Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 08:27, курсовая работа
Внеурочная деятельность строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы педагог должен соблюдать следующие принципы:
-выдерживать общую направленность занятий;
Ведение.........................................................................................................................3
I. Современные представления о внеурочной деятельности
по изобразительному искусству.................................................................................5
1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»..............................................................5
1.2 Изобразительное искусство..............................................................................7
II. Творческая деятельность в развитие личности..................................................10
2.1 Творчество как высший уровень познания...................................................10
2.2 Воображение импульс к творчеству..............................................................11
III.Организация внеурочной деятельности и основные формы
изобразительного искусства.....................................................................................12
3.1 Кружок..............................................................................................................12
3.2 Факультативные занятия.................................................................................18
3.3 Экскурсии.........................................................................................................20
3.4 Беседы...............................................................................................................21
3.5 Выставки...........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список литературы....................................................................................................28
Кружок – наиболее распространенный вид внеурочной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.
Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.
Основные задачи изокружка: обучающие, развивающие, воспитательные
Обучающие:
Формирование знаний о видах изобразительного
искусства.
Обучение основным правилам и приемам
создания композиций через изобразительные
средства (рисунок, цвет с учетом идейного
замысла).
Формирование умений самостоятельно приобретать
и применять знания.
Развивающие:
Умение планировать свою работу, добиваться
поставленной цели;
Формирование пространственного мышления,
художественного воображения;
Развитие композиционных навыков, умения
находить нужное цветовое решение.
Воспитательные:
Формирование у детей волевых усилий,
целеустремленности усидчивости;
Развитие таких качеств как актуальность,
точность, добросовестность;
Формирование воображения и творческого
мышления;
Развитие умения работать в коллективе,
умения совместно планировать действия
при выполнении коллективных работ;
Воспитание бережного отношения к работам
других детей;
Воспитание чувства гордости за качественную
и красиво выполненную работу.
Формирование у детей активной социальной
позиции.
Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу кружка как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные в кружке, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, на занятиях по географии, естествознанию, истории, физике и т. д., при организации различных оформительских работ в своем классе.
Учитывая возрастные особенности учащихся, уровень их навыков, изокружки следует комплектовать по группам: в один кружок зачислять учащихся первого – третьего классов, в другой – четвертого – шестого классов, не более 10-15 человек в каждую группу.
Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, искусство фотографии.
Содержанием занятий кружка детей начальных классов может быть либо рисование, либо лепка и различные поделки декоративно-прикладного характера, либо составление узоров для вышивок, тканей, бордюров.
Лепят дети из глины и пластилина. Вначале можно лепить с натуры простые по форме предметы: овощи, фрукты, посуду. Затем можно перейти к лепке с чучел птиц и животных и создавать художественные образы – персонажи сказок и басен.
Для учащихся четвертого классов основным видом кружковых занятий должна быть работа с натуры (рисунок и живопись), которую следует увязывать с композиционной работой в области как тематического рисования, так и декоративного.
Успех работы изокружка зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования. При планировании работы необходимо учитывать число членов изокружка, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.
Например, учитель в школе ведет кружок линогравюры или керамики. Подбирая тематику для индивидуальных работ детей, он должен учитывать и количество членов изокружка.
Планируя выполнение керамического панно с участием членов кружка, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся.
Педагог наметил выполнить несколько тематических работ, разбил ребят на подгруппы (творческие бригады) и обнаружил, что для одной из групп тематика задания оказалась очень сложной, -- надо подобрать для них иное задание.
Группа ребят в изокружке подобралась очень подготовленная, и педагогу необходимо применить соответствующую методику работы с ними; отсюда и планирование учебного материала должно быть иным.
Организацию итоговых выставок педагог обычно планировал на конец учебного года, но данный состав кружка позволяет предусмотреть две итоговые выставки: зимнюю и весеннюю.
Помогает в работе и составление планов-конспектов по отдельным темам.
К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или свежие плоды, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок. Нужно обратить особое внимание на размещение учащихся по отношению к натуре, не допуская слишком близкого расстояния от нее.
Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы.
Поэтому при объяснении, например, задания по теме рисования с натуры (акварель) необходимо подробно изложить правила работы акварельными красками. На первых занятиях, когда учащиеся еще недостаточно усвоили технику акварельной живописи, покажем им весь ход построения рисунка и работы акварелью с помощью ранее подготовленных таблиц, изображающих несколько фаз: композиционное размещение рисунка на листе бумаги, постепенный ход построения линейного рисунка и работы акварелью.
При работе над выявлением объема и цветовой характеристики предметов приучаем детей правильно держать кисть, следить за обязательным предварительным разведением краски водой на блюдце или на кусочке бумаги, обращать внимание на подбор нужных тональностей и цветовых отношений при первой прокладке акварелью.
Первая прокладка поверхностей основными (локальными) цветами должна быть выполнена в силу освещенных мест, причем на самых светлых местах (на бликах) бумагу оставляют чистой. Вторая прокладка лепит рельеф предметов, увязывает их цветовые соотношения с фоном и с той плоскостью, на которой предметы поставлены. Третья (завершающая) прокладка объединяет все тональные отношения наложением полутонов, усилением теней собственных и падающих, выявляет объем предметов и дает характеристику их по цветам и материалам, фактуре.
При работе акварелью кисть должна быть обильно "напоена" разведенной краской. Прозрачность не будет достигнута при работе сухой кистью.
Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки.
На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. У учащихся развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов, оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира учащихся.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с учащимися.
Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) учащихся на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание учащихся самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. Углубляются и систематизируются эстетические познания учащихся на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой – лубком.(Приложение 2 Научить детей декоративному рисованию)
Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, поделок. В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению ошибок над работами.
Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях в изокружке, нужно отобрать для хранения у преподавателя.
В школьных кружках изобразительного искусства при комплектовании групп не следует разбивать детей по их художественной подготовке, так как это приведет к созданию нескольких параллельных групп. Однако педагогу необходимо учитывать индивидуальные склонности и способности каждого члена кружка, помогая их развитию.
Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания. При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Одновременно с учебной работой педагог ведет и большую воспитательную работу, в особенности в период организации и первых занятий кружка. Он должен объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Члены кружка выбирают старосту, который становится помощником учителя. Он следит за дисциплиной, за посещаемостью. Каждый поступивший в изокружок должен аккуратно посещать занятия, выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы.
3.2 Факультативные занятия
Широкие возможности для эстетического воспитания школьников открывают факультативные занятия по изобразительному искусству. В настоящее время Министерством просвещения России утверждены несколько вариантов факультативных занятий по изобразительному искусству: «Живопись и графика», «Скульптура и керамика», «История изобразительного искусства (русское искусство и искусство зарубежных стран до 1917 г., советское искусство, искусство социалистических стран., искусство капиталистических стран)».
Факультативные занятия рассчитаны на учащихся VII – X классов и являются логическим продолжением и завершением курса обучения изобразительному искусству, осуществляемого в I – VI классах. Значительное количество часов (35 или 70 часов, в зависимости от конкретного класса и варианта) позволяет обстоятельно заниматься изобразительным искусством (как практически, так и изучая историю искусства).
Основные задачи факультативных занятий – дальнейшее расширение и углубление знаний учащихся по изобразительному искусству, активное развитие художественного вкуса и художественно-творческих способностей школьников, а также умений и навыков самостоятельно анализировать содержание и художественные достоинства произведений мастеров живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Эти занятия должны вызвать живой интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств.
В отличие от уроков, а также кружковых занятий по изобразительному искусству факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на повышенную активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий. На факультативных занятиях особенно важен дифференцированный подход к учащимся, внимание к их интересам, склонностям. Это будет способствовать удовлетворению их потребности заниматься изобразительным искусством, попробовать себя в художественном творчестве.
Один из сложных вопросов, стоящих перед учителем, - разработка методики проведения факультативных занятий. Прежде всего следует разнообразить методику занятий, сочетая лекции учителя с творческой работой школьников, с их докладами, сообщениями, с анализом художественных произведений, шире использовать совместные (коллективные) обсуждения ученических рисунков, скульптур, поделок. Очень важно разнообразить технику художественных работ – выполнять рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создавать скульптуры в глине, пластилине; выполнять изделия из керамики и папье-маше.
Информация о работе Организация внеурочной работы по изобразительному искусству