Организация учебных занятий по рисованию с натуры»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

В современной методике преподавания изобразительного искусства особенную остроту приобретает тема «Организация учебных занятий по рисованию с натуры».
Существует различная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу посвящены следующие работы «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцев. «Рисунок и живопись» Ю.М. Кирцер, «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, «Изобразительное искусство в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, а также тему рисования с натуры рассматривала Н.М. Сокольникова в своей книге «Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи».

Содержание работы

Введение.

Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию.
1.1. Зарубежные методы обучения.
1.2. Методы обучения рисованию в России.
1.3. Краткие сведения о методах обучения рисованию в советской школе.

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты.
2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.


Глава 3. Выполнение пейзажа.
3.1. Этюды на пленэре – пейзаж.
3.2. Последовательность работы над пейзажем.

Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа По дисциплине_ Методика преподавания изо. Тема_ .doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

       Позднее уже  к концу 19 века  специалисты школьного образования  разделились на группы, одни из  которых были сторонниками геометрических  методов, а другие являлись  натуралистами.

    Анализируя  геометрический метод, мы можем  заметить, что хотя он и был  введен во всех образовательных  школах с 1888 года, но все же  в целом как метод он себя  не оправдал. Многие учителя не  правильно понимали процесс обучения. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой либо связи  с предметами реального мира. И все это привело к тому, что основная масса преподавателей рисования обратилась к опыту сторонников натурального метода.

      В отличие от геометрического  метода натуральный метод обучения  заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Следовательно, такой метод обучения рисованию в отличие от геометрического приближает ребенка к жизни, к природе, к окружающей его действительности.

 

В конце 19-начале 20 века  на методику обучения изобразительного искусства в школе оказало  отрицательное влияние буржуазное формалистическое искусство. Другими  словами – отрицание школы  вот, что оказалось самым пагубным для методики обучения.

Ведь вышеуказанное  искусство предусматривало пренебрежение  к основам реалистического искусства, а самое главное – уход от реальности.

В 1893 году выставку молодых художников посетил И.Е. Репин и вот, что он написал: «Это царство развязной бездарности, анархистов в живописи… Особенно пришлись по сердцу новые правила этому легиону мазил. Учиться – не надо; анатомия – чепуха; рисунок – устарелая каллиграфия; добиваться, переписывать – самоуничтожение; компоновать, искать – старый рутинный идиотизм…»(7.407-408)

 

В последствии  рисование теряет свое значение как  общеобразовательный предмет, и  согласно этому интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением  творчества детей. Частные вопросы  методики преподавания рисунка, живописи, композиции в последние десятилетия перестали интересовать теоретиков и практиков искусства, на первое место вышли общие проблемы эстетического воспитания.

 

 

1.2.  Методы обучения  изобразительному искусству в   России.

 

  Рассматривая  исторические данные, связанные с методами обучения нельзя не отметить тот факт, что интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно. Например, уже в 11 веке высокой степени развития достигает миниатюра и книжная графика. Именно тогда почти во всех рукописных книгах мы находим рисунки  и рисованные заглавные буквы. Все это говорит о том, что вместе с грамотой ученики овладевали и рисунком, который помогал вырабатывать каллиграфический почерк. Нет сомнения, что рисование преподавали в монастырских школах, как мужских, так и женских.(5.51)

    Если  в зарубежных методах обучения  рисования огромная роль отводилась  рисованию с натуры, то на Руси  метод рисования сводился  главным  образом к копированию образцов. Это было необходимо для приобретения  четкого и уверенного почерка, и определенных навыков в рисунке, поэтому ученики пользовались пером.

   В России  рисование впервые появляется  как общеобразовательный предмет  в начале  17 века. Ссылаясь на  исторические сведения, именно в  этот период на рисование начинают  смотреть как на одно из средств, которое способствует развитию образного представления и умений, в связи с этим его можно применить в любой профессии. В связи с этим, в 1715 году рисование было включено в число учебных предметов в Морской академии.

