Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.
3. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.
4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.
5. Изучить кризис классицизма.
Введение
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
2.2 Средства выразительности классицизма
2.3 Кризис классицизма
Заключение
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
2.2 Средства выразительности классицизма
2.3 Кризис классицизма
Заключение
Список литературы
Введение
Ускорение исторического
процесса приводит в XIX веке к новому
качественному скачку по сравнению
с начальным периодом Нового времени.
Европа пересела по конному дилижанса
в «Восточный экспресс», с парусника
на пароход и на конец столетия
подошла к тому, чтобы летать по
воздуху и плавать под водой.
Телеграф связал европейские страны
и США с самыми отдаленными
уголками планеты. Наука проникла вглубь
вещества и в тайну эволюции живой
материи. Это был век научно-
Менялся сам облик мира.
Величественные соборы, роскошные дворцовые
резиденции, более скромные «дворянские
гнезда», небольшие поселения
Уровень достижений и их
роль в современной системе всех
ценностей отражает уже тот факт,
что при характеристике XIX в. часто
используют термин «классический» - это
возраст классического
Объект исследования – архитектура.
Предмет исследования – русская архитектура второй половины 19-го века.
Цель исследования – изучить
особенности русской
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.
3. Проанализировать новый
этап в градостроении
4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.
5. Изучить кризис классицизма.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич П.С., Силичева Д.А. и других.
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
Архитектура первой половины XIX в. пережила свой расцвет в рамках классицизма. В это время в Париже, Лондоне, Берлине, Санкт-Петербурге появляются многочисленные архитектурные ансамбли, которые добавили главным европейским столицам характерного вида.
В годы правления Наполеона во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который стал продолжением и одновременно завершением классицизма 18 века. Здания и сооружения в стиле ампир отличались монументальностью и торжественностью, часто они украшались военной атрибутикой. Эти здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) - лучший образец стиля ампир. Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция - рельеф Ф. Рюда «Марсельеза». Триумфальная арка стала одним из символов Парижа.
Из Франции классицизм
и его разновидность ампир
распространились в России, где достигли
вершины в архитектуре
Образ города на Неве сложился именно в конце XVIII и в первой половине XIX века, когда возникли основные его очертания в форме трезубца (хотя и по планам 18 века) и многочисленные комплексы: Васильевского острова (арх. Тома де Томон), Адмиралтейства (арх А. Захаров) и Казанского собора (арх. А.Н. Воронихина).
Высшим достижением
Благодаря посредничеству французских градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где стал первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий - здание конгресса США, и Белый дом - резиденция президентов, некоторые частные усадьбы.
Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, - Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ).
К середине XIX в. открытым в
мировой архитектуре оставался
вопрос о новом стиле. Обращение
к старине подготовило
Крепнущий капитализм и технический прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.
Первым городом, который
понесло перестройки, инициированной
буржуазной властью, стал Париж. Вскоре
после революции 1848 г. началась реконструкция
города узких запутанных средневековых
улочек, удобных для строительства
баррикад, в город широких прямых
авеню и кольцевых бульваров,
которые впоследствии стали знаменитыми.
Они связали центр и пригороды
в единое целое. Вскоре по образцу
французской столицы стали
Значительно продвинулась строительная
техника, стали широко применяться
новые материалы (чугун, сталь, в
конце века - железобетон) и новые
приемы и методы строительства. Но конструкции,
созданные на основе промышленной технологии,
считались очень грубыми и
недостойными стать основой нового
архитектурного стиля. Их использовали
пока только при строительстве мостов,
вокзалов, крытых рынков, в сооружениях
всемирных промышленных выставок. Первым
примером применения сборных конструкций
в строительстве стал «Хрустальный
дворец» в Лондоне, построенный
для первой Всемирной промышленной
выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением
была Эйфелева башня в Париже - высотная
инженерно-техническое
В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип высотного офисного здания с минимумом декора - небоскреб. Небоскреб - уродливая форма в архитектуре США, вызванный бешеными ценами на земли в престижных районах городов Чикаго, потом Нью-Йорке. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов. Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого.
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Первую треть XIX называют
«золотым веком» русской
Здания, построенные в
стиле классицизма, отличаются
чётким и спокойным ритмом. Петербургский
классицизм - это архитектура не
отдельных зданий, а целых ансамблей,
поражающих своим единством и
гармоничностью. Работа началась
с возведения здания
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
В знаменитом вступлении к «Медному всаднику», поэтическом гимне великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.
Классицизм, возникший в
начале второй половины XVIII века, получил
в архитектуре России поистине блистательное
развитие. Величайшими мастерами
зодчества были петербургские архитекторы-
Эстетика эпохи Просвещения утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейших художеств».
Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»: «наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей», «беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки «знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.
Информация о работе Особенности русской архитектуры второй половины 19-го века