Особенности русской архитектуры второй половины 19-го века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.
3. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.
4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.
5. Изучить кризис классицизма.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
2.2 Средства выразительности классицизма
2.3 Кризис классицизма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

архитектура .docx

— 46.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Архитектура в XIX веке

1.1 Распространение классицизма

1.2 Русский классицизм  в XIX веке

 Глава 2. Петербургский  классицизм в XIX веке

2.1 Новый этап в градостроении  Петербурга

2.2 Средства выразительности  классицизма

2.3 Кризис классицизма

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ускорение исторического  процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению  с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса  в «Восточный экспресс», с парусника  на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными  уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой  материи. Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем - самых гуманистических  и эстетических завоеваний и утопических  ошибок ума.

Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые  резиденции, более скромные «дворянские  гнезда», небольшие поселения ремесленников  превратились в прекрасные, но все  же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Носителями нового стали  крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными  домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими  зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.

Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто  используют термин «классический» - это  возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы.

Объект исследования –  архитектура.

Предмет исследования –  русская архитектура второй половины 19-го века.

Цель исследования – изучить  особенности русской архитектуры  второй половины 19-го века.

Задачи исследования:

1. Изучить распространение  классицизма.

2. Рассмотреть русский  классицизм в XIX веке.

3. Проанализировать новый  этап в градостроении Петербурга.

4. Рассмотреть средства  выразительности классицизма.

5. Изучить кризис классицизма.

Структура работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич  П.С., Силичева Д.А. и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Архитектура в XIX веке

 

 

 

1.1 Распространение классицизма

 

 

Архитектура первой половины XIX в. пережила свой расцвет в рамках классицизма. В это время в  Париже, Лондоне, Берлине, Санкт-Петербурге появляются многочисленные архитектурные  ансамбли, которые добавили главным  европейским столицам характерного вида.

 

В годы правления Наполеона  во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который  стал продолжением и одновременно завершением  классицизма 18 века. Здания и сооружения в стиле ампир отличались монументальностью  и торжественностью, часто они  украшались военной атрибутикой. Эти  здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) - лучший образец стиля ампир. Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция - рельеф Ф. Рюда «Марсельеза». Триумфальная арка стала одним из символов Парижа.

 

Из Франции классицизм и его разновидность ампир  распространились в России, где достигли вершины в архитектуре Петербурга.

 

Образ города на Неве сложился именно в конце XVIII и в первой половине XIX века, когда возникли основные его  очертания в форме трезубца (хотя и по планам 18 века) и многочисленные комплексы: Васильевского острова (арх. Тома де Томон), Адмиралтейства (арх А. Захаров) и Казанского собора (арх. А.Н. Воронихина).

 

Высшим достижением классицизма  в России стали работы зодчего  К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади  дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади - зданиями Сената и Синода. Во второй четверти столетия в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.

 

Благодаря посредничеству французских  градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где стал первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий - здание конгресса  США, и Белый дом - резиденция президентов, некоторые частные усадьбы.

 

Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно  в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, - Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ).

 

К середине XIX в. открытым в  мировой архитектуре оставался  вопрос о новом стиле. Обращение  к старине подготовило появление  эклектизма (от греческого «еклектикос» - тот, что выбирает) - архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой - выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху - вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие прошлых веках и культур. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг.

 

Крепнущий капитализм и технический  прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.

 

Первым городом, который  понесло перестройки, инициированной буржуазной властью, стал Париж. Вскоре после революции 1848 г. началась реконструкция  города узких запутанных средневековых  улочек, удобных для строительства  баррикад, в город широких прямых авеню и кольцевых бульваров, которые впоследствии стали знаменитыми. Они связали центр и пригороды  в единое целое. Вскоре по образцу  французской столицы стали перестраиваться  Берлин, Вена и другие европейские  столицы. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки.

