Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:00, контрольная работа

Описание работы

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. А для этого необходимо воспитывать у детей умение видеть вокруг себя предметы и явления, которые послужат содержанием изобразительного творчества, вызывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе, развивать эмоциональную отзывчивость детей и вооружать их средствами изображения различных событий и явлений. Любой предмет воспроизводится детьми плоскостно. Это является одной из главных особенностей детского рисунка.

Содержание работы

Введение
1.Возникновение и развитие рисования у детей раннего возраста
2. Характер рисования детей младшего и среднего возраста.
3. Программа и содержание обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.
4. Методика обучения предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Практическая часть:
1.Выполнить пооперационные карты изображения предметов в младшем и среднем возрасте.
2.Составить 2 конспекта занятий по обучению рисованию, приложить 10 рисунков с анализом усвоения изобразительных и технических умений и навыков.

Файлы: 1 файл

Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте.docx

— 44.23 Кб (Скачать файл)

  В этом возрасте дети еще  не могут передавать изображение  с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть  установлена так, чтобы они  видели ее с наиболее характерной  стороны и ясно различали основные  части. Если дети сидят за  четырех- или шестиместными столами,  натуру надо поставить в нескольких  местах, чтобы она была пред  глазами каждого ребенка (при этом все предметы должны быть одинаковыми)  При рисовании воспитатель должен обращать внимание ребят только на видимые части предмета.

  Натура используется и по  окончании работы для сравнения  с ней рисунков, хотя анализ  в этой группе не может быть  очень детальным и соответствует  лишь программным требованиям.

  Учитывая особенности четырех  летних детей, следует в различные  приемы обучения включать игровые  моменты. Например, кукла-неваляшка  просит н6ерисовать ее портрет,  при анализе работ она смотрит  и оценивает рисунки. Игра всегда  вносит оживление и радость   работу детей, что повышает  их активность.

  В средней группе для лучшего  воспроизведения образа могут  быть использованы картинка или  рисунок воспитателя. Детей 4 лет  еще нельзя знакомить с каким-либо  приемом рисования на основе  картины. Она здесь служит лишь  средством оживления детских  представлений о том или ином  предмете.

  По содержанию используемые  в данной группе картины, конечно,  разнообразнее, чем в младшей  группе, поскольку богаче сама  тематика рисунков.

  Показ приемов рисования  продолжает занимать значительное  место в обучении на тех  занятиях, где дается новый программный  материал. Например, тема рисования  – снеговик. Воспитатель впервые  предлагает детям предать правильные  пропорциональные соотношения и  последовательность изображения.  Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где? Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончит рисунок. При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.

   Образец в предметном  рисовании не может быть применен, так как он будет сковывать  инициативу и воображение ребенка.

  Использование художественного  слова занимает большое место,  чем в предыдущих группах.

  С одной стороны, художественный  словесный образ можно использовать  в связи с темой рисования  для того, чтобы пробудить интерес,  оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни.  В этих случаях словесный образ  должен главным образом воздействовать  на чувства детей и в то  же время ясно предавать внешние  черты предмета, указывая на какой-либо  один зримый признак. Например, начиная занятия чтением стихотворения:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят,-

 воспитатель старается воспроизвести  в памяти детей виденный ими  листопад.

  В другом случае воспитатель  выбирает загадку, которая дает  образ с некоторыми отличительными  признаками, например:

Летом серенький,

Зимой беленький,

Никого не обижает,

А всех боится,-

 

И предлагает нарисовать отгадку. В  этом случае словесный образ будет  являться содержанием детских работ. При заключительном анализе рисунков в конце занятия эта загадка  будет служить критерием правильности рисунка.

  В средней группе анализ  рисунков в конце занятия может  быть построен по-разному. 

  Дети четырех лет не смогут  дать детальный, обоснованный  разбор рисунков, но они уже  в состоянии самостоятельно выбрать  рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже, или нет, поможет воспитатель.

  Также можно устроить выставку  всех рисунков после занятия  и затем просвети анализ отдельных  работ, которые выбирают дети. Плохие работы, так же как и  в младшей группе, показывать  не следует, чтобы не снижать  интереса и настроения ребенка.  Но с авторами слабых работ  воспитатель может заниматься  индивидуально в свободное от  занятий время, когда ребенок  захотел рисовать.

  Дети могут заметь достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, 6-7 лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть:

“  Украсим   кукле  Кате платочек»

Программные  задачи:

  1. Учить   детей   рисовать  для  куклы  Кати  платок ( прямые  линии  сверху  вниз  и  слева  направо,  не  отрывая  руки  от  листа).
  2. Продолжать  учить  детей  правильно  держать  кисточку,  обмакивать  всем  ворсом  в  краску,  снимать  лишнюю  каплю  о  край  баночки.
  3. Вызывать  сочувствие  к  персонажу.

