Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2013 в 17:02, курсовая работа

Описание работы

Под информационной безопасностью понимается защищенность информа-ции и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации и ее владельцам. Информационная безопасность организации, учреждения, предприятия – состояние защищенности информационной среды, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.

Содержание работы

Введе-ние……………………………………………………………………...……3
Глава 1. Основные формы использования информации и угрозы ее безопасности.
1.1 Формы и сферы использования информа-ции………………..............….6
1.2 Виды угроз в системе информационной безопасности ……… ….......10
1.3 Регулирование ограничения использования информа-ции………….....16
Глава 2. Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения.
2.1 Основное содержание проблем безопасности архивных учрежде-ний………………………………………………………………………………...20
2.2 Создание и использование страхового фонда в архивах ……..............26
2.3 Перспективы совершенствования системы информационной безопасности архивных учреждений ……………………………………………...……32
Заключе-ние……………………………………………………………………….33
Список использованных источников и литерату-ры……………………….…..38

Файлы: 1 файл

курсовая (2).doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Перспективы совершенствования  системы информационной безопасности архивных учреждений

 

 

     В Доктрине информационной безопасности  обозначаются в качестве угрозы информационной безопасности Российской Федерации, представляющей наибольшую опасность в сфере духовной жизни общества, ухудшения состояния и постепенный упадок объектов российского культурного наследия, включая архивы, музейные фонды, библиотеки, памятники архитектуры ввиду недостаточного финансирования.4     

Для реализации государственной  политики информационной безопасности Российской Федерации разрабатывается ряд федеральных программ, где архивы займут свое место.      

Защита  информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических  мер, направленных на:     

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;      

2) соблюдение конфиденциальности  информации ограниченного доступа,

3) реализацию  права на доступ к информации.      

Государственное регулирование отношений в сфере  защиты информации осуществляется путем  установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:     

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;     

2) своевременное обнаружение фактов  несанкционированного доступа к  информации;      

3)предупреждение возможности неблагоприятных  последствий нарушения порядка  доступа к информации;     

4)недопущение воздействия на технические  средства обработки информации, в результате которого нарушается  их функционирование;     

5)возможность незамедлительного  восстановления информации, модифицированной  или уничтоженной вследствие  несанкционированного доступа к ней;     

6)постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.      

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти в  области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.      

Самой влиятельной и представительной международной неправительственной  организацией в области архивного  дела, объединяющей специалистов более 140 стран мира, является Международный  совет архивов (МСА). К числу основных его целей и задач относятся: развитие всех аспектов управления архивами и документацией, профессиональная подготовка архивистов, совершенствование исследований в области архивной теории и практики, разработка и внедрение стандартов.     

Росархив  действует в контакте с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К примеру плодотворным является его сотрудничество с органами стандартизации, метрологии и сертификации, осуществляющими государственное управление стандартизацией в РФ, в том числе в области документации. Росархив, в частности, осуществляет экспертизу проектов национальных стандартов а области архивного дела и ДОУ.      

Росархив  ведет подготовку проекта постановления  Правительства РФ «О неотложных мерах  по сохранению Архивного фонда Российской Федерации и улучшению использования  архивных документов», которое находится  на согласовании в соответствующих министерствах и ведомствах. Рассмотрение этого вопроса на правительственном уровне во многом должно помочь и в решении проблем развития архивного дела в регионах.      

Обеспечение информационной безопасности в архивах, в т.ч. режима секретности для  закрытых документов, может быть значительно повышено при условии решения вопроса о снятии необоснованных ограничений на использование документов, их рассекречивание в соответствии с российским законодательством. Высвободившиеся при этом средства могли бы быть использованы для повышения уровня обеспечения безопасности тех документов, которые в настоящее время действительно содержат информацию, относящуюся к государственной тайне.       

Экономия  средств на обеспечение режима закрытого  хранения документов, расширение возможностей использования рассекреченных документов позволят привлечь дополнительные внебюджетные средства и для соблюдения условий хранения документов, и для поддержания в рабочем состоянии старого и приобретения нового оборудования, обеспечения физической сохранности документов.     

В целях сдерживания негативных тенденций  и дальнейшей адаптации архивных учреждений к условиям и объективным  трудностям Росархива совместно  с архивными учреждениями наметил  и реализует комплекс мер по максимальной экономии и снижению расходования бюджетных ассигнований, привлечению дополнительных внебюджетных источников финансирования.       

Проведено совершенствование сети и структуры  федеральных архивов, принимаются  меры по расширению платных работ  и услуг, заключению соглашений с  зарубежными партнерами по совместной разработке открытых архивных фондов.     

Начато  внедрение новых примерных положений  об архивохранилище государственного архива и примерных должностных  инструкций главного хранителя фондов и заведующего архивохранилищем.     

Опыт развития этой работы в федеральных архивах проанализирован  и обобщен сотрудниками отдела в  специальном информационно-методическом письме Росархива. Все это будет  способствовать совершенствованию деятельности служб сохранности госархивов, а, следовательно, и повышению информационной безопасности Архивного фонда Российской Федерации.

Значительно активизировалась разработка региональных программ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

     Информация  является важным объектом правоотношений в современном обществе. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.      

Доступ  к архивным документам может быть ограничен в соответствии с международным  договором Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации, а также в  соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.      

Ограничение доступа к информации устанавливается  федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.      

Для того чтобы организовать безопасное хранение данных, первым делом нужно провести анализ угроз, для правильного проектирование схем информационной безопасности.     

Угрозы  информационной безопасности делятся  на два основных типа – это естественные и искусственные угрозы. К естественным угрозам относятся пожары, наводнения, ураганы, удары молний и другие стихийные бедствия и явления, которые не зависят от человека. Наиболее частыми среди этих угроз являются пожары.      

Следующим видом угроз являются искусственные  угрозы, которые в свою очередь, делятся  на непреднамеренные и преднамеренные угрозы. Непреднамеренные угрозы – это действия, которые совершают люди по неосторожности, незнанию, невнимательности или из любопытства.      

Преднамеренные  угрозы – угрозы, связанные со злым умыслом преднамеренного физического  разрушения, впоследствии выхода из строя системы.       

Если  соблюдать все меры предосторожности от угроз, которые перечислены выше, то информация будет надежно защищена.     

Проблема  информационной безопасности в архивах  носит системный характер. Задачи обеспечения безопасности информации в широком смысле определяют путь архива как особого учреждения в системе государственных учреждений, призванного сохранять носители информации того или иного типа, проводить определенную обработку этой информации и ее распространение, способствовать процессу использования документов, осуществляемому другим пользователям для удовлетворения потребностей общества в информации.      

Принципы  понимания проблемы информационной безопасности включают вопросы обеспечения  физической сохранности носителей  информации и законных ограничений на использование информации. Они связаны между собой, но каждый вопрос (группа вопросов) имеет самостоятельное значение. Для его разрешения используются соответствующие методы по каждой позиции.      

Существуют  различные проблемы: угроза хищения документов Архивного фонда, катастрофическое финансовое положение архивных учреждений, ряд проблем связан с несовершенством законодательной и нормативно-методической базой.     

Таким образом, совершенствование работы по защите информации возможно при  совершенствовании законодательной и нормативно- методической базы, целевом финансировании и проведении ряда организационных мероприятий.  

 

Список источников и литературы.

Источники

  1. ГОСТ Р 51141 – 98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения: Введ. 1999. – 01 января. – М.: Изд-во стандартов, 1998. – С 7.
  2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. -  2000. – 28 сентября. – № 187.
  3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 25 июля 2003г.). – М., 2004.
  4. Основные правила работы архивов организаций. М.: Росархив, ВНИИДАД, 2002. – С 152.
  5. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного Фонда РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 43. – Ст. 4169.
  6. Приказ Росархива «О хищении документов в РГАЛИ» от 10 апреля 2000 г. №21. // Отечественные архивы. – 2001. – №3.
  7. Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 № 188. // Отечественные архивы. – 1997. – №3.
  8. Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 № 5485-1 (с изменениями от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – 13 июля. – № 41. – Ст. 8220-8235.
  9. Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – № 32. – Ст.3283.
  10. Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – 23 августа. – № 34. – Ст. 3534.
  11. Федеральный закон «Об архивах в Российской Федерации» от 1 октября 2004г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 43. – Ст. 4169.
  12. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ // Российская газета. – 2006. – 8 декабря.
  13. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ // Российская газета. – 2006 г. – 29 июля.
  14. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. – №31.

 

 

Литература

 

  1. Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. Архивоведение (учебник). – М., 2007. – С. 197.
  2. Афиани В.Ю. К проблеме обеспечения информационной безопасности в архивах в процессе использования документов. // Вестник архивиста. – 2000. – № 2(56). – С. 105 – 111.
  3. Граник В.А., Еремеева В.И. Пути совершенствования защиты конфиденциальной информации, накапливаемой в архивных учреждениях РФ //Архивное право: история, современность, перспективы. – М., 2002. – С. 40 – 44.
  4. Доктрина информационной безопасности и архивы. //Отечественные архивы. – 2001. – №3 – С. 3 – 6.
  5. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синез», 1999. – С. 812.
  6. Ларьков Н.С. Документоведение (учебное пособие). – М.: АСТ. Восток-Запад, 2006. – С. 419.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвет, 1999. – С. 250.
  8. Тарасов В.П. Проблемы безопасности архивного фонда РФ и пути их решения // Вестник архивиста. – 1999. – №6(54). – С. 11 – 23.
  9. Тельчаров А.Д, Архивоведение (Конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2004. – С. 151.
  10. Шабанова Т.Е. О выполнении в регионах решения Межведомственной комиссии по информационной безопасности Совета безопасности // Отечественные архивы. – 1999. – №5. – С. 43 – 45.
  11. Шабанова Т.Е. Информационная безопасность архивов: реальность и перспективы // Отечественные архивы. – 2001. – № 3. – С. 4 – 6.

 

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвет, 1999. – С. 250.

2 Афиани В.Ю. К проблеме обеспечения информационной безопасности в архивах в процессе использования документов. // Вестник архивиста. – 2000. – № 2(56). – С. 106.

3 Алексеева Е.В., Афанасьева Л.П. Архивоведение (учебник). – М., 2007. – С. 197.

4 Доктрина информационной безопасности и архивы. //Отечественные архивы. – 2001. – №3 – С. 4.

 

 


Информация о работе Основные проблемы информационной безопасности и методика их решения