Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:51, курсовая работа
Цели и задачи. Анализ театрального творчества в работе строится через общее, присущее всему искусству, к частному — присущему определённому жанру. Отследить историю становления с момента возникновения сценографии, ее развитие и особенности для балетного театра от истоков вплоть до наших дней.
Введение
I. Театр как вид искусства
1. Сценография как один из определяющих моментов спектакля
2. Особенности оформления балетного спектакля
II. Художники в балетном театре
1. Принципы Бенуа
2. Творческое наследие Т. Г. Бруни
Заключение
Литература
Міністерство культури України
Харківська державна академія культури
Кафедра хореографічного мистецтва
Курсова робота
з предмету мистецтво балетмейстера
на тему :
«Оформлення танцю (балету, вистави) як складова художнього образу»
Виконала
студентка 3 курсу, гр.5-С
факультет ХМ
Крюкова Свiтлана
Харків 2012
Содержание
Введение
I. Театр как вид искусства
II. Художники в балетном театре
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Развитие балетного театра привело к тому, что стало необходимым выделить особенности оформления данного жанра. Сталкиваясь с драматическим театром, художник должен помнить, что основой спектакля является актер и что основная задача декоратора состоит в наиболее выгодной "подаче" актера. В опере художник выступает в большем равноправии с исполнителями. В силу того что музыка связана со зрительными ощущениями, декорации здесь выступают в качестве формы изобразительного выражения музыки. Подход декоратора к балету во многом зависит от характера музыки и либретто. Однако существует одна принципиальная основа, на которой должен решаться и балетный номер, и целая постановка. Для балета нужны свобода сцены, отсутствие громоздких строенных декораций, легкость и простота фона, на котором четко и остро рисовался бы каждый силуэт, каждый штрих в движении актера. Здесь основная цель художника: организовать пространство для движения и ритма. Балетный костюм также должен быть предельно простым и пластичным, чтобы все детали костюма имели образную остроту, так как в балете актер часто выступает один на фоне общего декоративного решения сцены.
Цели и задачи. Анализ театрального творчества в работе строится через общее, присущее всему искусству, к частному — присущему определённому жанру. Отследить историю становления с момента возникновения сценографии, ее развитие и особенности для балетного театра от истоков вплоть до наших дней.
Обзор литературы. В ряде исследовательских работ термин «сценография» трактуется как определенный этап развития театрального искусства. В наиболее развернутом виде эта мысль выражена В.И. Березкиным в книге «Театр Йозефа Свободы». В ней автор выделяет в историческом генезисе ряд этапов эволюции и последний этап — от начала века до наших дней — относит к развитию собственно сценографии. «Обособление сценографии выражалось в разработке своих специфических средств выразительности, своего материала — сценического пространства, времени, света, движения». И далее автор пишет: «Сценография утверждала себя как искусство, в хорошем смысле слова, функциональное, подчиненное общим законам сложного синтетического произведения — спектакля и рассчитанное на теснейшее взаимодействие с актером, драматическим текстом, музыкой. Через эту согласованность действий и раскрываются образы спектакля». «Реформаторская деятельность Фокина и младшего поколения —
балетмейстеров «русских сезонов» — во многом изменила традиции балетного театра времени Петипа» — писал в своей книге Г. М. Левитин.
РАЗДЕЛ I: ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА
Как и любой другой
вид искусства (музыка, живопись, литература),
театр обладает своими, особыми признаками.
Это искусство синтетическое: театральное
произведение (спектакль) складывается
из текста пьесы, работы режиссёра, актёра,
художника и композитора. В опере и балете
решающая роль принадлежит музыке.
1. Сценография как один из определяющих моментов спектакля Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями образа, формируемыми сюжетно-драматической линией развития и звуко-музыкальным строем, образуют художественную целостность образного строя конкретного театрального произведения, в его неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится в контексте драматического диалога и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает спектакль одновременно, и эти два момента восприятия находятся в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись к произнесенному тексту.
Из всего вышеизложенного можно выделить что сценография, в некотором роде пространственное решение спектакля.
Даже в театроведческих исследованиях, рецензиях и в практике театра широкое распространение получил термин «сценография», которым пытаются обозначить один из ключевых моментов театрального произведения -- пространственное решение спектакля. Вместе с тем большинство авторов наиболее ответственных исследований предпочитает этот термин не использовать, другие сознательно ограничивают содержание, постулируя одно из его значений. Подобное положение термина «сценография» -- результат отсутствия единой теории визуальной значимости театрального образа. М.Г. Эткинд пишет по этому поводу: «Давно обособившийся, сложившийся и, несомненно, завоевавший право на художественную автономию, этот вид творчества не может похвастаться -- по сравнению со своими родственниками в семье искусств -- сколько-нибудь разработанной теорией. Он редко привлекает внимание ученых, теорий здесь ровно столько, сколько художников».
