Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 08:27, курсовая работа
Внеурочная деятельность строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает педагогу возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы педагог должен соблюдать следующие принципы:
-выдерживать общую направленность занятий;
Ведение.........................................................................................................................3
I. Современные представления о внеурочной деятельности
по изобразительному искусству.................................................................................5
1.1 Понятие «Внеурочная деятельность»..............................................................5
1.2 Изобразительное искусство..............................................................................7
II. Творческая деятельность в развитие личности..................................................10
2.1 Творчество как высший уровень познания...................................................10
2.2 Воображение импульс к творчеству..............................................................11
III.Организация внеурочной деятельности и основные формы
изобразительного искусства.....................................................................................12
3.1 Кружок..............................................................................................................12
3.2 Факультативные занятия.................................................................................18
3.3 Экскурсии.........................................................................................................20
3.4 Беседы...............................................................................................................21
3.5 Выставки...........................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список литературы....................................................................................................28
1.2 Изобразительное искусство
Одним из видов внеурочной деятельности, где может успешно осуществляться творческая деятельность является изобразительная. Изобразительная деятельность играет большую роль в развитии в ребенка, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развития интеллекта, моторики, воспитания эстетических чувств. Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и т.д. -в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. В изобразительной деятельности формируется умение различать и классифицировать наблюдаемое, произвольно вызывать в представлении нужные зрительные образы, оперировать ими и комбинировать их в воображении. В процессе изобразительной деятельности учащиеся приобретают знания об основах теории и истории изобразительного искусства, а также знания в области перспективы, цветоведения, композиции, пластической анатомии, технологии материалов. Также учащиеся получают обобщенные наглядные представления (схемы о практических способах и последовательности выполнения работ на плоскости и в объеме); технику (т.е. умения руки и приемы работы различными инструментами и материалами).
Внеурочная деятельность по изобразительному искусству – это проведение бесед, лекций, докладов, руководство изокружками и факультативами по рисунку, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам.
Развитие творческого потенциала младших
школьников, как показывают исследования последних лет
, связано с приращением витагенного
опыта детей, их ближайшего жизненного
пространства. Таким творчески активизирующим
материалом для ученика начальной школы
может стать его собственная среда проживания,
любимые места отдыха. Все это развивает
в нем фантазию, воображение, образное
мышление. Именно это имеет ввиду А.С. Белкин,
указывая на тот факт, что не всякое знание,
получаемое от учителя, становится для
учеников ценностью, личностно значимым
знанием. А лишь то, пишет исследователь,
которое "они познали, прочувствовали,
испытали на практике, что хотели бы сохранить
в запасниках своей долговременной памяти,
т.е. то, что составляет их жизненный опыт:
память мыслей, память чувств, память действий".
Хранение информации в резервах человеческой
памяти зависит от того, насколько она
личностно значима и имеет ли жизненную
направленность. Только такой подход обеспечивает
превращение ученика из пассивного объекта
воспитания в активный субъект самовоспитания.
А.С. Белкин утверждает, что опора на жизненный
опыт личности - главный путь превращения
образовательных знаний в ценность. Связь
обучения с жизнью будет осуществлена
в том случае, если педагогическое взаимодействие
будет многомерным, а витагенная
информация будет преобразована в витагенный опыт. Под витагенным
обучением разумеется обучение, основанное
на актуализации (востребовании) жизненного
опыта личности, ее интеллектуально-
С повышением роли регионального компонента в содержании образовании идет возрождение элементов народной культуры, приобщение детей к национальной культуре, которая аккумулирует их жизненный опыт. Это создаст возможность для растущего человека, сохраняя включенность в общероссийскую социальную среду, приобрести необходимые знания по национальной культуре и получить представление об этнокультурных ценностях других народов. Внеурочная деятельность позволяет более подробно познакомить учащихся с миром регионально-этнической культуры, различными изобразительными приемами и техниками, с различными графическими и живописными материалами.
Л.Б. Соколова отмечает, что задача учителя - "местное превратить в средство возбуждения живого интереса к общему".
Итак, с позиций педагогики творчества и личностно ориентированного подхода внеурочная изобразительная деятельность школьников должна соответствовать следующим требованиям:
-внеурочная изобразительная
-внеурочная изобразительная
-внеурочная изобразительная
Таким образом, внеурочная деятельность предоставляет более широкие возможности, относительно урочной деятельности. Внеурочная изобразительная деятельность, имея в своей структуре цель, содержание, методы, средства, результат, расширяет общение школьников с миром культуры, содействует обогащению их знаний, развитию художественно-творческой активности, приобретению опыта творческой деятельности.
