Особенности народной хореографии балканских стран: Болгария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Выше сказанное определило цель нашей работы: выявление особенностей народной хореографии балканских стран, в частности болгарского народного танца и практику его изучения.
В соответствии с целью исследования выдвигаем следующие задачи:
1. Рассмотреть историю развития народной хореографии балканских стран;
2. Рассмотреть историю болгарского народного танца;
3. Выявить характерные особенности болгарского народного танца;
4. Рассмотреть болгарский народный танец на профессиональной сцене.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические основы народной хореографии балканских стран.............5
1.1 История развития народной хореографии балканских стран.........5
1.2 История болгарского народного танца.............................................13
2. Практика изучения болгарского народного танца.......................................18
2.1 Характерные особенности болгарского народного танца..............18
2.2 Болгарский народный танец на профессиональной сцене.............24
Заключение..........................................................................................................26
Список литературы.............................................................................................29

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Музыкальный размер — 3/8.

Движение  исполняется на четыре такта.

1-й такт. на  РАЗ.   Сделать широкий шаг  правой ногой вперед на всю  ступню.

на ДВА, ТРИ  Сделать подскок на правой ноге; левую ногу, согнув в колене, поднять и отвести назад. Корпус повернуть по направлению движения.

2-й такт. Повторить  движения 1-го такта, но с левой  ноги.

3-й такт. на  РАЗ. Сделать шаг правой ногой,  поворачиваясь на полкруга вправо.

на ДВА, ТРИ  Сделать прыжок на левую ногу, продолжая поворачиваться вправо.

4-й такт. на  РАЗ. Правую ногу поставить  впереди левой в 4-ю позицию  на расстоянии одной ступни.

на ДВА, ТРИ  Пауза.

Движение 2. «Основной шаг»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

на РАЗ. Сделать небольшой подскок на левой ноге; правую ногу, согнутую в колене, приподнять вверх так, чтобы ее носок находился чуть выше щиколотки левой ноги.

на ДВА, ТРИ  Перескочить на правую ногу; левую  ногу, сотри гнув в колене (колено направлено вперед), приподнять вверх так, чтобы ее носок находился чуть выше щиколотки правой ноги. Подскоки исполняются легко, четко, «пружинно».

Примечание:

1. Если движение  исполняется на месте, корпус  следует держать прямо.

2. Если движение  исполняется с продвижением вперед, то корпус слегка отклоняется назад.

3. Если движение  исполняется с продвижением назад,  корпус наклоняется вперед.

4. Если движение  исполняется по кругу, то корпус  следует повернуть в сторону  движения и слегка наклонить.  Например, если танцующие двигаются  в левую сторону, то они выдвигают левое плечо вперед. Левая рука, согнутая в локте, находится перед грудью, правая отведена в сторону.

Движение 3. «Переступания»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

на РАЗ  Правую ногу поставить «накрест» впереди левой. Колено правой ноги выпрямить, одновременно колено левой ноги согнуть. Корпус наклонить вперед. Обе руки, не сгибая в локтях, вынести вперед.

на ДВА, ТРИ  Сделать небольшой шаг левой  ногой, как бы три под правую или  на место правой ноги, приседая на ней, одновременно правую ногу, согнув в колене, немного отделить от пола (рис. 36).

Движение  исполняется с продвижением вперед или в сторону.

Движение 4. «Ножкины»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

на РАЗ  Сделать небольшой подскок на левой ноге, одновременно правую ногу выпрямить в колене, вынести вперед и поднять невысоко вверх (рис. 37).

на ДВА, ТРИ  Переступить на правую ногу, а левую, выпрямленную в колене, вынести вперед и поднять невысоко вверх.

Движение 5. «Пайдушка»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

на РАЗ  Сделать на месте небольшой подскок  на левой ноге; правую ногу, выпрямленную в колене, резко приподнять влево  ««накрест» левой ноги. Корпус выпрямить  и чуть откинуть назад.

на ДВА, ТРИ  Правую ногу поставить рядом с  левой в 6-ю позицию. Далее движение исполняется с левой ноги.

Движение 6. «Перескоки»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

на РАЗ  Сделать прыжок (продвигаясь немного  вперед) на правую ногу, согнув колено; левую ногу отделить от пола и также согнуть в колене. Колени обеих ног повернуть вправо.

на ДВА, ТРИ  Опустить левую ногу на пол, поставив ее чуть три впереди правой, в 6-ю  позицию. Колени обеих ног повернуть  влево (рис. 40).

Движение  исполняется на слегка согнутых коленях и на низких полупальцах.

Движение 7. «Каблуки»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

Движение  исполняется на четыре такта.