Затем в 1716 году рисованием стали заниматься в хирургических школах, в 1721году – рисование ввели в Карповской школе Феофана Прокоповича…. В дальнейшем  этот предмет   появился во многих других  учебных заведениях, но изучали его в целях общего развития.

     Первыми педагогами так называемые учителя-иностранцы, но уже к началу 19 века Русская Академия художеств выдвинулась в первый ряд среди художественных академий Европы. Как было сказано ранее, Русская Академия была одной из лучших школ рисунка. Иначе говоря, она стала и центром методической работы в России. Именно там зарождались и утверждались новые методы преподавания рисования для целой сети учебных заведений.

    Со  второй половины 19 века вопросам  методики преподавания начинают  уделять особое внимание не  только выдающиеся художники-педагоги, но и рядовые учителя школ. Они понимали, что без специальной подготовки нельзя успешно вести педагогическую работу.(5.61)

  В 1872 году рисование вновь включается в круг учебных предметов реальных и городских училищ. И согласно историческим сведениям именно в этот год были учреждены «Бесплатные воскресные классы рисования для народа».

Следует отметить, большую ценность для русского искусства  представляют идеи Чистякова, которые  непосредственно касаются взаимоотношений  педагога с воспитанником. Ученик Чистякова М.Г.Платунов писал о мыслях своего учителя: «Прежде всего, говорил он, надо знать ученика, его характер, его развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем….»(8.425)

     Следует отметить, что для России  конца 19-начала20 века был характерен  повышенный интерес  к методике  преподавания рисования. В частности,  бурные дискуссии вызывал вопрос  о преимуществах геометрического  и натурального методов преподавания.   Опираясь на исторические данные, можно утверждать, что оба эти метода, на протяжении всего времени, развития методики преподавания рисунка существовали в России. Художники-педагоги всегда пользовались ими, в свою очередь, совершенствовали и развивали их. Также существовали и другие подходы.

  Одна из точек  зрения была опубликована в  «Журнале Министерства народного  просвещения» за 1907 год, на странице 71, в этой статье мы можем  прочитать: «Учитель не должен  никогда насиловать индивидуальности  ребенка, напротив, он должен стараться определить, к какому жанру данный ребенок наиболее способен; материалом для этого ему служит произвольная так называемая мазня ребенка. Поощряя его в этом направлении, учитель должен научить его главным приемам рисования; но никоем образом не прибегать к рисованию геометрических фигур и оригиналов». В те времена были огромные расхождения во мнении о том, какими должны быть цели и задачи преподавания рисования в школах.

   Вторая из точек  зрения  противостоит первой и  заключается в том, что в учебной программе должны присутствовать четыре вида занятия: Рисование с натуры, иллюстрированное рисование, декоративное рисование – «составление украшений» - и рассматривании картин. Авторы этой точки зрения считали, что учитель должен активно вмешиваться в деятельность ребенка. 

Третий подход представлен в работе Векослава Кощевича «Современное рисование (так называемое «свободное») в народной школе» Его подход сводится к тому, что должно быть всего два вида работы, а именно, рисование по представлению и декоративное рисование.  Автор считает, что рисование  с натуры должно быть исключено. Следовательно, в этом случае роль педагога сводится на нет. «Свободное рисование дает учителю средство узнать, какого рода природа его ученика. Первые «задачи» при свободном рисовании заключаются в предложении: «Рисуйте, что хотите!» Дети рисуют, кто что хочет, а учитель наблюдает». (9.7)

 

1.3. Краткие сведения  о методах обучения рисованию  в советской школе.

 

   После  Великой Октябрьской революции  резко изменились задачи воспитания подрастающего поколения. Осуществление новых задач требовало большой теоретической и практической работы, сплочения всех работников народного образования, но единства в этом вопросе нельзя было добиться сразу.

   В художественной жизни шла напряженная идейная борьба убежденных сторонников реалистического искусства  с эпигонами буржуазных формалистических направлений, отвергавших серьезную школу.