 

Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться  новые материалы (чугун, сталь, в  конце века - железобетон) и новые  приемы и методы строительства. Но конструкции, созданные на основе промышленной технологии, считались очень грубыми и  недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали пока только при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, в сооружениях  всемирных промышленных выставок. Первым примером применения сборных конструкций  в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный  для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением  была Эйфелева башня в Париже - высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических  конструкций без использования  сварки, это клепаные детали. И все  же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных  формах. Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают  своеобразные «ножницы», которые с  течением времени стали расходиться  все больше и больше. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском - «современный»). Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений.

 

В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип высотного офисного здания с минимумом декора - небоскреб. Небоскреб - уродливая форма в архитектуре США, вызванный бешеными ценами на земли в престижных районах городов Чикаго, потом Нью-Йорке. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов. Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого.

 

 

 

1.2 Русский классицизм  в XIX веке

 

 

 Первую треть XIX называют  «золотым веком» русской культуры. Начало его совпало с эпохой  классицизма в русской литературе  и искусстве. 

 

 Здания, построенные в  стиле классицизма, отличаются  чётким и спокойным ритмом. Петербургский  классицизм - это архитектура не  отдельных зданий, а целых ансамблей,  поражающих своим единством и  гармоничностью. Работа началась  с возведения здания Адмиралтейства  по проекту Захарова А.Д. Невский  проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля  с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с  1818 года, Исаакиевский собор в  Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой  половине XIX века. По замыслу правительства  собор должен был олицетворять  мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной  церковью. По проекту Росси были  построены здания Сената и  Синода, Александринского театра, Михайловского  дворца. Старый Петербург, оставленный  нам в наследство Растрелли,  Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

 

 В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

 

 Развитие русской культуры  первой половины XIX века в конечном счёте определялось экономическими и социально-политическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

 

В знаменитом вступлении к  «Медному всаднику», поэтическом гимне  великому городу, созданном Пушкиным в 1833 году, воплотилось столь свойственное современникам поэта восторженное восприятие архитектурного облика Петербурга. С тем же восхищением стремились запечатлеть «строгий, стройный вид» города на Неве, изумительную гармонию его ансамблей художники тех лет - в многочисленных рисунках, литографиях, акварелях. Петербург пушкинской поры предстает величественно-прекрасным, как некий идеал архитектурного совершенства, как зримое воплощение сложившихся в эпоху Просвещения представлений о целях и задачах архитектурно-градостроительной деятельности. Одним из главных выражений заботы об «общественном благе» в эту эпоху считалось создание целостной, эстетически организованной городской среды, подчиненной художественно-стилевым закономерностям господствовавшего тогда стиля - классицизма.

 

Классицизм, возникший в  начале второй половины XVIII века, получил  в архитектуре России поистине блистательное  развитие. Величайшими мастерами  зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ж.-Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

 

Эстетика эпохи Просвещения  утверждала, что «народ, у которого во всех зданиях видны благородная  простота, изящный вкус и рассудительное согласие во всех частях, заставляет думать с почтением об его образе мыслей». Такая постановка проблемы предопределяла особую общественную значимость архитектуры в системе «знатнейших художеств».

Правительство России, заботясь о престиже страны и «восприняв намерение  привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу пространственного государства прилично», выдвинуло в 1760-х годах обширную градостроительную программу. В этой программе предусматривалось все, «что украшение и великолепие города умножить может»: «наполнение середины его знатным строением», «регулярство площадей», «беспрерывное связывание улиц». Выполнение этой программы заняло несколько десятилетий. Итоги оказались весьма впечатляющими. В городе выросли десятки «знатных строений»: здания Академии художеств и Академии наук, Ассигнационного банка и Смольного института, Мраморный дворец, Таврический дворец, обширный Гостиный двор на Невском проспекте и «Новая Голландия» с ее монументальной аркой. Вдоль берега Невы, одетого в гранит, рядом с Зимним дворцом, встали здания Малого и Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра.

Информация о работе Особенности русской архитектуры второй половины 19-го века