1- й такт. на  РАЗ Сделать шаг правой ногой  вперед «накрест» левой ноги и поставить ее на каблук. Корпус наклонить влево.

на ДВА, ТРИ  Переступить (на месте) на левую ногу, поставив ее сзади правой. Правую ногу чуть отделить от пола.

2- й такт. на  РАЗ Поставить правую ногу  вперед — вправо на каблук. Корпус немного выпрямить и слегка повернуть вправо.

на ДВА, ТРИ  Переступить на месте на левую  ногу, правую три ногу чуть отделить от пола.

3-й такт. на  РАЗ Переступить на правую  ногу, поставив ее сзади левой  на полупальцы так, чтобы носок  находился за пяткой левой  ноги, почти прикасаясь к ней. Корпус выпрямить и слегка откинуть назад. Голову повернуть направо и смотреть через правое плечо.

на ДВА, ТРИ  Переступить на полупальцы левой  ноги.

4-й такт. на  РАЗ Перескочить на правую  ногу; левую ногу отделить от  пола.

на ДВА, ТРИ  Приставить левую ногу к правой в 6-ю позицию, корпус выпрямить.

Движение 8. «Повороты»

Исходное  положение ног — 6-я позиция.

Музыкальный размер — 3/8.

Движение  исполняется на два такта.

1-й такт. на  РАЗ Сделать подскок на левой  ноге, одновременно правую ногу, выпрямив в колене, приподнять от пола и вынести вперед и вправо (по диагонали). Корпус немного наклонить в сторону правой ноги.

на ДВА, ТРИ  Опустить правую ногу на пол. Корпус наклонить  вправо (рис. 45).

2-й такт. на  РАЗ Сделать подскок на правой  ноге, поворачиваясь на четверть круга вправо. Левую ногу, отделив от пола, согнуть в колене и прижать ее к щиколотке правой ноги.

на ДВА, ТРИ  Продолжая поворачиваться вправо (еще  на три четверть круга), сделать шаг  левой ногой. Правую ногу отделить от пола и, выпрямив в колене, вынести вперед — влево «накрест» левой ноги. [1, c. 9-13]

«ШОПСКО ХОРО» 

Мужской танец 

Танец «Шопско  хора» создан на основе народного  танца, бытующего в Софийской (Шопской) области.

Обычно в  болгарских танцах перед сменой каждой фигуры один из танцующих подает команду, то есть громко объявляет название следующей фигуры или движения, а остальные исполнители как бы принимают команду возгласом «хопа», после чего все вместе выполняют заданную фигуру.

Так же исполняется  и танец «Шопско хоро», в котором резкие прыжковые движения чередуются с мягкими, плавными, крадущимися движениями.

Переходы  из одного положения в другое с  контрастными динамическими оттенками  являются характерной особенностью только данного танца, передающего  жизнерадостность, силу, ловкость и мужество.

В «Шопско  хоро» необходимо соблюдать четкое и ритмическое исполнение движений, которые танцующие должны выполнять  абсолютно одновременно. На протяжении всего танца каждый юноша держит за пояс партнера, стоящего рядом с  правой и с левой стороны. Исполнять танец может любое число танцующих. Данная запись сделана на 6 исполнителей.

«Шопско хоро»  исполняется в быстром темпе,

Музыкальный размер — 2/4.

Костюмы исполнителей так же влияют на хореографию танца. Рубашка с широкими рукавами украшена ажурной вышивкой на груди и по краю рукавов. Узкие штаны из белой шерсти, расшитые на коленях черным сутажом. Широкий темно-синий кушак с белыми полосками, поверх которого одевается узкий шерстяной пестрый поясок. Казакин (менте) из синей или черной шерсти расшит вокруг ворота и на груди белым сутажом. Шапка меховая, черного цвета, высокая с плоским дном. На ноги надеваются царвули (род кожаных лаптей). Носки белые.

Таким образом  главным в болгарском танце являются шаги и их всевозможные комбинации и вариации. Исполнители танца обязательно держаться за руки, которые опущены вниз, или поднятые вверх от локтя. Мужчины в танце держатся за плечи. Очень часто танцоры держатся за руки, которые скрещены либо спереди, либо сзади. Иногда они держатся за пояса, а правая рука опущена книзу. [1, c. 9-18]

 

 

 

2.2 Болгарский  народный танец на профессиональной  сцене

 

Танцы Болгарии на профессиональном уровне стали исполнять с 1907 года, благодаря замечательным учителям гимнастики Р. Королёвой и П.Радоевым. Они впервые поставили в замечательных оперных театрах первые и оригинальные балетные сцены. 1919 год ознаменовался открытием детской балетной школы при участии Радоева. 1927 год - организация первой профессиональной балетной группы А.Петровым в народной опере города Софии. 1951 год открыл для болгар Государственное хореографическое училище. Здесь проводилось обучение на отделениях болгарского народного и классического танца.

