Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 07:20, курсовая работа
Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения.
С другой стороны, недостаточное овладение техникой рисования не позволяет студентам решать декоративные задачи, поскольку технические навыки обуславливают возможности декоративного восприятия студентов.
Поэтому процесс формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку был обусловлен обучением их технике рисования, приёмам стилизации, освоением ими основ академического рисунка и закономерностей композиции. Работу над формированием замысла необходимо начинать одновременно с первоначальным обучением умениям и навыкам академического и специального рисования и усвоением изобразительной грамоты.
В ходе формирующего эксперимента нами предусматривалось использование основных форм организации занятий в учебном процессе среднего специального учебного заведения. В предлагаемую экспериментальную методику мы включили лекции, беседы и практические занятия, в процессе которых студентами выполнялись задания, содержащие кратковременные упражнения, направленные на разработку декоративных решений, позволяющих выявить различные пластические особенности образа натурных постановок.
В лекциях акцентировались возможности различных способов трансформации натурной постановки в стилизованное декоративно-графическое изображение, а также выявлялись композиционные закономерности в специальном рисунке.
В целом в ЭГ методические воздействия были направлены на анализ предметов в натурной постановке, посредством проведения аналогий и выявления закономерностей развития стилизованной формы предметов, а также нахождения выразительного композиционного решения.
Студенты изучали различные приемы и уровни стилизации натурной постановки, и старались выработать собственный стиль композиционной организации графического листа, т.е. получали навыки, необходимые для дальнейшей творческой деятельности художника декоративно-прикладного искусства.
В ЭГ содержание занятий определялось теми же действующими учебными программами по рисунку, но содержание и направленность лекционного материала и практических заданий разрабатывались с учетом гипотезы и задач исследования, и способствовали формированию специальных знаний, умений и навыков декоративно-графического изображения. Занятия проводились в форме бесед и лекций; практическая работа содержала кратковременно-тренировочные упражнения и длительные специальные задания, которым в обязательном порядке предшествует выполнение форэскизов. Таким образом, занятия по рисунку в ЭГ проводились по разработанной нами методике, наиболее способствующей формированию декоративного восприятия у студентов.
Теоретическая часть занятий последовательно раскрывала способы стилистической интерпретации натурной постановки с учетом закономерностей построения декоративной композиции натюрморта, а также определяла конкретные учебно-творческие задачи, необходимые для выполнения практических заданий. Студенты изучали принципы стилизации натурной формы, законы построения декоративной композиции (такие как равновесие, динамика, ритм и т.д.), графические приемы и средства, способствующие выведению изображения натюрморта на новый эстетический уровень.
Лекционный курс по изображению натюрморта в специальном рисунке проходил в следующем порядке. Прежде всего, студенты знакомились с понятием «декоративно-графический образ» натюрморта, им объяснялась специфика декоративного восприятия натурной постановки и ее изображения. Во время занятий студенты получали подробное разъяснение возможностей реализации замысла по созданию декоративно-графического образа натурной постановки, а также нахождению наиболее выразительных графических приемов и средств. Особое внимание уделялось выразительным особенностям тона, силуэта и композиционной организации пространства изобразительной плоскости через баланс и ритм тональных пятен и декоративных элементов, направленных на создание эмоционального образа натурной постановки. Таким образом, в лекциях были раскрыты особенности декоративного восприятия и декоративно-графического изображения натюрморта.
Основной целью предложенной методики является формирование декоративного восприятия студента в процессе выполнения стилизованного декоративно-графического изображения натюрморта.
В ходе формирующего эксперимента студентами экспериментальной и контрольной групп были выполнены контрольные задания по теме «Декоративный натюрморт» (занятия проводились по экспериментальной методике, а в КГ по традиционной).
Студенты ЭГ, в процессе обучения специальному рисунку по экспериментальной программе, научились самостоятельно пользоваться сравнением, анализировать, проводить аналогии и ассоциации, а также находить выразительное композиционное решение натуры и декоративно-графическое решение образа натурной постановки.
Сопоставление результатов констатирующего и формирующего эксперимента позволили выявить влияние разработанных методических заданий и упражнений по специальному рисованию на качество работ студентов. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили правомерность сформулированной нами гипотезы.
В заключении подводятся основные итоги исследования и формулируются следующие выводы.
