Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Под информационной безопасностью понимается защищенность информа-ции и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации и ее владельцам. Информационная безопасность организации, учреждения, предприятия – состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Содержание работы

Введе-ние……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основные формы использования информации и угрозы ее безопасности.
1.1 Формы и сферы использования информа-ции………………..............….6
1.2 Виды угроз в системе информационной безопасности ……… ….......10
1.3 Регулирование ограничения использования информа-ции………….....16
Глава 2. Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения.
2.1 Основное содержание проблем безопасности архивных учрежде-ний………………………………………………………………………………...20
2.2 Создание и использование страхового фонда в архивах ……..............26
2.3 Перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений ……………………………………………...……32
Заключе-ние……………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литерату-ры……………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

-информации о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления, а также об использовании  бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);      

 -информации, накапливаемой в открытых  фондах библиотек, музеев и  архивов, а также в государственных,  муниципальных и иных информационных  системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;     

-иной информации, недопустимость  ограничения доступа к которой  установлена федеральными законами.       

Ограничение доступа к информации устанавливается  федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.      

Государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Срок засекречивания – 30 лет со времени их создания.      

Конфиденциальностью информации называется обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.      

Перечень  сведений, относящихся к конфиденциальной информации, утвержден Указом Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». В данном Указе есть перечень конфиденциальной информации. Конфиденциальную информацию содержат документы о частной жизни граждан, о состоянии здоровья, семейных и интимных отношениях, имущественном положении, а также о жилище. Ведь в соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на «неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени». Срок засекречивания таких сведений – 75 лет.     

Сведения  о фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина, позволяющие  идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях – персональные данные. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти - с письменного разрешения наследников данного гражданина, ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.47      

Сведения, составляющие тайну следствия и  судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.      

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в  соответствии с Конституцией РФ и  федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.), – профессиональная тайна. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами, – коммерческая тайна.      

Ограничен доступ к документам общественных и  религиозных объединений и организаций, личных и семейных фондов и фондов других негосударственных организаций. Эти ограничения оговариваются  самим фондообразователем при передаче документов на хранение и, как правило, связаны либо с тайной личной жизни, либо авторским правом, либо с коммерческой тайной.     

Запрещается без согласия усыновителей, а в  случае их смерти, без согласия органов  опеки и попечительства выдавать гражданам документы, содержащие сведения об усыновлении; архив также имеет право отказать до истечения 75-летнего срока с момента создания документов в выдаче выписок из книг регистрации актов гражданского состояния, решений судов, органов исполнительной власти и образования, из которых было бы видно, что усыновители не являются кровными родителями усыновленного. 

 

Глава 2. Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения

2.1 Основное содержание проблем безопасности архивных учреждений

 

 

      Проблема  информационной безопасности в архивах  носит системный характер. Задачи обеспечения безопасности информации в широком смысле определяют путь архива как особого учреждения в  системе государственных учреждений, призванного сохранять носители информации того или иного типа, проводить определенную обработку этой информации и ее распространение, способствовать процессу использования документов, осуществляемому другим пользователям для удовлетворения потребностей общества в информации. На этом основании архивы справедливо называются хранителями исторической памяти общества, государства. Эффективность деятельности архива равнозначна эффективности обеспечения сохранности информации, хранящейся в нем.      

Принципы  понимания проблемы информационной безопасности включают вопросы обеспечения физической сохранности носителей информации и законных ограничений на использование информации. Они связаны между собой, но каждый вопрос (группа вопросов) имеет самостоятельное значение. Для его разрешения используются соответствующие методы по каждой позиции.      

Широко  известно, что несанкционированное  распространение информации, попадающей под ограничения, т.е. секретной информации, может нанести ущерб интересам  общества и государства. У проблемы информационной безопасности, однако, есть еще один аспект, о котором нередко забывают. Ущерб обществу и государству наносится и необоснованным засекречиванием информации. Это может быть экономический, технический ущерб, когда засекречивается информация, относящаяся, например, к изобретениям, технологиям двойного назначения и т.п. Кроме того, хранение больших комплексов документации в закрытом режиме требует больших затрат.       

Для практического решения задач  обеспечения информационной безопасности необходимо выполнение ряда условий: совершенствование законодательства и нормативно-методической базы; соблюдение положений законодательства нормативно-методических документов в практической деятельности архивов; соблюдение мер по обеспечению физической сохранности документов в процессе хранения и использования; наличие соответствующего оборудования (систем пожаротушения, сигнализации), проведение соответствующих технических мероприятий; проведение охранных мероприятий; контроль за соблюдением законодательства, положений нормативно-методической документации, проведением необходимых мероприятий. Соблюдение любого из условий требует соответствующего финансирования. Без этого в деле обеспечения информационной безопасности, используя шахматную терминологию, теряются качество и темпы.      

Законные ограничения на использование  информации закреплены российским законодательством, указами президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами, нормативно-методическими документами Межведомственной комиссии по соблюдению государственной тайны. Контроль в этой сфере осуществляется несколькими государственными органами, в первую очередь ФСБ и ФАПСИ. Таким образом, проводится государственная политика в этой сфере.      

В то же время техническое обеспечение  требований соблюдения секретности (защита помещений, оборудования и т.п.) не предусмотрено бюджетным финансированием. Средства для компенсации сотрудникам архива за ограничения их гражданских прав из бюджета в плановом порядке не выделяются.      

