русских писателей, в живописи и в музыке