   Среди специалистов, занимающихся проблемой образования, нет единой концепции.   В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений. Среди них можно выделить два основных направления: Методика развития «свободного творчества» и «комплексный».

     Одна из точек зрения принадлежит  сторонникам комплексных программ. Согласно их теории  знания учащихся проверяли не по отдельным предметам, а в комплексе, куда было включено и рисование.

    Вторая точка  зрения противостоит выше указанной.  Автором данного направления  выступал А.В. Бакушинский. В  отличии от предыдущих  теоретиков Бакушинский придерживался теории «свободного  воспитания». Он утверждал, что на творческую деятельность ребенка оказывает влияние «подсознательный родовой фактор». Крупный искусствовед А.В. Бакушинский писал: «Период изживания родового начала в области творчества, требует от педагога возможно меньшего вмешательства в творческие намерения и действия ребенка. Следует предоставлять полную свободу детскому художественному воображению, детской художественной воле».

  Однако  наряду с ранее сказанными подходами существовала такая точка зрения, которая коренным образом отличалась от взглядов предыдущих авторов. Н.К. Крупская считала, что творчество ребенка напрямую связано с развитием его психики, а именно с возрастными особенностями.

 

    Согласно  историческим данным мы можем  сказать, что в конце 20 –  начале 30 годов формалистические  методы преподавания стали подвергаться  широкой и справедливой критике.

   К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства.

   В 50-е  - 60-е годы появляется и целый  ряд научно-исследовательских работ,  которые во многом обогатили  теорию методики преподавания. (5.84)

  В 1970 году  переработаны и утверждены новые  учебные программы, где сформулированы  цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.(5.87)

 

   Изучив  различные источники, которые  касаются истории возникновения  и дальнейшее развитие методов  обучения рисованию, можно сказать,  что на протяжении многих лет  методика претерпевала множество изменений и до сего времени авторы различных подходов пытаются внести свою лепту в наше образование.

  Как говорится,  все мнения могут применяться  на практике, но с моей точки  зрения все-таки лучшим методом  является метод рисования с натуры.

 

Глава 2.Психолого-педагогические   аспекты.

2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.

   Важнейшей  задачей преподавания изобразительного  искусства в современной школе  является развитие личности учащегося  путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный, многогранный процесс, и в нем немалую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе.

Уроки ИЗО  не только развивают уровень познания, но и формируют психический мир  личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно-значимые ценности, а это – основная задача личностно-ориентированного обучения.

 

Рисование с  натуры является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе.

    При обучении рисованию учитель должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д.(5.101)

   В учебном  процессе познание натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению.

 Нужно  отметить, что при обучении рисования с натуры у ребенка развиваются умственные способности. Исходя из этого, на занятиях необходимо приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях перспективы, теории теней, цветоведения, анатомии. 

   При анализе детских работ с психолого-педагогической точки зрения можно отметить, что  ученики первого класса существенно отличаются от  учеников пятого или седьмого класса по уровню как физического, ток и умственного развития. А в изобразительной деятельности разницы в возрасте совершенно не видно.

    В общеобразовательных школах принято обучать детей рисованию с натуры не только средствами рисунка, но, и учат их элементам живописи. Знакомство с живописью включает в себя обучение приемам работы с цветными карандашами, акварелью, гуашью. В первом классе ученики рисуют акварельными красками предметы природы, но еще пока не пользуются приемами смешивание красок. С третьего класса они учатся подбирать цвета путем смешивания красок. В четвертом классе дети рисуют предметы объемной формы. В пятом и шестом классах рисуют с натуры акварелью используя приемы работы по-сырому. При обучении живописи детей необходимо познакомить с основными положениями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры, нужно рассказать, как можно передавать игру света и цвета на предметах, при этом не отходить от зрительной достоверности изображаемого. (5.103)

Информация о работе Организация учебных занятий по рисованию с натуры»