Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 07:20, курсовая работа
Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения.
Министерство Образования Науки России Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «ОмГПУ» в г. Таре
Курсовая работа
«Обучение декоративной стилизации»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения.
Важнейшей
задачей художественного
В контексте исследуемой проблемы психологические труды известных ученых (Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, Б.М. Теплова), посвященные проблемам восприятия и образного мышления дают основательный теоретический материал для методического осмысления.
Психологические особенности процесса изображения исследовали известные ученые (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов), что позволило выявить принципиальные особенности восприятия в процессе изобразительной деятельности, а также проанализировать психолого-педагогические аспекты художественного творчества и изобразительного искусства.
Проблему восприятия, а также учебно-познавательной деятельности студентов исследовали многие ученые-педагоги (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), что позволило обосновать конкретные педагогические условия оптимизации учебного процесса.
Эмпирические и теоретические
исследования многих
Творческие проблемы процесса изображения проанализированы в исследованиях В.П. Зинченко, В.С. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Е.В. Шорохова и других авторов, что позволило обосновать научно-методические принципы творческого подхода к изображению при обучении академическому рисунку, раскрыть дидактические и методические условия активизации развития творческих способностей учащихся на занятиях по рисунку.
Различные
методические проблемы
В настоящее
время учебно-методическая
В исследованиях А.Н. Витковского, С.П. Ломова, Ю.М. Ютюновой обосновываются отдельные вопросы подготовки художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по живописи и рисунку в высшей школе. Авторы рассматривают компоненты профессиональной подготовки художников и отмечают необходимость разработки комплексного подхода к обучению академическому рисунку с учетом специфики специальности.
В методической
литературе и научных работах
по изобразительному искусству
успешно исследуются проблемы, связанные
с формированием
Особенность обучения в среднем профессиональном учебном заведении художественного профиля заключается в необходимости подготовки не просто квалифицированного мастера-исполнителя, но и воспитании творческой личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию, что невозможно без развитого декоративного восприятия студентов. Являясь частной формой проявления художественного восприятия, декоративное восприятие представляет собой комплекс индивидуально-психологических свойств личности, способствующих созданию декоративного изображения и оказывающих влияние на процесс практического исполнения творческой работы.
Необходимость активизации творческого начала в изобразительной деятельности студентов ДПИ и определила выбор данной темы исследования.
Цель исследования – обоснование процесса формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в среднем специальном учебном заведении художественного профиля.
Объект исследования – процесс обучения рисунку студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования.
Предмет исследования – процесс формирования декоративного восприятия у студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля на занятиях по рисунку.
Гипотеза исследования. Эффективность формирования декоративного восприятия у студентов ДПИ значительно повысится, если на занятиях по специальному рисунку актуализировать творческие задачи, связанные с построением декоративной композиции натюрморта и декоративной стилизацией изображаемых предметов.
Исходя
из общей цели, объекта, предмета
и сформулированной гипотезы
были поставлены следующие зада
- конкретизировать сущность
- выявить психологические особенности формирования декоративного восприятия на занятиях декоративным рисунком;
- сформулировать педагогические
условия формирования
- обосновать критерии оценки сформированности декоративного восприятия у студентов на занятиях специальным рисунком;
- разработать методику, включающую в себя систему заданий и упражнений, направленных на формирование декоративного восприятия;
- в процессе экспериментальной работы выявить динамику формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по специальному рисунку.
Методологическую базу исследования составляют:
- психологические исследования, посвященные проблемам формирования восприятия, представления, воображения (Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Якобсон и др.);
- фундаментальные положения психологии о закономерностях процесса познания и особенностях художественного мышления (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л, Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов и др.);
- теоретические
исследования по методике
- методические
исследования практических
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические, включающие анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме; изучение и обобщение опыта учебной работы в ссузах художественного профиля; изучение научных исследований, сравнение анализ и обобщение документации.
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, экспертное оценивание, изучение продуктов деятельности.
Научная новизна исследования:
- в контексте исследования определены критерии оценки степени сформированности декоративного восприятия студентов на стадии стилизации предметов, композиционного и технического воплощения замысла;
- выявлены и обоснованы психолого-педагогические возможности декоративного натюрморта, как одного из средств, обеспечивающих процесс формирования декоративного восприятия у студентов художественных колледжей;
- выявлена
динамика формирования
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в следующем:
- конкретизировано понятие
«декоративное восприятие» в
контексте применения его в
теории и методике обучения
специальному рисунку на
- определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия у студентов ДПИ на занятиях специальным рисунком в системе среднего профессионального образования: наличие у студентов базовых знаний, умений и навыков по академическому рисунку; осознанное усвоение знаний специального рисунка (закономерности построения декоративной композиции, приемы стилизации и т.п.); наличие устойчивой потребности в художественной деятельности; реализация творческого взаимодействия педагога и студента на занятиях по рисунку;
- научно обоснована и проверена на практике методика обучения специальному рисунку, направленная на формирование декоративного восприятия;
- разработаны
методические указания, формирующие
декоративное восприятие в
Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими данными, положительными результатами показателей эффективности предлагаемых педагогических условий, приемов и методов формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.