Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 08:23, курсовая работа
В современной методике преподавания изобразительного искусства особенную остроту приобретает тема «Организация учебных занятий по рисованию с натуры».
Существует различная литература, посвященная данной теме. Данному вопросу посвящены следующие работы «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Н.Н. Ростовцев. «Рисунок и живопись» Ю.М. Кирцер, «Академический рисунок» Н.Н. Ростовцев, «Изобразительное искусство в начальной школе» В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, а также тему рисования с натуры рассматривала Н.М. Сокольникова в своей книге «Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи».
Введение.
Глава 1. История возникновения методов обучения рисованию.
1.1. Зарубежные методы обучения.
1.2. Методы обучения рисованию в России.
1.3. Краткие сведения о методах обучения рисованию в советской школе.
Глава 2. Психолого-педагогические аспекты.
2.1. Рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.
Глава 3. Выполнение пейзажа.
3.1. Этюды на пленэре – пейзаж.
3.2. Последовательность работы над пейзажем.
Заключение.
Список литературы.
Каждый преподаватель имеет
Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогают правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства.
Для активации творческой деятельности необходимо требовать от каждого ребенка рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.
При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь ребенку увидеть главное, сориентировать его на чувственное, образное восприятие.
На занятиях рисования с натуры ученик не должен лукавить, выдумывать, сочинять Он должен откликаться своими переживаниями на то, что его волнует в данной натуре, но выражать это в своем рисунке грамотно. Развивающееся пространственное и образное мышление во время работы с натуры заставляет ребенка по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками.
2.2. Роль наглядных пособий на уроках изо.
На уроках
изобразительного искусства
Правильное использование наглядности на уроках изобразительного искусства способствует формированию четких пространственных содержательных понятий, развивает мышление и воображение, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала.
Можно
выделить несколько видов
* Репродукции картин.
* Иллюстрации.
* Таблицы.
* Слайды.
* Диафильмы.
* Пед. рисунок.
При раскрытии принципов построения изображения необходимо словесное объяснение обязательно сопроводить педагогическим рисунком на классной доске, с целью помощи детям справиться с наиболее трудными для них задачами, необходимо указать им правильный путь построения основной формы предмета. Оставлять рисунок на доске не следует, так как в противном случае он будет скопирован учащимися.
Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В какой-то момент педагогический рисунок необходимо ради наглядности упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял конструкцию формы, ее структуру, пластические особенности.
Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам как источнику познания. (5.135)
Психологические основы наглядности заключаются в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее.(5.135)
Роль наглядных пособий на уроках изобразительного искусства очень велика. Без наглядности дети не смогут в полной мере осознать и усвоить даваемый им материал.
Глава 3. Выполнение пейзажа.
3.1. Этюды на пленере – пейзаж.
«Каждый ученик летом должен писать этюды …; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачеркивать в ней все, что остановит на себе внимание, а не полагается на свою память и воображение…», говорил И.И. Шишкин.
Упражнения, которые обогащают восприятие натуры, развивают любознательность и обогащают технические приемы, связаны с переходом от работы в закрытом помещении, к занятием живописью на воздухе, в условиях природы, на пленере. Живая природа очень разнообразна и прекрасна. Новые интересные занятия помогут вы работать способность определять цветовые отношения предметов на разных пространственных планах. Общение с природой на пленэре учит неисчерпаемой гармонии красок. Пейзаж, передающий образ родной природы, - важная форма повышения живописной культуры и эстетического развития.(12.220-221)
Непривычные просторы изображаемого пространства, обилие света, большая удаленность объектов природы от глаз наблюдателя, новые, неправильные условия работы обычно увлекают и одновременно пугают учеников. Поначалу трудно охватить взглядом глубину пространства, видеть цвета предметов и объектов, измененных расстоянием, силой и состоянием освящения. Но трудности первых опытов работы на пленэре углубляются быстрой сменой освещения, различным состоянием погоды в течение суток, или в разные времена года.(12.221)
Как говорил И.И. Левитан: «Природу украшать не надо, но надо почувствовать ее суть и освободить от случайностей».
Основой живописи пейзажа является передача цветовых отношений объектов природы с учетом тонового и цветового освящения. При написании этюда стоятся конкретные отношения между деталями пейзажа. «12.221».