Ансамбль  «Болгары» – это самый большой  профессиональный фольклорный ансамбль в Европе.

Спектакль «Это Болгария» демонстрирует красоту болгарских народных танцев. Второй спектакль – «Болгария в веках» – раскрывает историю самого древнего европейского государства. Постановка «Албена» – своего рода апофеоз «болгарки» и болгарской фольклорной песни. В спектаклях участвуют 50 профессиональных танцоров и 30 солистов, актеры, каскадеры, артисты балета, певцы, музыканты, альпинисты и др.

Спектакль «Болгария  в веках» представляет собой своеобразное путешествие в историю Болгарии, которое начинается во времена хана Кубрата (632 г.) и продолжается до XX века. На сцене «оживают» хан Аспарух, Святые Кирилл и Мефодий, царь Иван Асен II, генерал Гурко и другие личности, оставившие значимый след в истории болгарского государства и всего мира.

 Самые драматичные моменты представления связаны с освобождением Болгарии из-под османского ига. В сознании зрителей навсегда остается картина «Кочо», созданная по мотивам одноименного произведения Ивана Вазова.

На российской сцене болгарский танец слабо  распространен, его исполняют не многие коллективы, из наиболее известных постановок — только ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева.

Государственный академический ансамбль народного  танца имени Игоря Моисеева представляет непревзойденный и неповторимый цикл «Танцы народов мира» в постановке великого хореографа, в который вошел болгарский танец, поставленный совместно с болгарским хореографом Живко Иванова.

Итак, болгарский танец покоряет зрителей, завораживает чистотой линий и разнообразными комбинациями шагов и переходов.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Танец всегда занимал огромное пространство в  жизни и повседневной культуре человечества. Ведь предпосылками его возникновения  были элементарные потребности человека в труде, игре, охоте.

Прежде всего, особенности танца зависят от религиозных верований, присущих определённому народу. Так как в основном танцы были составной частью обрядовой деятельности. Поэтому политические и социальные изменения также отражались на развитии этого вида искусства.

На протяжении тринадцати веков, Болгария – была колыбелью славянской культуры, землей Орфея и Спартака, давшей миру людей с великими достижениями, мистическими фракийскими сокровищами и гробницами, величественными фресками и множеством прекраснейших образцов древних прикладных искусств.

Болгарские  народные танцы, как правило, исполняются  в несколько линий с переходами и чередованиями, разорванными и  закрытыми хороводами. Работа ног  может варьироваться от быстрых  и и замысловатых движений до медленных  и устойчивых. Танцы с севера Болгарии имеют некоторые сходные черты танцев из южной Румынии – в виде быстрых переходов и шагов. Танцы с Пиринского региона на Западе имеют много общего с танцами с югославской Македонией, танцы с региона Софии имеют сходные характеристики с танцами восточной Сербии. Это свидетельствует о том, что границы танцевальных стилей Балкан не обязательно соответствует политическим и территориальным границам.

В отличие  от Греции, где ритм в танцах более  размеренный, выдержать болгарский танец может только подготовленный человек. Болгары по праву гордятся своими народными плясками. Костюмы, музыка и танец так же ярки и красивы, как и природа этой страны. А энергичные и быстрые ритмы движений словно пронизаны горячим южным солнцем, ароматом садов и розовых плантаций.

Болгарский народ бережно хранит свое танцевальное искусство, совершенствует его формы, придавая старинным пляскам новое содержание, близкое и понятное современному человеку.

На протяжении 500 лет Болгария была под турецкой оккупацией, в течении которой  турки всячески стремились приостановить духовное развитие болгарского народа, разрушая национальную культуру и традиции. В суровую эпоху турецкого владычества танец особенно способствовал сближению народа; вероятно, поэтому в болгарской народной хореографии преобладают формы массового танца.

Болгарские  танцы отличаются сложностью и затейливостью  ритмометрического рисунка. Для  многих из них характерно несовпадение музыкальной и танцевальной фразы. Рядом с такими музыкальными размерами, как 2/4 и 4/4, существуют и несимметричные — 5/8, 7/8, 9/8 и т. д. Эти особенности болгарской танцевальной музыки свидетельствуют о ее связи с древней фракийской музыкальной культурой. Сложные ритмы способствовали обогащению пластики болгарского танца. Танцы эти просты по композиционно-пространственному рисунку, но у них удивительно красивы, разнообразны и технически сложны движения ног.

Информация о работе Особенности народной хореографии балканских стран: Болгария