Оформлення танцю (балету, вистави) як складова художнього образу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи. Анализ театрального творчества в работе строится через общее, присущее всему искусству, к частному — присущему определённому жанру. Отследить историю становления с момента возникновения сценографии, ее развитие и особенности для балетного театра от истоков вплоть до наших дней.

Содержание работы

Введение
I. Театр как вид искусства
1. Сценография как один из определяющих моментов спектакля
2. Особенности оформления балетного спектакля
II. Художники в балетном театре
1. Принципы Бенуа
2. Творческое наследие Т. Г. Бруни
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Міністерство культури України.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

В теоретических построениях  статьи «Декорация и костюм» многое сегодня вызывает на спор. Нельзя не признать, однако, что здесь превосходно изложены принципы подхода самого Бенуа, да, пожалуй, и целого направления в сценографии к оформлению балетного спектакля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                1. Творческое наследие Т. Г. Бруни

Т.Г. Бруни - петербурженка  с итальянскими корнями. Ее далекий  предок Antonio Bruni приехал в столицу  России и навсегда остался в ней. Самым известным человеком этого  знаменитого артистического рода был  прадед Татьяны Георгиевны - Федор Бруни, автор картины "Медный змей", находящейся в Русском музее. Талант к живописи в этом славном роде передавался по наследству из поколения в поколение, и даже если не все его представители становились профессиональными художниками, то в той или иной мере рисованием занимались все. Обладали представители рода Бруни и другими талантами. Случилось так, что отец Татьяны Георгиевны, талантливый музыкант Георгий Юльевич Бруни обучал игре на фортепьяно маленького Митю Шостаковича, а позже Татьяна Георгиевна будет оформлять балет "Болт" еще совсем молодого композитора Дмитрия Шостаковича. 
С детства Татьяна Бруни обожала балетные спектакли, на которые ее возили в Мариинский театр, и на всю жизнь в ее памяти осталось искусство А. Павловой, О.Преображенской, Т.Карсавиной, М.Фокина, В.Нижинского. Ее приводил в восторг и царствующий в театре художественный мир А.Головина, К.Коровина, А.Бенуа, Л.Бакста. С Александром Бенуа и его сыном Николаем, впоследствии художником театра La Scala Бруни была знакома лично.  
Еще совсем юной в 20-е годы она стала художником "Молодого балета", созданного начинающим хореографом Георгием Баланчивадзе, впоследствии создателем знаменитого американского театра New York City Ballet и ставшего известным миру под именем Джордж Баланчин. Можно сказать, что Бруни повезло. Она создала костюмы для самого раннего произведения Баланчивадзе-Баланчина-Мистера "Б" "Адажио" на музыку А.Аренского. Костюмы эти были предназначены для знаменитых танцовщиков О.Мунгаловой и П.Гусева. Обладая уникальной памятью, Т.Г.Бруни прекрасно помнила всех выдающихся людей, встретившихся на ее жизненном пути, или, как она любила говорить: "на маскараде ее жизни".  
Среди разнообразного театрального творчества Бруни были драматические спектакли, опера, оперетта, цирк, мюзик-холл, кукольный театр, для которых она создавала декорации и костюмы. Но в центре ее творческой жизни всегда находился Балет, который был главной любовью замечательной художницы. Ее первые работы появились еще в 20-е годы, когда во всех видах искусства начал свое шествие авангардизм. Она оформляла спектакли в театрах Петербурга, Москвы, Перми, Новосибирска, Киева, Ярославля и даже Каира. В пространстве и во времени своего экстраординарного творческого пути она создала сценографию и костюмы к большим полнометражным балетам, хореографическим миниатюрам и эскизам, а также, подобно Эдгару Дега, серию рисунков из балетной жизни. И хотя не все ее планы были реализованы, на счету Бруни - более 200 оформленных спектаклей. У неё были свои любимые темы, например, "Щелкунчик", к которому она возвращалась неоднократно на разных сценах. Влюбленная в Чайковского, Гофмана и волшебство петербургской рождественской атмосферы, она могла подолгу говорить об этом ирреальном, сказочном мире. Ее любимцами были также "Лебединое озеро", "Жизель", "Эсмеральда", "Шопениана". Навсегда в памяти ценителей таланта Бруни остался ее шедевр, балет "Золушка" на сцене Мариинского театра (музыка С.Прокофьева, хореография К.Сергеева), чарующий своей поэтичностью, нежной трепетностью красок и тонким юмором с едва заметным оттенком изящного гротеска. На протяжении фантастического "маскарада" своей жизни, наполненного и светлыми и мрачными эмоциями, а также феерическим калейдоскопом разнообразных масок, Бруни встречалась почти со всеми композиторами, хореографами и танцовщиками своей эпохи, с некоторыми возникало своеобразное творческое содружество. Так было, например, с замечательным балетмейстером Борисом Фенстером, автором хореографии балетов "Мнимый жених" ("Слуга двух господ") и "Юность" М.Чулаки и "Доктор Айболит" И.Морозова в Михайловском (Малом оперном) театре и великолепного "Маскарада" Л.Лапутина на сцене Мариинки, где блистали Н.Дудинская, И.Колпакова, К.Сергеев. Интересным было также ее сотрудничество с К.Боярским, постановщиком балетов "Барышня-крестьянка" А.Глазунова и "Накануне" И.Шварца. Пересекался ее творческий путь и с Л. Лавровским, К.Голейзовским, Л.Якобсоном, Н.Боярчиковым, Н.Касаткиной и В.Василевым.  
Ее воображение и бесконечно разнообразная художественная палитра, душевная доброта и высокий аристократизм наполняли ее творчество изысканностью и лучезарным светом, который распространяется в петербургской ауре и после ее ухода из жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Если же пытаться представить картину  современной мировой сценографии в ее полном объеме, то она складывается из неохватного множества самых разнородных индивидуальных художественных решений. Каждый мастер работает по-своему и создает самое различное оформление сценического действия – в зависимости от характера драматического или музыкального произведения и от его режиссерского прочтения, что и является методологической основой системы действенной сценографии.

Поиски и открытия художников театра в начале прошлого столетия определили развитие мирового театра на многие годы вперед. Дизайн и открытия в области света, лазерные и компьютерные технологии, новые материалы и механизмы развивают направления, заложенные десятки лет назад. Идеи деятелей балетной сценографии, работавших в начале ХХ века, еще далеко не исчерпаны и дают огромное пространство для эксперимента сегодняшним художникам сцены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА  
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины ХХ века. - М., 1997  
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Вторая половина ХХ века. - М., 2001  
Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. - М., 2002

Брянцев А.А. Опрощение  театральной декорации.  - Пг. 1919, с.10

Власова Р.И. Русское театрально-декорационное  искусство начала ХХ века. Наследие петербургских мастеров.  - Л., 1984

Давыдова М.В.Очерки истории  русского театрально-декорационного искусства  ХVIII – начала ХХ века.  - М., 1974

Левитин Г. М. Татьяна  Георгиевна Бруни. - «Художник РСФСР», 1986

Листовский В.В. Пути развития сценографической науки.- Сценическая техника и технология, 1977, №3.

Пожарская М.Н. Русское театрально-декорационное  искусство конца Х1Х – начала ХХ века.  - М., 1970

Свобода Й. Тайна театрального пространства. Лекции по сценографии. -  М. «ГИТИС», 1999

Сыркина Ф.Я. Русское театрально-декорационное искусство 2-й половины ХIХ века. - М., 1956

 

 
 
 
  


Информация о работе Оформлення танцю (балету, вистави) як складова художнього образу