Камиль Коро говорил, что работать надо с твердостью и упорством…, природа сама по себе – лучший советник. (13.75)
«В пейзаже основное – цветовое состояние воздушной среды, в которую погружен пейзаж. Пейзаж погружен в небо или в воздушную ванну. Все, что происходит в небе, малейшие колебания света-цвета неба отражаются на погруженном в нем пейзаже» - Это слова известного советского живописца Р.Р. Фалька.(14.110)
С ростом мастерства появляется возможность обогатить палитру чрезвычайно богатыми красками природы. Что касается подготовки к работе на пленэре, то здесь важно предусмотреть, на первый взгляд, не очень важные детали. Так, не следует в яркий солнечный день надевать насыщенную цветом одежду – она помешает, так как будет отбрасывать сильные по цвету рефлексы на палитру и картинную плоскость. Если же устроится в тени деревьев, то зеленый отсвет от листьев повлияет на работу. Лучше всего писать под защитным локального цвета зонтом, или носить головной убор с козырьком. Отправляясь на этюды необходимо брать краску с запасом, особенно для пейзажей, в мотиве которых присутствует земля, вода и небо. Работая акварелью, нужно позаботиться о фляге с водой.(12.223-224)
Пейзаж с натуры можно писать в любое время года. Пример зимних пейзажей, выполненных маслом. (см. приложение)
Из
выше сказанного можно сделать
вывод, что организовывать для
детей занятия на пленэре
3.2. Последовательность работы над пейзажем.
Приступая к пейзажному этюду, следует, прежде всего, позаботится о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются планы. Если в композиции этюда нужно показать деревья целиком, то надо находиться от них на достаточном удалении, расстояние должно быть не менее 2-3 величин объекта по большой стороне изображаемого предмета.
Рамка-видоискатель,
вырезанная из бумаги, поможет
найти композиционное решение
в соответствии с замыслом
и конкретной задачей. Чтобы
этюд был хорошо скомпонован,
следует сосредоточить свое
Одна
из главных композиционных
Цветовое отношение между отдельными объектами, участками, и планами видимой натуры, правильная передача общего цветового состояния природы зависит от освещения. Освещение в пейзаже во многом определяет успех построения эмоционально-выразительного пейзажного этюда. На первых этапах обучения следует научить детей чувствовать роль воздушной перспективы и освещения, нужно выработать у них способность замечать не предметные цвета, а обусловленные освещением и удаленностью изменения цвета предметов.(12.222)
В.В. Мешков говорил: «Работая с натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается не в фотографическом изображении природы, а в создании эмоционального образа…. Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять общее впечатление, и от него идти к деталям. Природа прекрасна, и когда наблюдаешь ее, нужно не выдумывать, а смотреть и смотреть как можно больше. Как бы ни была богата фантазия, природа все равно богаче. Это всегда нужно иметь в виду».(13.76)
При работе на пленере, следует устанавливать пропорциональное различие цветов, перспективное изменение обусловленного цвета на разных планах, одновременно держа их в поле зрения. В пейзажном этюде нужно начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего – к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладываются общие цветовые пятна, а затем, когда большие цветовые отношения установлены, переходят к проработки деталей.(12.222)
Решив композицию будущего этюда в первоначальном наброске, намечается на рабочем листе карандашом или сразу кистью главные части пейзажного мотива и пропорции больших масс. Затем, уточняется месторасположение отдельных элементов пейзажа в соответствии с пространственными планами, в пределах которых они находятся, в подмалевке одним цветом.(12.223)
Далее
необходимо переходить к
В изображении пространства в пейзаже большую роль играет проработка формы живописных объектов, которые находятся на различных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, нужно более конкретно прописывать формы предметов или объектов переднего плана. На передних планах отчетливее проступают собственные цвета предметов, здесь они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При решении дальних планов нужно учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя формы предметов теряют объемность и приобретают уплощенный, силуэтный характер, ослабевает их насыщенность – цвета становятся обусловленными воздушной средой и зависят от степени удаления от зрителя.(12.223)
Исходя из вышесказанного, можно вы делить три основных этапа выполнения пейзажа.
1. На самом
первом этапе, когда мы уже
определился с композицией,
2. Следующим
этапом будет прокладка
3. И завершающим
этапом будет прорисовка
Заключение.
Целью нашей работы являлось изучить различную литературу, касающуюся темы «Организации учебных занятий по рисованию с натуры», найти и выделить краткие сведения, касающиеся истории возникновения методов обучения рисованию. А также рассмотреть психолого-педагогические аспекты, а именно рисование с натуры, как вид занятий по изобразительному искусству.
Рассмотрев все выше сказанные
вопросы, следует определить
Изучив
различные источники, которые
касаются истории
Информация о работе Организация учебных занятий по рисованию с натуры»