Обучение декоративной стилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 07:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство Образования Науки России  Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждениявысшего профессионального образования «ОмГПУ» в г. Таре

 

 

 

 

 

                                  Курсовая работа

                   «Обучение декоративной стилизации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Выполнила : студентка 3 курса з/о

                                                                                историко –филологического отделения

                                                                                профиль «художественный дизайн»

                                                                                Чернова Елена Анатольевна.

                                                                                Лугина Яна Александровна

 

 

 

 

 

                                                   Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность исследования определяется возрастающими требованиями к подготовке специалистов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в системе среднего профессионального образования, которая требует постоянного совершенствования и нахождения новых, более эффективных форм и методов обучения.

         Важнейшей  задачей художественного образования  является сохранение традиционной  культуры и развитие народных ремёсел. Одним из условий профессиональной подготовки художников по декоративно-прикладному искусству является не только овладение технологиями основ народных ремёсел, но и формирование навыков и умений рисования,  способствующих развитию  образного восприятия и творческой активности учащихся. Поэтому постижение изобразительных и выразительных возможностей учебного рисунка особенно актуально. Успешность качественной подготовки будущих специалистов декоративно-прикладного искусства во многом зависит от степени сформированности у них декоративного восприятия в процессе графической подготовки, поскольку профессиональное восприятие является основой творческого процесса художника.

       В контексте исследуемой проблемы психологические труды известных ученых (Б.Г. Ананьева, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Е.И. Игнатьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, И.М. Сеченова, Б.М. Теплова), посвященные проблемам восприятия и образного мышления дают основательный теоретический материал для методического осмысления.

Психологические особенности процесса изображения исследовали известные ученые (Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.Б. Ермолаева-Томина, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов), что позволило выявить принципиальные особенности восприятия в процессе изобразительной деятельности, а также проанализировать психолого-педагогические аспекты художественного творчества и изобразительного искусства.    

Проблему восприятия, а также учебно-познавательной деятельности студентов исследовали многие ученые-педагоги  (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Г.И. Щукина и др.), что позволило обосновать конкретные педагогические условия оптимизации учебного процесса.

       Эмпирические и теоретические  исследования многих выдающихся  художников-педагогов  могут служить основой для решения проблем методики преподавания рисунка применительно к среднему профессиональному образованию. Так Д.Н. Кардовский, Е.А. Кибрик, В.А. Фаворский, П.П. Чистяков, К.Ф. Юон и др. считали основной целью обучения изобразительному искусству развитие профессионального восприятия (аналитического восприятия натурной формы и последовательного системного рисования).

Творческие проблемы процесса изображения проанализированы в исследованиях  В.П. Зинченко,  В.С. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, Е.В. Шорохова и других авторов, что позволило обосновать научно-методические принципы  творческого подхода к изображению при обучении академическому рисунку, раскрыть дидактические и методические условия активизации развития творческих способностей учащихся на занятиях по рисунку.

         Различные  методические проблемы декоративно-прикладного  искусства в системе профессиональной  подготовки студентов художественных факультетов педагогических вузов исследовали ученые К.Ж. Амиргазин, М.В. Соколов, А.С. Хворостов, Т.С. Шпикалова и др.

         В настоящее  время учебно-методическая литература  по рисунку, предназначенная для  текстильной, легкой и мебельной промышленности (Ф.В. Антонов, Л.А. Бруни, Н.П. Бесчастнов, Б.А. Бурмистров С.В. Герасимов, Г.И. Кулебакин и др.) содержит основные теоретические, практические положения академического и специального рисунка и  рассматривает основные принципы изображения, где особенности специальности анализируются как сложное полисистемное образование, основанное на утверждении: от образа учебной постановки к образу спроектированной вещи.

В исследованиях А.Н. Витковского, С.П. Ломова, Ю.М. Ютюновой обосновываются отдельные вопросы подготовки художников декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по живописи и рисунку в высшей школе. Авторы рассматривают компоненты профессиональной подготовки художников и отмечают необходимость разработки комплексного подхода к обучению академическому  рисунку с учетом специфики специальности.

        В методической  литературе и научных работах  по изобразительному искусству  успешно исследуются проблемы, связанные  с формированием художественного  восприятия, развитием изобразительных умений, а также различные аспекты творческих способностей студентов педагогических вузов. Вместе с тем, недостаточно специальных исследований, посвященных специфике обучения рисунку в системе среднего профессионального образования.

Особенность  обучения в среднем профессиональном учебном  заведении художественного профиля заключается в необходимости  подготовки не просто квалифицированного мастера-исполнителя, но и воспитании творческой личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию, что невозможно без развитого декоративного восприятия студентов. Являясь частной формой проявления художественного восприятия, декоративное восприятие представляет собой комплекс индивидуально-психологических свойств личности, способствующих созданию декоративного изображения и оказывающих влияние на процесс практического исполнения творческой работы.

