Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 08:27, курсовая работа
Внеурочная деятельность строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы педагог должен соблюдать следующие принципы:
-выдерживать общую направленность занятий;
Ведение.........................................................................................................................3
I. Современные представления о внеурочной деятельности
по изобразительному искусству.................................................................................5
1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»..............................................................5
1.2 Изобразительное искусство..............................................................................7
II. Творческая деятельность в развитие личности..................................................10
2.1 Творчество как высший уровень познания...................................................10
2.2 Воображение импульс к творчеству..............................................................11
III.Организация внеурочной деятельности и основные формы
изобразительного искусства.....................................................................................12
3.1 Кружок..............................................................................................................12
3.2 Факультативные занятия.................................................................................18
3.3 Экскурсии.........................................................................................................20
3.4 Беседы...............................................................................................................21
3.5 Выставки...........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список литературы....................................................................................................28
Сошлись как-то вместе четыре волшебника – живописца: Зима, Весна, Лето, Осень; да и заспорили: кто из них лучше рисует? И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, луга и поля, а в судьи себе выбрали Красно Солнышко.
Первой взялась за свою волшебную кисть Зима, и земля покрылась пушистым снегом. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Чудесная получилась картина! (И.Грабарь «Февральская лазурь», К.Коровин «Зимой».)
Но вот пришла весна и стала думать, какую бы картину ей нарисовать. Зелёной краской чуть-чуть тронула лес – и сразу он повеселел. Полянки запестрели от первых цветов. А сколько появилось птиц в лесу и на полях! (К.Юон «Мартовское солнце», И.Левитан «Большая вода», И.Шишкин «Апрель»).
Приступило к работе жаркое Лето. «Пусть в моей картине всё будет спелым, созревшим», - решило оно. Весь лес расписало Лето сочной зеленью. На деревьях в фруктовом саду развесило яблоки и груши, под кустиками ягоды разбросало, заглянуло на луга и затеяло там весёлый сенокос. Смотрит Красно Солнышко и не может налюбоваться картиной Лета. ( И.Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы», А.Пластов «Летом».)
Настала очередь Осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий дуб-богатырь одела в медную кованую броню. (И.Шишкин «Осень», И.Левитан «Золотая осень».)
Педагог. Во время прослушивания рассказа, вы рассматривали работы известных художников-пейзажистов. Им удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы. Ею можно любоваться в разное время года, т.к. художники смогли «остановить мгновенье» в своих картинах.
Вопрос детям. Всё то, чего коснётся человек, Озарено его душой живою –
Так говорил замечательный поэт С. Маршак. Что значит «озарено душой живою»?
Ответы детей. В своих произведениях художники выражают свои чувства, мысли, восхищение природой, миром вокруг нас. Картина – это отражение души художника.
Педагог. В своих полотнах художник по-разному может изобразить одно и то же время года: грустным, радостным. Да и в литературных произведениях каждое время года называли не однозначно.
Вопрос детям. А какими эпитетами поэты, писатели называли времена года?
Дети вспоминают небольшие четверостишья, загадки, цитаты на заданную тему. Затем педагог дополняет детей.
Как барыня седая,
К людям шествует Зима,
Лютой стужей расцветая
Опушённые дома...
К. Бальмонт
Александр Сергеевич Пушкин называл зиму старухой, а вот как он пишет о поздней осени:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной.
Аполлон Майков о весне сказал так: «...где, шествуя, сыплет цветами весна!», а вот Афанасий Фет: «...стоит красавица степная с румянцем сизым на щеках».
Художник, поэт наделяет каждое время года своим характером, отождествляет их с человеком. У художников, как правило, очень развито воображение, они могут изображать не только сказочную природу, сказочных животных, но и любого фантастического персонажа. А помогает им в этом изучение реальности, которая служит толчком для воображения. Например, образы Жар-птицы, Синей птицы возникли на основе реальной птицы, умеющей летать. У многих народов в традиции изображение получеловека-полурыбы, полузверя-получеловека.
Вопрос детям. Ребята, назовите, пожалуйста, примеры таких животных.
Ответы детей. Кентавр, русалка, сфинкс и т.д.
Педагог. Ребята, сегодня перед вами стоит необычная задача: изобразить время года в виде фантастического животного. Для выполнения практической работы, я предлагаю детям разбиться на четыре группы. У каждой своё задание: изобразить в виде фантастического персонажа зиму, весну, лето и осень.
Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма, свои атрибуты. В этом мы убедились, разглядывая пейзажи известных художников, да и из своего опыта знаете, что невозможно изобразить летний зной холодными красками, а студёную зиму в яркой, тёплой гамме. Можно попросить ребят вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными», «тёплыми», «звонкими», глухими» цветами.
Каждый из вас придумает свой фантастический персонаж, а мы в конце занятия попробуем отгадать, какому времени года соответствует ваш сказочный герой. Каждый, выполняя индивидуальный рисунок, постарается выразить особенности предложенного времени года, его настроение. Прошу вас обратить внимание на проработку деталей.
Итог занятия. Педагог вместе с детьми делает выставку работ. Каждый ребёнок даёт краткую характеристику своего героя, какое настроение он хотел передать в своём рисунке.
Проводится опрос. Какая работа кажется наиболее удачной? Почему? Ребята с помощью педагога анализируют колорит, необычность изображения, соответствие теме, технику исполнения задания, аккуратность выполнения работы.
Педагог и дети совместно решают, кто более точно выразил суть задания, кто был особенно кропотлив, выполняя свою работу
Приложение 2
Работа проводимая на внеурочных занятиях по изобразительному искусству младших учеников. Декоративно-прикладное занятие: роспись.
Таблица №1
Примерные формы эстетического познания детей |
Примерные виды декоративной работы |
1. Ознакомление с цветочным 2. Понятие узор, ритм. 3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан"). 4. Интерпретация приемов. |
Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т.д.). |
1. Ознакомление с русской 2. Элементарные понятия о единстве практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции). 3. Элементарные понятия о 4. Простейшие приемы народной кистевой росписи. 5. Интерпретация приемов. |
Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам. |
1. Ознакомление с сюжетно- 2. Эстетическая, оценка явлений
действительности в 3. Приемы народной росписи, значение
силуэта как средства |
Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д. |
1. Знакомство с произведениями
мастеров народной керамики 2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом. 3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц. |
Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т.д. |
Приложение 3
Выставка работ детей старшего возраста по изобразительному искусству
Приложение 4
Конкурс детских рисунков на тему: «Я люблю тебя Россия».
Приложение 5
Выставка детских работ по декоративно-прикладному искусству.
Информация о работе Организация внеурочной работы по изобразительному искусству