1. В контексте диссертационного исследования декоративное восприятие понимается как комплекс психологических свойств личности, отвечающих требованиям декоративного рисования и влияющих на процесс практической реализации декоративно-графического замысла. Формирование декоративного восприятия – это целенаправленный процесс, основанный на наблюдении натуры и её мысленном преобразовании, результатом которого будет декоративное изображение, построенное на приёмах стилизации, обобщения, трансформации, плоскостного решения пространства и др.
Работа над формированием декоративного восприятия студентов является логическим продолжением обучения академическому рисунку. Активизируя декоративное восприятие студентов, мы развиваем их способности к самостоятельной творческой работе, что в изобразительной деятельности соответствует повышению уровня выразительности и грамотности декоративно-графического изображения. В процессе формирования декоративного восприятия личность обогащается понятийным аппаратом, развивает мыслительные механизмы. Сформированный замысел является основой декоративного восприятия, активизирует творческую деятельность студентов.
2. В ходе диссертационного исследования были определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия у студентов ДПИ на занятиях специальным рисунком. Наличие базовых знаний, умений и навыков по академическому рисунку; осознанное усвоение знаний специального рисунка (закономерности построения декоративной композиции, приемы стилизации и т.п.); наличие устойчивой потребности в художественной деятельности; педагогическая установка на создание декоративного изображения; реализация творческого взаимодействия педагога и студента на занятиях по рисунку.
3. В контексте диссертационного исследования были определены критерии оценки степени сформированности декоративного восприятия на стадии стилизации предметов, композиционного и технического воплощения замысла. Предложенная в ходе исследования методика обучения специальному рисунку, направленная на формирование декоративного восприятия, включает в себя создание форэскизов, кратковременно- тренировочных и длительно-творческих заданий по декоративной композиции натюрморта, способствующих активизации творческой деятельности студентов на занятиях по декоративному рисунку и активно развивающих их мыслительные способности.
4. Динамика формирования декоративного восприятия выявляется при помощи разработанных критериев оценки и представляет собой последовательную систему изучения теоретических и практических принципов выполнения декоративной композиции.
5. Результатом процесса формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку у студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля мы считаем: повышение качества профессиональной подготовки и творческой активности студентов на занятиях по рисунку.
Выполненное диссертационное исследование не раскрывает всей полноты возможностей обучения рисунку студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля и представляет собой один из возможных вариантов создания психолого-педагогических условий, использования эффективных способов формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку. Предложенный теоретический и экспериментальный материал позволяет, на наш взгляд, продолжить дальнейшие разработки, направленные на изучение смежных вопросов данной темы.
В приложении представлены работы студентов, полученные в результате проведения экспериментального исследования.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях:
1. Кравченко, К.А. Активизация познавательной
деятельности учащихся на
2. Кравченко, К.А. Педагогические условия активизации творческой деятельности студентов на занятиях по живописи / О.В. Шаляпин, К.А. Кравченко // Искусство и образование: опыт и взаимодействие: Сборник научно-методических статей / Сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева. – М.: ГОУ Педагогическая Академия, 2009 – С. 122.
3. Кравченко, К.А. Проблема
объемной формы в художественном образовании
/ Кравченко К.А., Шаляпин О.В. // Российский
экономический интернет-журнал [Электронный
ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад.
труда и социал. отношений – Электрон.
журнал. – М.: АТиСО, 2008 –.– № гос. регистрации
0420600008. – Режим доступа: http: //www/globecsi.ru/Articles/
4. Кравченко, К.А. Методические особенности
обучения изобразительной
5. Кравченко, К.А. Основные принципиальные моменты графического образования студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» / К.А. Кравченко // Вестник Новосибирского областного колледжа культуры и искусств: Научно-методический, информационный журнал. – Новосибирск: Изд-во НОККиИ, 2008. – С. 16-19.
6. Кравченко, К.А. Педагогическое управление
изобразительным процессом как
средство активизации
7. Кравченко, К.А. Рекомендации для
педагогов дополнительного
8. Кравченко, К.А. Специфика
рисунка в процессе обучения
студентов-прикладников в
9. Кравченко, К.А. Изображение
натюрморта в специальном
10. Кравченко, К.А. Проблема формирования декоративного восприятия на занятиях по рисунку / К.А. Кравченко // Аспирантский сборник НГПУ – 2008 (По материалам научных исследований аспирантов, соискателей и докторантов). – Новосибирск, 2008 – С. 18-24.