Защита  информационной безопасности во всех своих направлениях требует соответствующего финансового обеспечения и ясного понимания, какие затраты требуются для обеспечения режима хранения документов на закрытом доступе, в режиме секретности. Это понимание отсутствует у законодателей, занимающихся разработкой законов, а часто и у органов управления.       

В условиях ограничения бюджетных  средств представляется особенно важным ясное и четкое понимание всеми  участниками процесса обеспечения  информационной безопасности комплексного характера проблем, которые не могут быть успешно решены изолированно.      

Реальная  ситуация, однако, приводит, по существу, к неисполнению в полном объеме норм российского законодательства о  государственной тайне. В частности, в том, что документы, имеющие  сведения, относящиеся к государственной тайне, могут быть закрыты для широкого доступа на срок не свыше 30 лет, если эта информация не подпадает под действие других законов, закрывающих документы на более длительный срок.      

Тем более странными представляются попытки ряда ведомств ввести дополнительные ограничения на использование рассекреченных ранее и уже широко использующихся документов.      

Значительным  резервом для финансового обеспечения  вопросов информационной безопасности является использование рассекреченных документов, активизация работы на информационном рынке, в первую очередь международном.       

Все затронутые проблемы имеют особое значение для Российского государственного архива новейшей истории (далее РГАНИ), проявляются в практической работе в связи с тем, что в архиве прошло рассекречивание только около 30% хранящихся документов. систематическое плановое рассекречивание документов РГАНИ прервалось в 1997 г. Но даже если бы Комиссия по рассекречиванию документов, созданных КПСС, действовала регулярно, то сложность и неэффективность существующего «Порядка работы» комиссии не позволили бы провести рассекречивание материалов, хранящихся в фондах РГАНИ, в ближайшие несколько десятков лет.      

Ряд проблем связан и с несовершенством  законодательной и нормативно-методической базы. Не завершена работа над «Положением об общем порядке рассекречивания документов, находящихся в закрытых фондах государственных и ведомственных архивов», разрабатываемым в соответствии с распоряжением Президента РФ от 24 сентября 1994 г., которая могла бы корректировать существующие недостатки нормативно-методической базы.      

Выявились и существенные недостатки в нормативно-методическом обеспечении работы ведомственных  экспертов, особенно в области планового  рассекречивания документов. Ведомственные  эксперты часто не проводят различий между документами до и после 30-летнего ограничительного периода. Ряд заключений экспертов, а иногда и решений Комиссии по рассекречиванию документов, созданных КПСС, допускали неоднозначные толкования, содержали формулировки, не предусмотренные законодательством и нормативно-методическими документами.       

Экспертные  заключения часто серьезно не мотивированы, иногда носят субъективный характер, имеют неточности и ошибки, исправление  которых требует дополнительных затрат рабочего времени у сотрудников архива. Вопреки требованиям законодательства, предложения экспертов по продлению сроков закрытого хранения документов не содержат конкретных указаний, на какой срок сохраняются грифы секретности. Отсутствует достаточная нормативно-методическая база, регулирующая вопросы координации работы по рассекречиванию документов в архивах различной ведомственной принадлежности.       

Ведомства, рассекречивая документы своих  архивов, в том числе документы, в свое время направлявшиеся в  ЦК КПСС и отложившиеся в фондах РГАНИ, не информируют Росархив о результатах рассекречивания документов, что приводит к неоднократному рассекречиванию одних и тех же документов, повышению трудозатрат.       

Существующая  нормативно-методическая база и организация  работы по рассекречиванию не позволяют успешно, с минимальными трудозатратами решать вопросы снятия грифов секретности с документов, необоснованно засекреченных. В фондах РГАНИ содержится значительный комплекс такого рода документов, т.к. любой документ, поступавший в ЦК КПСС или создававшийся здесь, как правило имел грифы «секретно» и «совершенно секретно». Среди них документы по вопросам идеологии, культуры, организационно-партийной работы и т.п. Такие документы правомерно было бы относить к категории документов, необоснованно засекреченных, а не к документам, содержащим сведения, относящиеся к государственной тайне.      

На  закрытом хранении в РГАНИ находится  большой комплекс решений ЦК КПСС, ранее опубликованных в газете «Правда», в журнале «Известия ЦК КПСС», в других текущих периодических изданиях, в сборниках типа «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам» и т.п.      

В составе фондов №1 «Съезды КПСС»  и №2 «Пленумы ЦК КПСС» имеются  выписки из протоколов заседаний  Политбюро и Секретариата ЦК о  подготовке и проведении съездов и пленумов, исполнении их решений. Эти выписки были рассекречены вместе со всем комплексом документов в Архиве Президента РФ до передачи в РГАНИ. В то же время аналогичные протокольные записи заседаний Политбюро ЦК остаются не рассекреченными. Закрыты и соответствующие постановления Секретариата ЦК.      

Отсутствие  информации приводит также к тому, что хранящиеся в Архиве Президента РФ, архиве МИД РФ и ряде других ведомственных  архивов документы, выписки, отпуски, копии документов, направленных в ЦК КПСС, рассекречиваются, широко используются, а аналогичные документы в РГАНИ остаются на закрытом хранении.      

Информация о работе Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения