Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:53, курсовая работа
Выше сказанное определило цель нашей работы: выявление особенностей народной хореографии балканских стран, в частности болгарского народного танца и практику его изучения.
В соответствии с целью исследования выдвигаем следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития народной хореографии балканских стран;
2. Рассмотреть историю болгарского народного танца;
3. Выявить характерные особенности болгарского народного танца;
4. Рассмотреть болгарский народный танец на профессиональной сцене.
Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические основы народной хореографии балканских стран.............5
1.1 История развития народной хореографии балканских стран.........5
1.2 История болгарского народного танца.............................................13
2. Практика изучения болгарского народного танца.......................................18
2.1 Характерные особенности болгарского народного танца..............18
2.2 Болгарский народный танец на профессиональной сцене.............24
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы.............................................................................................29
В отличие от Греции, где ритм в танцах более размеренный, выдержать болгарский танец может только подготовленный человек. Болгары по праву гордятся своими народными плясками. Костюмы, музыка и танец так же ярки и красивы, как и природа этой страны. А энергичные и быстрые ритмы движений словно пронизаны горячим южным солнцем, ароматом садов и розовых плантаций.
Македония. Eleno Mome - в переводе с Македонского "Моя милая Елена". Это один из популярнейших Македонских народных танцев.
Венгрия. Говоря о венгерских народных танцах, неизменно вспоминается старая-старая кинолента, где главные герои танцевали танец чардаш на центральной площади местечка под умопомрачительно быструю мелодию. Партнер пытался намекнуть музыкантам, мол, «хватит!», но те, вдохновленные собственной упоительной игрой, игнорировали просьбы до тех пор, пока танцующие не свалились с ног. В прямом смысле слова.
Чардаш – венгерский народный танец. В каждом регионе он имеет свои особенности, уникальные черточки, но основным всегда остается вариативный ритм.
Название танца происходит от слова csárda – «трактир, постоялый двор». Родившись в небольших залах венгерских харчевен, он быстро вышел за пределы своей альма-матер. Танец чардаш распространился по Словакии, Хорватии, Воеводине, Трансильвании, Словении, Моравии.
Прототип чардаша и, по сути, его основа - вербункош (от нем. werben – «вербовка»). Мужчины исполняли его на вербовочных пунктах, отправляясь на военную службу.
Венгерский чардаш представляет собой сочетание венгерских народных традиций и виртуозной импровизации цыган, которая отличается богатой орнаментикой и выразительной мелодикой.
Исполняют чардаш и мужчины, и женщины. Отличительный признак чардаша – значительная вариация темпа и острая ритмика.
Турция. Народные танцы в Турции — это традиционные танцы, которые немного различаются в зависимости от региона или сельской местности. Всего в Турции насчитывается около 2 тысяч народных танцев, все они распространены на Анатолийском полуострове, и все они впитали в себя множество разных культур. К примеру, турецкие народные танцы, распространённые на востоке страны, западе, северной или южной части весьма непохожи между собой. Их отличия состоят в разной одежде, ритме, мелодиях, и, конечно же, хореографии. Одной из причин столь широкого видового разнообразия стало — культурное наследие многих религиозных обрядов древнейших народов. Анатолийские народные танцы местное население исполняет во время окончания сбора урожая. Также многие «военные» танцы со временем стали зачисляться в класс народных. [20]
У народных танцев есть очень много видов, они исполняются в равной степени мужчинами, группами женщин или представлены в тандемном исполнении — мужчин и женщин. Несмотря на то, что Ислам запрещает женщинам и мужчинам вместе танцевать в общественных местах, всё же большинство национальных турецких танцев проводятся вместе, ссылаясь на старинные турецкие традиции в мусульманской Турции.
Все народные
танцы исполняются под
С древних времен углехождение практиковалось в Болгарии, Греции, Турции в племенах поклоняющихся огню. Этнологи считают, что нестинарство тесно связано с экстатической (связанной с экстазом) религией фракиян и проистекает из Дионисовых ритуалов. Само наименование „нестинары" происходит из греческого слова αναστεναζω (анастеназо), что обозначает „вздыхать, стонать". [22]
1.2 История болгарского народного танца
Танцевальное искусство Болгарии - история этой замечательной страны. Народные пляски пронизаны тёплым солнцем юга, сладким ароматом незабываемых садов и уникальных розовых плантаций. От поколения к поколению передаётся мастерство танца, со временем совершенствуются его формы. Это в свою очередь придаёт старинным танцам новое дыхание, которое близко современным людям. Болгария целых пятьсот лет находилась под игом Турции. Захватчики всевозможными способами пытались остановить духовное развитие порабощённого болгарского народа. Они разрушали памятники архитектуры. Но они не смогли уничтожить сплочённость людей, в результате чего в Болгарии доминирующими являются формы массового танца. В танцах народ страны выражал свои самые сокровенные мечты, чаяния. Они запечатлевали самые важные жизненные события в художественной форме. В итоге у болгарского народа появилось большое множество великолепных танцевальных мелодий и неповторимых ритмов. В любой точке Болгарии есть свои мелодии, которые являются душой танцев.
Танцы, которые сопровождаются
пением, появились со времён старины
и популярны до сих пор. Как
и раньше танцы Болгарии исполняются
под аккомпанемент
Великолепные сложные ритмы обогатили пластику болгарского танца. Танцы Болгарии - очень любимый и самый распространённый вид народного творчества страны. Неповторимый темперамент, изумительный вкус, потрясающая изобретательность народа выражена в обрядовых, трудовых, карнавальных, календарно-праздничных танцах Болгарии. Они являются не очень сложными по композиции рисунка, но движения ног у них разнообразны, технически сложны и удивительно красивы. «Рыченицы» и «хора» - самые распространенные в Болгарии танцы. «Хора» - это танцы, в которых танцуют много людей. Количество участников в таких танцах не ограничено. Исполнять этот танец могут как мужчины, так и женщины, либо все вместе. Для таких танцев естественны ходы по кругу, зигзагами, линиями, движения из одной стороны в другую, назад и вперёд. Исполнители танца обязательно держаться за руки, которые опущены вниз, или поднятые вверх от локтя. Мужчины в танце держатся за плечи. Очень часто танцоры держатся за руки, которые скрещены либо спереди, либо сзади. Иногда они держатся за пояса, а правая рука опущена книзу.
«Рыченицы» - один из замечательных импровизированных болгарских танцев. Танцорами могут быть и мужчины, и женщины. Такие танцы получили распространение по всей стране. Единственное, что в каждой области их исполняют на свой лад. Исполняют такой танец девушка и юноша, иногда двое юношей и две девушки. Они танцуют друг перед другом. Исполняются такие танцы с платком, который переходит из рук в руки. Юноша и девушка в танце перетягивают платок.
Болгары очень любят танцы, которые исполняются на горячих углях. Нестинары - это люди, у которых есть способность ходить по раскалённым углям. В Болгарии таких людей не очень много. Поговаривают, что они являются предками индийских йогов. Такие танцы начинаются вечером, когда стемнеет. Мужчины, исполняющие этот танец, в первую очередь обходят огненный круг по периметру. При этом играют барабаны и волынка. Танцоры держат в руках икону Святых Елены и Константина. После этого исполнители танца на углях вступают в неравный поединок с горячим пламенем огня, передвигаясь очень мелкими шагами к центру огненного круга. Очень часто во время выступления нестинары берут на руки детей и подростков, проносят их над огнём, давая тем самым почувствовать жар раскалённых углей. Это - ритуал по изгнанию из человека нехороших духов.
В десятом веке зародился этот болгарский ритуал, перед тем, как в Болгарию пришло христианство. Легенда танца такова. В те времена. Когда на территории Болгарии проходили бесконечные войны, огонь часто уничтожал дома и постройки. Однажды в одной из церквей, которая загорелась, прозвучал душераздирающий крик о помощи. Болгарский воин прошёл сквозь огонь и в руках у него была замечательная икона святых Константина и Елены. Теперь ежегодно празднуется день этих святых неповторимыми танцами на горячих углях.
На протяжении тринадцати веков, Болгария – была колыбелью славянской культуры, землей Орфея и Спартака, давшей миру людей с великими достижениями, мистическими фракийскими сокровищами и гробницами, величественными фресками и множеством прекраснейших образцов древних прикладных искусств.
Болгарские праздники и обычаи формировались с древних времен, когда люди пытались укротить стихии и преклонялись перед их могуществом.
Нестинарство
это самый древний мистический
ритуал – танец по горящим уголькам,
религиозный и мистический
Болгарский народ бережно хранит свое танцевальное искусство, совершенствует его формы, придавая старинным пляскам новое содержание, близкое и понятное современному человеку.
На протяжении 500 лет Болгария была под турецкой оккупацией, в течении которой турки всячески стремились приостановить духовное развитие болгарского народа, разрушая национальную культуру и традиции. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению народа; вероятно, поэтому в болгарской народной хореографии преобладают формы массового танца.
Болгарские
танцы отличаются сложностью и затейливостью
ритмометрического рисунка. Для
многих из них характерно несовпадение музыкальной и танцевальной
фразы. Рядом с такими музыкальными размерами,
как 2/4 и 4/4, существуют и несимметричные
— 5/8, 7/8, 9/8 и т. д. Эти особенности болгарской
танцевальной музыки свидетельствуют
о ее связи с древней фракийской музыкальной
культурой. Сложные ритмы способствовали
обогащению пластики болгарского танца.
Танцы эти просты по композиционно-
2.1 Характерные
особенности болгарского
Древняя танцевальная культура Болгарии отличается богатством и разнообразием. До сих пор в отдельных районах страны существуют старинные обычаи и ритуалы, такие как нестинарские танцы в ряде деревень у горы Странджа или шествия ряженых в Родопах. Весьма популярны в Болгарии хороводы и танец «рученица».
Первые попытки поставить танцевальный фольклор на «профессиональные рельсы» были сделаны в 1907 году учителями гимнастики Р.Колевой и П.Радоевым, которые поставили в оперных спектаклях первые балетные сцены. В 1919 году под руководством Радоева была открыта детская балетная школа. А в 1927 году болгарский танцовщик и балетмейстер А.Петров организовал в Софийской народной опере первую профессиональную балетную труппу. В 1951 году было открыто Государственное хореографическое училище, в котором обучение проводилось на отделениях классического танца и болгарского народного танца.
Болгарская культура будет представлена Хорой, традиционным танцем, который танцуется в круге, который, в свою очередь, переходит в замысловатые фигуры. Есть более пяти типов Хоры, отличающейся по ритму музыки и числу сделанных шагов. Они обычно исполняются на каждой свадьбе. Нет двух одинаковых танца Хора, а всего в болгарском фольклоре существует, возможно, более ста разновидностей этого танца. Он, можно сказать, играет социальную роль в болгарском обществе: его танцуют ради забавы, устраивая шоу или чтобы показать свое умение - отсюда такое разнообразие видов Хора. Есть также очень сложные танцы, которые невозможно выучить, не владея мастерством более простых шагов.
Болгария — страна роз. С наступлением весны повсюду расцветают эти прекрасные цветы — символ юности и любви. Танцы с розами очень характерны для Болгарии. Их исполняет молодежь на гуляньях, собираясь на опушке леса или за околицей села.
«ТАНЕЦ С РОЗАМИ»
Для этого танца характерны движения с легкими подскоками, которые девушки исполняют то мягко и плавно, то стремительно и задорно.
Танец могут исполнять 8, а при возможности коллектива и 16 девушек.
Данная запись сделана на 8 исполнительниц.
Музыкальный размер —3/8
Костюм исполнителей так же влияет на особенности хореографии танца.
Длинное платье из темно-зеленой тонкой шерсти с короткими рукавами (до локтя), обшитыми богатым кружевом. Такое же кружево и на верхней части платья (на груди). Верхняя часть платья, рукава и подол украшаются полосами из желтой материи. Длинный фартук из белого шелка обшит широким кружевом. Поверх фартука надевается широкий пояс, который завязывается бантом с левой стороны. На голове треугольный платок красного цвета, завязанный так, что на правой стороне получается бант. На ноги надеваются белые чулки и туфли из черной кожи, на низком каблучке.
Описание движений
Движение 1. «Шаг с подскоком»
Исходное положение ног — 6-я позиция.
Информация о работе Особенности народной хореографии балканских стран: Болгария