Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.
3. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.
4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.
5. Изучить кризис классицизма.
Введение
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
2.2 Средства выразительности классицизма
2.3 Кризис классицизма
Заключение
Список литературы
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
Невиданным в мировой
практике размахом ансамблевого градостроительства
была отмечена первая треть XIX века. В
Петербурге появились большие
Новый этап в градостроительном развитии Петербурга начался после того, как в 1816 году был учрежден «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в С.-Петербурге». В указе о его учреждении говорилось: «Взяв, с одной стороны, во внимание правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой - выгодное расположение, прочность и безопасность как собственно всякому строению принадлежащую, так и соседственную... столицу сию вознести по части строительной до той степени красоты и совершенства, которые бы по всем отношениям, соответствуя достоинству ее, соединяли бы с тем вместе общую и частную пользу».
В «Комитет строений и гидравлических работ» вошли ведущие архитекторы и инженеры Петербурга: К.И. Росси, В.П. Стасов, А.А. Михайлов, А. Бетанкур, П.П. Базен и другие. Творческое содружество архитекторов и инженеров оказалось на редкость плодотворным. Комитет занимался регулированием застройки улиц и площадей, проектированием каналов и мостов, рассматривал проекты всех общественных и частных зданий, строившихся в Петербурге. По проектам членов Комитета было возведено большое количество разнообразных зданий и сооружений.
В период с конца 1810-х годов и до середины 1830-х годов центр Петербурга обогатился великолепными ансамблями. В результате градостроительной деятельности К.И. Росси законченный облик приобрели Дворцовая и Сенатская площади, были созданы ансамбли Михайловской (ныне площадь Искусств) и Александрийской (ныне площадь Островского) площадей и примыкающих к ним улиц. Монументальные здания, построенные В.П. Стасовым, А.А. Михайловым, А.И. Мельниковым, О. Монферраном, Д. Адамини, П. Жако и многими другими архитекторами, преобразили облик улиц и площадей Петербурга. Протоки и каналы левобережной части невской дельты пересекли стройные чугунные и железные мосты.
Архитектура классицизма
наполнена высоким
2.2 Средства выразительности классицизма
Как и всякий другой архитектурный
стиль, классицизм характеризуется
определенной системой средств художественной
выразительности, присущим ему языком
архитектурных форм, специфическими
композиционными приемами и мотивами
архитектурного декора. В них нашла
отражение система идейно-
Рационалистические основы
эстетики Просвещения во многом определяли
характер и использование декоративных
элементов в архитектуре. Зодчие
классицизма выработали целостную
систему художественно-
Художественные воззрения
второй половины XVIII века и первых десятилетий
XIX века были проникнуты восторженным
отношением к искусству и архитектуре
античной эпохи. Увлечение античностью
сыграло очень важную роль в становлении
классицизма, в выработке его
идейно-художественной программы и
его стилистических закономерностей.
Художники и скульпторы, архитекторы
и теоретики искусства тех
лет видели в античности целостную
систему этических и
Одной из композиционных основ
архитектуры классицизма стала
система архитектурных ордеров,
разработанная зодчими Древней
Греции и Древнего Рима. Эта система
широко использовалась и получила дальнейшее
развитие еще в эпоху Ренессанса
- в XV-XVI веках. Архитекторы Ренессанса
не только широко применяли античную
систему архитектурных ордеров,
но и во многом переработали ее соответственно
потребностям своего времени. Ордер
использовался в архитектуре
Ренессанса очень разнообразно и
гибко. В одних случаях его
применение полностью соответствовало
древнегреческой архитектурной
традиции: ордер выступал в виде
реальных, конструктивных колонн, поддерживающих
лежащие на них горизонтальные элементы
конструкции - антаблементы. В других
случаях ордер получал иную, чисто
декоративную трактовку: элементы ордерной
системы, как горизонтальные (антаблементы),
так и вертикальные (колонны, полуколонны
или их плоские изображения - пилястры),
лишь воспроизводились на фасаде здания,
отнюдь не являясь при этом реальными
элементами его конструкции. Такая
декоративная трактовка ордера, впервые
примененная еще зодчими
Архитекторы Ренессанса внесли важный вклад в развитие мирового зодчества не только своими постройками, но и своими теоретическими трудами. Книги Альберти, Виньолы, Палладио, впоследствии многократно переиздававшиеся, стали в XVIII веке важнейшими учебниками по архитектуре. Эти теоретические труды оказали тогда очень сильное влияние на формирование художественных воззрений нескольких поколений архитекторов. Благодаря им архитектурные традиции античности, переработанные и в известной мере канонизированные зодчими Ренессанса, стали достоянием теории и практики архитектуры XVIII века.