Предварительная  работа:

Рисование  на  тему  «  Моя  красивая  лошадка»,  Рассматривание  иллюстрации  с  изображением  дымковских  игрушек.

Материал:

-   силуэты   платков,  гуашь (жёлтая,  красная,  синяя)

-   Кисточки  №  5,  банки  с  водой,  подставки  под  кисти.

-   Тычки,   салфетки.

-  игрушка  (кукла)

 

Ход  занятия.

Воспитатель: 

-   Дети,  посмотрите,  кто  к  нам  пришёл    в  гости?

-   Кукла Катя.

-  Какое у неё красивое  платье,  волосы,  туфли.

-   Ой,  кукла Катя  мне хочет что -  то  сказать (на  ухо говорит).

-   Дети,  кукла  расстроилась,  она потеряла  платочек. 

-  Давайте её  поможем,  нарисуем  ей  платочки,  чтобы она могла вытереть  слёзки. 

-  Посмотрите на  мой мольберт,  у меня  вот такие   платочки  получились.  Что на  них нарисовано?

-  (  ответы  детей)

-   Правильно   полоски  и  точки.

-   Полоски  какого  цвета?

-  (  ответы  детей)

-   А   точки,  какого  цвета?

-   (  ответы  детей)

-   Посмотрите,  как  нужно  рисовать  узор  на  платочке.

-   Я   беру  кисть  за  железную  юбочку,  смачиваю  в  воде,  затем    набираю  красную   краску,  лишнюю  краску  снимаю  о  край  банки.   Отступаю  от  края  листа и   рисую   линию   сверху  вниз,   не  отрывая  кисти  от  листа.  Затем  рисую   вторую  линию   также.   Промываю  кисть   в  банке  и  осушаю  её  о  салфетку.  Беру  на  кисть  синюю  краску,  отступаю  сверху  немного   и    рисую   линию  слева  направо,  не  отрывая  кисть  от  листа.  Отступаю  немного  и  рисую    ещё   красную   линию   слева  направо,  не  отрывая   кисть  от  листа.    А   теперь  беру   тычок  -   окунаю  его в жёлтую  краску  и делаю   точки в окошечках (в середине).

-   Давайте   возьмём  кисти  и   покажем   кукле   Кате,  как  вы  будете  рисовать  линии  в   воздухе  ( рисуем   линии   сначала  сверху  вниз,  а  затем  слева  направо).

Самостоятельная  работа  детей   воспитатель  оказывает  индивидуальную  помощь.

В  конце  занятия  дети  рассматривают  свои  платочки.  Кукла Катя  говорит. 
-  Спасибо дети,  очень красивые  платочки  получились.

 

 

 

 

 

«В ГОСТЯХ У СОЛНЫШКА»

ЗАНЯТИЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ПО РИСОВАНИ.

Программное содержание:

- учить детей  создавать изображение солнца; - продолжать учить правильно держать кисточку, набирать краску на кончик, лишнее очищать о край баночки;

- вызвать у  детей интерес к рисованию  красками, воспитывать доброе отношение  к игровым персонажам;

- закрепление  знания желтого цвета;

- развитие мелкой  моторики;

Материалы: листы бумаги формата А4 с изображением круга; кисточки N6 на каждого ребенка; баночки с разведенной гуашью желтого цвета; салфетки; поднос с песком; грецкие орехи каждому ребенку; макет солнца; игрушки: ежик, белка, утка. 
 
Предварительная работа: наблюдение за солнцем, рассказывание словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Ход занятия

Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети входят в группу вместе с воспитателем. Идут по кругу друг за другом, выполняя движения по показу взрослого и в соответствии с текстом стихотворения. 
Воспитатель: По дороге мы шагаем 
(идут, высоко поднимая колени) 
Дружно руки поднимаем 
(поднимают руки). 
Через лужу, ручеек 
(ставят руки на пояс) 
Прыг-скок, прыг-скок. 
(прыгают с продвижением вперед) 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как на улице пасмурно, грустно. Солнышко уже три дня не показывалось. Пойдемте солнышко искать! Вы знаете где оно живет? 
Дети: Нет. 
Воспитатель: А кто же знает? Может быть ежик? Вон он, на полянке возле грибочка спрятался. Давайте подойдем к нему тихо-тихо, чтобы не испугать его и спросим. 
Дети с воспитателем тихо подходят к игрушечному ежику, сидящему на полянке. 
Дети: Здравствуй, ежик! 
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, какой ежик хорошенький, маленький! Какой у него носик и глазки-пуговки! Погладьте его осторожно. Ой, он колючий? (Ответы детей). А что он держит в лапках? (Грибочек). Да, ежики любят грибочки, ягоды. А что мы должны у ежика спросить? 
Дети: Ежик, ты не знаешь, где солнышко живет? 
Ежик: (за игрушки говорит воспитатель) Нет, не знаю. Я по земле ползаю, 
в травке, мне далеко до солнышка. Спросите у белочки. Она по деревья прыгает, поближе к солнышку. Во-о-он ее домик. 
Дети: Спасибо, ежик, до свидания! 
Дети с воспитателем подходят к дереву, на котором сидит белочка. Дети: Здравствуй, белочка!  
Воспитатель: Посмотрите, какая белочка красивая, пушистая! У белочки есть глазки. А у деток есть глазки? (Дети показывают.) У белочки ушки на макушке. А у деток где ушки? (Дети показывают.) А какой у белочки хвостик чудесный! А у деток есть хвостик?(Ответ детей). Что мы у белочки спросим? 
Дети: Белочка, ты не знаешь, где солнышко живет? 
Белочка: Нет, не знаю. Вы у уточки спросите, она высоко летает. А я вам на дорожку орешков дам. 
Воспитатель раздает детям грецкие орехи, дети благодарят белочку и говорят «до свидания». 
Воспитатель: Это орешки не простые, они волшебные. Сейчас они нашим ладошкам будут делать очень приятно. 
Проводится гимнастика для рук с грецким орехом: 
- Дети катают орех между ладошек; 
- Кладут орех на пол и трут ладошки друг о друга; 
- хлопают ладошками; 
- Снова берут орех и катают в ладошках. 
Затем воспитатель собирает у детей орехи в корзинку и все подходят к озеру, где плавает уточка.  
Дети: Здравствуй, уточка!  
Воспитатель: Ой, а кто это с уточкой плавает? 
Дети: Это ее детки-утята. 
Воспитатель: А уточка красивая? (Ответы детей.) А утята, какого цвета? 
А как «разговаривают» утята с мамой- уткой? (Ответы детей.). У уточки есть хвостик, крылышки, клюв. А что мы должны спросить у уточки? 
Дети: Уточка, ты не знаешь, где солнышко живет? 
Уточка «говорит», что солнышко живет далеко за высокой горой, там темно и холодно, идти туда долго и тяжело. 
Воспитатель: Ребятки, а давайте попрощаемся с уточкой и пойдем, нарисуем много маленьких солнышек и, может быть, они разбудят наше солнышко! 
Дети с воспитателем подходят к мольберту с нарисованным солнцем и рассматривают его. Воспитатель спрашивает у детей, какое солнце. Дети говорят, что оно большое, круглое, желтое.  
Воспитатель: А лучики у солнышка прямые, как наши ручки. У нас с вами две ручки, а у солнышка лучей много. Сколько у солнышка лучей? 
Дети: Много. 
Воспитатель: Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех-всех обогреть: и деток, и деревья, и травку, и цветы, и животных, и букашек. Вот какое доброе у нас солнышко. Давайте ручками покажем, какое у нас большое круглое солнышко. 
Затем дети в воздухе пальчиком рисуют солнышко. Потом воспитатель предлагает нарисовать солнышко на подносе с песком. Детям надевают фартуки, они садятся за стол и начинают рисовать. Воспитатель следит, чтобы все правильно держали кисточку, аккуратно набирали краску, лишнюю счищали о край баночки. 
Когда все рисунки закончены, помощник воспитателя вносит в группу макет солнца. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а солнышко-то мы разбудили! Вот какие у вас замечательные рисунки получились! Солнышко, тебе нравится? Дети, спросите у солнышка, нравятся ему наши рисунки. (Дети спрашивают). 
Солнышко: Очень нравиться и детки мне нравятся, и я хочу с ними потанцевать.

Танец «Солнышко»

Дети под любую народную музыку выполняют ряд движений: идут по кругу, держась за лучики в одну сторону, потом в обратную. Затем «Солнышко» поднимают вверх, сходясь вплотную к обручу, потом расходятся. Потом «Солнышко» кладут на пол, берутся за руки и идут хороводом в одну, затем в другую сторону. В конце поднимают руки вверх и машут кистями.

«Солнышко» благодарит детей за то, что они разбудили его и говорит, что ему пора на небо, чтобы всех людей обогреть. 
Воспитатель: Мы с тобой, солнышко, не прощаемся. Правда, ребята! Мы ведь очень любим солнышко? (Дети говорят, что они любят солнышко. Оно ласковое, теплое, доброе, нежное.) Мы можем подарить тебе свои улыбки.

Как детки умеют  улыбаться? (Дети улыбаются солнышку.) А потом детки выйдут на прогулку и поиграют с тобой в «Солнечных зайчиков».

                            

 

 


Информация о работе Обучение предметному рисованию в младшем и среднем дошкольном возрасте