Необходимость активизации творческого начала в изобразительной деятельности студентов ДПИ и определила выбор данной темы исследования.

         Цель исследования – обоснование процесса формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку на отделении декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в среднем специальном учебном заведении художественного профиля.

         Объект исследования – процесс обучения рисунку студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в системе среднего профессионального образования.

         Предмет исследования – процесс формирования декоративного восприятия у студентов среднего специального учебного заведения художественного профиля на занятиях по рисунку.

         Гипотеза исследования. Эффективность формирования декоративного восприятия у студентов ДПИ значительно повысится, если на занятиях по специальному рисунку актуализировать творческие задачи, связанные с построением декоративной композиции натюрморта и декоративной стилизацией изображаемых предметов.

         Исходя  из общей цели, объекта, предмета  и сформулированной гипотезы  были поставлены следующие задачи исследования:

         - конкретизировать сущность понятия  восприятия  в контексте обучения  декоративному рисунку  студентов  специальности «Декоративно-прикладное  искусство и народные промыслы»  в системе среднего профессионального  образования;

         - выявить психологические особенности формирования декоративного восприятия на занятиях декоративным рисунком;

         - сформулировать педагогические  условия формирования декоративного  восприятия в процессе обучения  специальному рисунку;

         - обосновать критерии оценки сформированности декоративного восприятия у студентов на занятиях специальным рисунком;

         - разработать  методику, включающую в себя систему заданий и упражнений, направленных на формирование декоративного восприятия;

        - в процессе экспериментальной работы выявить динамику формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по специальному рисунку.

         Методологическую  базу исследования составляют:

         - психологические  исследования, посвященные проблемам формирования восприятия, представления, воображения (Р. Арнхейм, Б.Г. Ананьев, Н.Н. Волков, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Р. Грегори, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Якобсон и др.);

         - фундаментальные  положения психологии о закономерностях процесса познания и особенностях художественного мышления (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л, Рубинштейн, И.М. Сеченов, Б.М. Теплов и др.);

         - теоретические  исследования по методике обучения  изобразительному искусству, посвященные проблемам активизации учебной и творческой деятельности студентов  (Г.В. Беда, Н.Н. Волков, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, А.И. Иконников, В.С. Кузин, В.К. Лебедко, С.П. Ломов, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов и др.);

         - методические  исследования практических проблем  освоения профессионального мастерства  декоративно-прикладного искусства (К.Ж. Амиргазин, В.В. Корешков, М.В. Соколов, А.С. Хворостов, Т.С. Шпикалова и др.). 

         Для решения  поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретические, включающие анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме; изучение и обобщение опыта учебной работы в ссузах художественного профиля; изучение научных исследований, сравнение анализ и обобщение документации.

- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, тестирование, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, экспертное оценивание, изучение продуктов деятельности.

          Научная новизна исследования:

         - в контексте исследования определены критерии оценки степени сформированности декоративного восприятия студентов на стадии стилизации предметов, композиционного и технического воплощения замысла;

- выявлены и обоснованы  психолого-педагогические возможности  декоративного натюрморта, как  одного из средств, обеспечивающих процесс формирования декоративного восприятия у студентов художественных колледжей;

         - выявлена  динамика формирования декоративного  восприятия на занятиях специальным рисунком.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в следующем:

- конкретизировано понятие  «декоративное восприятие» в  контексте применения его в  теории и методике обучения  специальному рисунку на отделениях  декоративно-прикладного искусства средних профессиональных учебных заведений;

       - определены психолого-педагогические условия, способствующие эффективному формированию декоративного восприятия у студентов ДПИ на занятиях специальным рисунком в системе среднего профессионального образования: наличие у студентов базовых знаний, умений и навыков по академическому рисунку; осознанное усвоение знаний специального рисунка (закономерности построения декоративной композиции, приемы стилизации и т.п.); наличие устойчивой потребности в художественной деятельности; реализация творческого взаимодействия педагога и студента на занятиях по рисунку;

 - научно обоснована и проверена на практике методика обучения специальному рисунку, направленная на формирование декоративного восприятия;

         - разработаны  методические указания, формирующие  декоративное восприятие в процессе  графической деятельности, которые  могут использоваться при составлении  учебных программ, учебных пособий  по рисунку и композиции на  отделениях декоративно-прикладного искусства средних профессиональных учебных заведений.

         Обоснованность  и достоверность полученных результатов исследования обеспечены исходными методологическими данными, положительными результатами показателей эффективности предлагаемых педагогических условий, приемов и методов формирования декоративного восприятия у студентов на занятиях по рисунку, всесторонним качественным и количественным анализом результатов эксперимента, апробацией и внедрением основных положений исследования в педагогическую практику.

Информация о работе Обучение декоративной стилизации