Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:50, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русский классицизм в XIX веке.
3. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.
4. Рассмотреть средства выразительности классицизма.
5. Изучить кризис классицизма.
Введение
Глава 1. Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русский классицизм в XIX веке
Глава 2. Петербургский классицизм в XIX веке
2.1 Новый этап в градостроении Петербурга
2.2 Средства выразительности классицизма
2.3 Кризис классицизма
Заключение
Список литературы
В первых десятилетиях XIX века архитекторы порой декорировали фасады жилых многоквартирных домов монументальными портиками и лоджиями. Так был решен, в частности, фасад четырехэтажного дома Косиковского (современный адрес: улица Герцена, 14), построенного в 1814-1817 годах, возможно, по проекту В.П. Стасова. Многоколонная лоджия придает этому зданию сходство с дворцом вельможи: между обликом здания и его функцией многоквартирного жилого дома возникло определенное расхождение.
Еще явственнее подобное расхождение
в здании, сооруженном в саду Академии
художеств архитектором А.А. Михайловым
в 1819-1821 годах: в нем должны были разместиться
рисовальный зал, баня и прачечная,
но утилитарная функция здания была
завуалирована
Колоннада в композиции здания Императорских конюшен, построенного В.П. Стасовым в 1819-1823 годах, эффектно оформила его закругленный западный корпус, однако она лишена функционального смысла и противоречит утилитарным требованиям, сильно затемняя окна (в то же время другие фасады этого здания скомпонованы в соответствии с его функцией). Плоскость верхней части стен Адмиралтейства А.Д. Захаров использовал для размещения длинных лепных фризов с изображениями атрибутов воинской славы, отказавшись от верхних оконных проемов: при выборе между функцией и формой он отдал предпочтение форме. Характерно, что следующее поколение зодчих - современники начавшегося распада классицизма - разрешило это противоречие в пользу функции: в 1830-х годах захаровские фризы были уничтожены и на их месте пробили окна.
Канонический язык классицизма оказался не всегда способен достаточно гибко откликаться на изменения, происходящие в функциональной стороне архитектуры. Некоторые архитекторы стали осознавать и осуждать это уже в 1830-х годах. Молодой московский архитектор М. Лопыревский в своей «Речи о достоинстве зданий», произнесенной 7 мая 1834 года, подчеркивал, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез и каждый из сих предметов в зависимости один от другого». Лопыревский считал нарушением законов архитектуры фасады тех зданий, «которые не представляют совершенно никакого назначения либо обманывают в оном, ибо, взирая на здание, вы не узнаете, общественное оно или частное, судебное ли строение или торговое...». Он критиковал «употребленные без нужды колонны».
Те же мысли высказывались и другими. Известный в те годы ученый-эстетик, профессор Московского университета Н.И. Надеждин в речи на торжественном собрании университета 6 июля 1833 года упоминал о «нашем северном климате, где величественные колонны исчезают в туманах, роскошные завитки капителей заносятся снегом, широкая четырехугольная форма всего здания подавляется тяжестью облаков, над ним висящих…» Надеждин считал, что «архитектура, работающая по светлым пропорциям греко-римского зодчества», не соответствует климатическим условиям России, и высказал сомнения в целесообразности дальнейшего использования ее художественного языка в русской архитектуре: <Будущность должна решить сию великую задачу: но в современном гении обнаруживается уже потребность ее решения>.
Еще решительнее на эту тему высказалась три года спустя «Художественная газета»- так назывался издававшийся в Петербурге журнал, освещавший вопросы художественной жизни. В краткой заметке о посещении Николаем I выставки в Академии художеств, отмечалось, что «излишество в колоннах и выступах у нас часто несогласно с требованиями местности».
В 1840 году в «Художественной газете» была опубликована статья, анонимный автор которой (возможно, один из редакторов журнала - Н.В. Кукольник или В.И. Григорович) высказал ряд остро критических замечаний в адрес «классиков» (т.е. архитекторов позднего классицизма), упрекая их в игнорировании новых условий и требований, выдвигаемых современной жизнью. По его мнению, главная беда «классиков» в том, что они недооценивают значения функциональных факторов, «не хотят подчинить форму требованиям времени и места>. Он настойчиво проводил мысль о том, что именно функциональное совершенство здания определяет его достоинства: «Каждый климат, каждый народ, каждый век имеют свой особенный стиль, который соответствует частным нуждам или удовлетворяет особенным целям. Если удобство составляет необходимое достоинство каждого здания, то высочайшая красота не должна ли состоять в полном выражении его назначения?»
Такая постановка проблемы
взаимосвязи функции здания и
его художественного образа являлась,
по сути дела, антитезой той
В 1830-х годах в петербургском
классицизме отчетливо
Села Александровский лицей, позднее оно было надстроено четвертым этажом). Аналогичное архитектурное решение фасада использовал архитектор А.Ф. Щедрин при перестройке дома № 15 по 6-й линии Васильевского острова для размещения в нем Ларинской гимназии, учрежденной на капитал, завещанный купцом П.Д. Лариным.
Интересно сопоставить подобные
примеры «казенного», «экономического»
классицизма с нарядными
Кризис классицизма отразил
и те изменения в умонастроениях
современников, которые происходили
в связи с событиями
Заключение
В середине XIX в. Россия
пережила сильные потрясения: поражением
закончилась Крымская война
Ареной борьбы различных
идей стали литературные
Художники стремились
к тому, чтобы их искусство
было связано с решением
Во второй половине
XIX в. архитектура и скульптура
переживали кризис. В искусстве
господствовал реализм, но
Проблемы у этих
искусств были общие, но выход
из кризиса они искали разными
путями. Архитекторы попробовали
обрести источник вдохновения
в исторических традициях,
В то время облик
городов стремительно менялся.
Доходные дома занимали
Здания второй половины
XIX в. содержат черты, восходящие
к древнерусской архитектуре,
орнаменты, заимствованные из
народной вышивки или
Тем не менее, архитектура
этой эпохи во многом
Архитекторы обратились
к истории искусства,
Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков знаменитый памятник А.С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838-1923). Памятник относительно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное, чем монументальное. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает его скромный облик возвышенным и прекрасным.
Список литературы
Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Инфра-М, 2006.
Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: УИЦ Гардарики, 2009.
«Золотой век» русской культуры. – М.: Инфра-М, 2006.
История изобразительного искусства / Под ред. Н.М. Сокольниковой. – М.: Гардарики, 2007.
Изобразительные искусства и архитектура. – М.: Радуга, 2008.
Культурология: Учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – М.: Высшая школа, 2009.
Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М. Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.
Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. – СПб: Питер, 2007.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М.: Культура, 2007.
Силичев Д.А. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. ПРИОР, 2008.
Информация о работе Особенности русской архитектуры второй половины 19-го века