Очень важное значение в развитии классицизма имело и непосредственное изучение памятников архитектуры античной эпохи. Италия в XVIII веке становится как бы «всеевропейской академией художеств»: сюда из всех стран Европы приезжают художники, скульпторы, архитекторы - они тщательно изучают, зарисовывают, копируют произведения античности и Ренессанса. Руины античных зданий поражают их своей <идеальной красотой> и становятся школой высокого профессионального мастерства.
Эмоциональное и идейно-смысловое содержание ордерной системы, вложенное в нее еще античными зодчими,- спокойное равновесие архитектурных масс, торжественность, величие, ясность, гуманистичность (не случайно древние греки ассоциировали колонны с метафорическими изображениями человеческой фигуры) - в значительной мере предопределило суть архитектурно-художественных образов, созданных русскими архитекторами-классицистами. Они виртуозно владели системой ордеров, используя ее богатейшие художественные возможности. Лаконизм декора и спокойная гладь стен придавали особую звучность ордерным элементам - колоннадам, портикам, антаблементам.
Высокого совершенства достиг в классицизме, особенно в первой трети XIX века, синтез архитектуры с монументальной скульптурой. Он позволил решить важные идеологические задачи - отобразить пафос победы, одержанной в Отечественной войне 1812 года.
Эстетика классицизма по-своему решала проблему взаимосвязи пользы и красоты в архитектуре, утверждая необходимость их гармонического слияния. Представления тех лет о функциональной целесообразности, естественно, сильно отличались от того смысла, который стал вкладываться в это понятие позднее. Используя колоннады и портики, «имеющие вид надобности», архитекторы-классицисты решали прежде всего определенные художественно-образные задачи, стремились придать зданию торжественный, монументальный, героизированный облик. Вопрос о том, как эти колоннады скажутся на функциональных и эксплуатационных качествах постройки, был для архитектора-классициста относительно второстепенным. В этом заключалось одно из противоречий архитектуры классицизма. Однако тогда, в годы расцвета стиля, оно не ощущалось - во всяком случае, внимание на нем не акцентировалось, ибо главные заботы зодчих тогда лежали в иной сфере: художественная выразительность архитектурных образов была для них важнее, чем прямое соответствие формы и функции.
2.3 Кризис классицизма
Взгляды русских зодчих начала
XIX века на общественные задачи архитектуры
выразил архитектор К.И. Росси в
пояснительной записке к одному
из своих проектов. Он призывал зодчих-современников
доказать, что они восприняли «систему
древних», и превзойти величием новых,
возводимых в Петербурге архитектурных
сооружений «все, что создали европейцы
нашей эры». Исполнение этой патриотической
программы и самим Росси, и
его современниками превратило градостроительное
ядро Петербурга в уникальную, целостную
систему архитектурных
Однако в конце первой
трети XIX века система архитектурных
воззрений эпохи господства классицизма
начинает быстро меняться. В развитии
классицизма наступает кризис. Его
художественные идеалы, казавшиеся еще
недавно незыблемыми, подвергаются
сомнению, а затем начинают вызывать
все более скептическое отношение.
Отказываясь от композиционных приемов
и декоративных мотивов, выработанных
классицизмом, архитекторы начинают
искать иные пути развития архитектуры.
Начинается новый период в истории
русского зодчества, в котором нашли
отражение и изменения в
Что же произошло и с русской, и с мировой архитектурой в эту пору? Почему сошел с исторической арены классицизм, до того почти безраздельно господствовавший в архитектуре на протяжении многих десятилетий? Почему восторженное восприятие архитектурных творений классицизма в первой четверти XIX века начинает в 30-х годах сменяться все более критической и даже негативной оценкой?
Детальный анализ этой сложнейшей искусствоведческой проблемы требует специальных глубоких исследований. Отнюдь не претендуя на полноту ее освещения, все же необходимо, хотя бы в самых общих чертах, охарактеризовать причины того крутого перелома в стилистическом развитии русской архитектуры, который произошел в 30 - начале 40-х годов XIX века.
Эволюция стиля в архитектуре
предопределяется изменениями в
характере предъявляемых к ней
социальных, идеологических и функциональных
требований и теми новыми возможностями,
которые открываются в процессе
развития социальной структуры общества,
его экономики, его культуры, в
результате научного и технического
прогресса. Разумеется, на разных этапах
истории архитектуры
Одной из главных причин
переоценки классицизма явился свойственный
XIX веку «дух практицизма», выразившийся
применительно к архитектуре
в целом комплексе новых
Присущее классицизму
стремление к созданию приподнятых,
героизированных архитектурных
образов, реализуемое широким
Информация о работе Особенности русской архитектуры второй половины 19-го века