Известно, что термин перерастает в понятие во всем богатстве содержания только в теории, где в процессе становления каждая грань этого содержания входит в систему, образуя ряд вспомогательных понятий. Но верно и то, что теория начинается с анализа узловых терминов понятийного значения, стихийно выдвинутых практикой, так как именно в них интуитивно предугадывается все строение будущей теории.
Понимая важность и значимость этого начального этапа в создании теории пространственного решения спектакля, попытаемся проанализировать основные грани содержания термина «сценография», сложившегося в контексте современного театра и состояния науки о нем.
Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», исторически обусловлен. Поэтому, как считают некоторые исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах станковой живописи. Возникший в двадцатые годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направления и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сценография».
Термин «сценография» далеко не новый и весьма часто употреблявшийся в разные эпохи. Вот что писал Г.К. Лукомский: «Сценография -- живописное украшение сцены, появилась в Эсхило-Софокловское время». (Этот термин у Г.К. Лукомского дополняется другим -- «архитектография», который обозначает архитектурные и планировочные возможности театра). Уместно здесь предположить, что настоящий термин «сценография» есть трансформированный «скенография», который в свое время понимался как «роспись сцены», т. е. применение «живописных перспектив» в оформлении сцены. Подтверждение этому мы находим у Витрувия: «Скенография есть рисунок фасада и картина внешнего вида будущего здания, сделанного с надлежащим соблюдением его пропорций». (Учитывая, что скена -- это фасад театральных помещений, перед которыми и находилась площадка, где разыгрывалось представление).
На первый взгляд, сама структура слова сценография подсказывает, что оно наиболее полно отражает специфику деятельности художника в театре. Но вместе с тем, если понимать «сценографию» как сценическую графику (что, на наш взгляд, вполне закономерно по аналогии с употреблением слова «графика» в искусстве), то возникает вопрос -- сводится ли она только к декорации и костюмам?
Значение сценической графики в структуре спектакля шире, так как изображаемое на сцене - это, прежде всего развитие мизансценического рисунка актерской пластики в определенной пространственной среде. К тому же, если история декорационного искусства создается в основном на изучении эскизного материала художников, то история сценической графики должна ориентироваться на всю пространственную трактовку спектакля, на все то, что формирует визуальную значимость театрального образа.
Изучение театрального произведения заставляет исследователя учитывать пространственную определенность спектакля и поэтому отходить от привычного (но не совсем верного) дробления произведения по принципу профессиональной занятости в его создании.
Сценография как профессия в театре. Не менее популярен и производный от «сценографии» термин «сценограф». Посредством его творческие работники, причастные к организации сценического пространства спектакля, подчеркивают специфику своей профессии в театре.
Ранее считалось (такое мнение бытует и сейчас), что любой профессиональный художник, будь то живописец-станковист или график, способен грамотно «оформить» спектакль. Это верно, если сводить задачи художник к оформлению содержательно готового спектакля, т. е, к введению в театральное произведение, в его образный строй дополнительных (значит в чем-то внешних и необязательных) изобразительных штрихов, заимствованных из таких видов искусства, как живопись. графика и т. д. Однако театр, особенно современный, выдвигает иные требования, иначе расценивает роль театрального художника в создании художественной целостности спектакля, что в свою очередь требует специализации, направленности на театр.
Музыкальный театр, будь то
оперный или балетный, предъявляет
художнику свои, отличные от театра
драматического требования. Музыкальная
драматургия в значительной
Мера условного в музыкальном театре всегда и неизменно была неизмеримо большей, нежели в драме. Такова природа театра, в котором основные действующие лица – певец или вставшая на пуанты танцовщица.
Приподнятое
цветовое, колористическое решение
музыкального спектакля – традиция
давняя и не случайная. Цвет и музыка
ассоциируются в сознании зрителя,
дополняя друг друга. Отсюда закономерность
гонзаговского определения
Сравнительно быстро исчерпали свои возможности чисто графические, внеживописные попытки решения оформления, предпринимавшиеся главным образом в балетных спектаклях шестидесятых годов прошлого века. В балетном спектакле работа художника определяется как основными, постоянными требованиями жанра, так и теми изменениями, которые возникали в хореографии. Как бы велико ни было значение работы художника, она неизбежно определяется хореографией, отражая происходящие изменения. Так, при неизменной музыке С. Прокофьева различие хореографии Л. Лавровского и Ю. Григоровича определили различие пластического образа «Каменного цветка».
Информация о работе Оформлення танцю (балету, вистави) як складова художнього образу