II. Творческая деятельность в развитие личности
2.1 Творчество как высший уровень познания
Творческая деятельность – специфический вид активности человека,
направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира,
включая самого себя. Главная составляющая творческой деятельности – умение
выразить свои чувства, эмоции, сформировать мысли, опираясь на собственные ощущения и предпочтения.
Творческой деятельностью Выготский Л.С. (1960) называет такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.
Индивидуальные различия в воображении выражаются прежде всего в яркости образов, степени их соотнесённости с реальностью, жизненностью, правдивостью. Определяются эти различия видом деятельности, они проявляются и умением подчинять воображение поставленной цели, включать его в творчество.
Одна из ведущих задач — творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
Творчество - сложный психологический процесс. Существует он как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Но особое место в нём занимает воображение. Полёт фантазии в творческом процессе любого вида деятельности обеспечивается знаниями.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением илифантазией.
Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962, с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
Воображение одна из форм отражения действительности. Как бы не было ново, то что создано фантазией человека, оно неизбежно исходит из того , что имеется в действительности , опирается не неё.
Человек воображает то , чего он еще не видел , что еще не существует , чего нет в действительности , но источник воображения в объективной реальности , во внешнем мире.
Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности. Процесс рисования Т.В. Нестерова (1991) тесно связывает с живой работой мысли, с развитием образного мышления и художественного вкуса, наблюдательности и зрительной памяти, двигательных функций руки и глазомера.
Рисование на темы - это своеобразный венец всей предшествующей изобразительной деятельности учащихся. Выполнение тематических композиций требует не только наличие определенных умений и навыков в рисовании предметов быта, интерьера, пейзажа, животных, фигуры человека, но и фантазии, наблюдательности. Воображение учащихся развивается и в процессе самого композиционного рисования. Как правило, отмечает Кузин В.С., «в тематических рисунках особенно наглядно проявляется индивидуальность учащегося, уровень развития его художественных способностей, запас наблюдений и впечатлений от окружающей действительности» (1984, с. 119).
Творческая деятельность развивает эстетическое чувство детей. Через эту деятельность формируется эстетическая восприимчивость к миру, оценка прекрасного. Создавая образ сказочного персонажа, ученик не только пытается передаться главные черты героя. Кажется, детей, прежде всего, занимает сюжет, но анализируя детские рисунки, я заметила, что больше всего их привлекает всяческое волшебство, сказочность, необыкновенные украшения. Если дети рисуют платье принцессы, то оно занимает у них две трети площади рисунка. На этом рисунке помещаются клумбы роз, а над головой принцессы и вовсе вырастают фантастические цветы. Тут с одной стороны, проявляется наивность детского творчества, а с другой – нестандартность в разрешении поставленной художественной задачи.
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
(Приложение 1 «Фантастическое изображение времён года». Создание фантастических образов на основе ассоциаций, т.е. ребёнок должен изобразить время года в виде фантастического животного, которого он придумает сам. Здесь происходит тренировка умения связывать абстрактные или образные, в переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями).
III. Организация внеурочной деятельности и основные формы изобразительного искусства
3.1 Кружок
Для успешного руководства внеурочной работой необходимо заранее составить план всех мероприятий, наметить их тематику. Внеклассная работа преподавателя рисования согласовывается с классным руководителем и с учащимися. Необходимо также учитывать время внеклассных занятий, количество мероприятий и возрастные особенности учащихся.
Внеурочную работу надо строить таким образом, чтобы дети продолжали развиваться, совершенствовали свое мастерство, чтобы изображения в детских рисунках были грамотные, реалистические. А грамотное, реалистическое рисование требует применения законов перспективы, соблюдения закономерностей светотени, правильного понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов цветоведения.
Задачи внеурочной деятельности:
-осуществлять эстетическое
-развивать интерес и любовь
детей к изобразительному
-продолжать совершенствовать
-выявлять и развивать
Эти задачи могут успешно решаться, если внеурочная работа с детьми по их эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства проводится в системе, в которой каждое звено тесно связано с другим, логически предваряет или завершает остальные звенья.
Основные формы внеурочной работы: изокружки и факультативы по рисунку, беседы, лекции, доклады, живописи, скульптуре, декоративно-прикладному искусству, истории искусств; проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников; организация школьных выставок (репродукций произведений мастеров изобразительного искусства и детских рисунков), выходов на природу (на стройки, в парки, на пришкольный участок) с целью наблюдения и зарисовок; оформление школы к различным праздникам, кинофильмы, домашнее рисование учащихся по изобразительному искусству.
Информация о работе Организация внеурочной работы по изобразительному искусству