Особенности современной хореографии и методы их узучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть современный танец как форму хореографического произведения.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обратиться к истокам возникновения современной хореографии
2. Определить особенности и принципы современной хореографии от других направлений хореографического искусства
3. Определить методы изучения современного танца и принципы его преподавания.

Содержание работы

Ведение
Глава 1. История развития современной хореографии
1.1 История развития джаз-танца
1.2 Истоки возникновения и развития танца модерн
Глава 2. Особенности современной хореографии и методы их узучения.
2.1 Элементы техники движения
2.2 Методы изучения движений
2.3. Основные особенности техник современного танца
Глава 3. Обучение современному танцу.
3.1 Общие методы обучения современному танцу
3.2 Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии
Глава 4. Создание хореографического произведения.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 87.37 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Общие методы обучения современному танцу

Само понятие «метод (от греч. Metodos – буквально путь к чему-либо) это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели». Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать содержание. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Так методы преподавания хореографических дисциплин должны обеспечивать выполнение задач учебно-тренировочного процесса. В соответствии с этим можно выделить несколько групп методов:

  • всестороннего развития,
  • обучения техники и совершенствование в ней,
  • нравственное воспитание,
  • психологическая подготовка и воспитание волевых качеств,
  • теоретическая подготовка по общим вопросам.

Основной целью должно являться формирование всесторонне развитой гармонической личности, способы  организации целенаправленного  педагогического воздействия на ее сознание и поведение. Для преподавания, построения уроков и получения поставленных задач, каждый педагог должен учитывать методы преподавания, такие как:

МЕТОД ВЕРБАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. Процесс  и способ передачи обучаемому определенных знаний в виде вводной беседы, объяснения, описания той или иной техники или движения.

НАГЛЯДНОСТИ – заключается в  том, что педагог не только объясняет, как исполняется движение, но и  показывает его. Наглядность повышает качество и быстроту обучения, ее необходимо учитывать на всех этапах обучения. В начале изучения показ выполненного в совершенстве; далее – в том виде, как его выполняют на уроке; после выявление и исправление ошибок.

НАУЧНОСТИ – означает обоснованность элементов, движений и всего построения урока в целом.

ВСЕСТОРОННОСТИ – повышения  уровня всестороннего развития-главного условия. При этом методе у учащихся вырабатывается множество двигательных навыков, которые обеспечивают развитие опорно-двигательного аппарата, для выполнения движений той или иной сложности. Здесь рассматривается не только гармоничное физическое воспитание тела, но и совершенствование морально-волевых качеств.

СОЗНАТЕЛЬНОСТИ И АКТИВНОСТИ –  понимание целей и задач уроков, сознательное и активное использование средств учебного процесса. Если учащийся занимается с увлечением, разумной активностью, пониманием, то усвоение материала будет более глубоким.

ПОВТОРНОСТИ И СИСТЕМАТИЧНОСТИ. Предусматривает  закрепление и развитие полученных знаний в процессе обучения. Знания строятся по системе: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Перерывы в уроках отрицательно сказываются на организме, падает работоспособность, забываются элементы техники, поэтому необходимо систематическое проведение уроков (обычно 2-3 раза в неделю).

ПОСТЕПЕННОСТИ – отражает научный  взгляд на основные принципы жизнедеятельности  человека. И.П. Павлов подчеркивал, что  многие задачи, которые сначала могут казаться сложными совершенно невыполнимы, в конце концов при постепенности и осторожности оказываются удовлетворительно решенными. Равномерное нарастание нагрузки в учебном периоде, увеличение объема и интенсивности работы, постепенное усложнение задач – все эти положения основаны на принципе постепенности.

ДОСТУПНОСТИ – показывает зависимость  системы планирования занятий в зависимости от подготовки учащихся. Доступность связана с методами систематичности и постепенности.

.КОЛЛЕКТИВНОСТИ В СОЧЕТАНИИ  С ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЕЙ – дает  наилучшие результаты в учебном  процессе всей группы. Но группа  состоит из разных людей и у каждого свои физические особенности и подготовка, поэтому учет индивидуальных черт необходим в коллективе. При построении уроков следует учитывать индивидуальные особенности детей путем определенной дозировки нагрузок.

ПРОЧНОСТИ – определяет устойчивость накопленных знаний и уровня физической подготовки, владение техникой исполнения. Психологи различают 4-ре уровня усвоения материала.

1-ый (знакомство) характеризуется  умением узнавать изученный материал среди остальных.

2-ой (репродуктивный) характеризуется  умением воспроизводить изученный материал.

3-ий (умение) характеризуется умением  решать практические задачи по  изученному материалу, применять  методы в конкретных условиях.

4-ый (творчество) характеризуется  умением создавать новые подходы и методы решения проблем в сфере деятельности.

Для лучшего усвоения материала, необходимо учитывать принцип распределения нагрузки на уроке:

РАВНОМЕРНЫЙ – характеризуется  определенным уровнем интенсивности нагрузки, которая сохраняется в основной части урока. Используется на протяжении всего учебного процесса для втягивание организма в работу и развитие выносливости в подготовительном периоде.

ПЕРЕМЕННЫЙ – характеризуется  изменением уровня интенсивности при  выполнении непрерывной работы. Этот метод считается универсальным, так как предполагает широкие возможности для педагога и учащегося, особенно при самостоятельных работах. Изменение нагрузки производят постепенно в соответствии с самочувствием учеников.

КОНТРОЛЬНЫЙ связан с применением  нагрузки в учебном процессе для  определения уровня подготовки и  внесения изменений в ход дальнейшего  планирования занятий, в зависимости  от общефизической подготовки учащихся.

ИНТЕРВАЛЬНЫЙ заключается в  многократном чередовании нагрузок самых высоких и низких по интенсивности  с небольшим расслаблением после  серии движений.

ПОВТОРНЫЙ заключается в повторе, обычно максимальных по интенсивности нагрузках с расслаблением между ними. При этом объем нагрузок может быть разным.

КРУГОВОЙ заключается в выполнении специально подобранных комплексов движений, в их чередовании с целью развития различных групп мышц. При правильно подобранном чередовании достигается высокая интенсивность нагрузки при сравнительно небольшом утомлении, что дает увеличить объем занятий.

МЫШЕЧНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ. Занимает значительное место в учебно-танцевальном процессе, так движение любой части тела является результатом сочетания возбуждения и расслабления мышц, которое необходимо для успешного выполнения любого танцевального элемента. Отсутствие такого расслабления часто приводит к напряженности и скованности, а так же к снижению эффективности движения. Необходимо включать в урок упражнения для развития способности к произвольному расслаблению мышц, такие как: свободное раскачивание руками в плечевом и локтевом суставах, встряхивание руками и ногами, туловищем, расслабление лежа, большое значение имеет дыхание, поэтому необходимо давать ряд упражнений в сочетании с выдохом и вдохом. Систематическое применение таких упражнений способствует более быстрому овладению двигательных качеств, также являются средством восстановления организма после занятий.

 

3.2 Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии

 

Что же касается танца джаз-модерн, главной целью этой дисциплины является развитие творческой стороны личности, индивидуального воображения и артистизма. Педагогу необходимо научить детей исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно, тогда поза превращается в выразительный жест танца, способна характеризовать различные образы, стили, чувства и переживания человека. Чтобы через танец дети могли выражать не только настроение, но и внутреннее качество личности, черты характера.

Задача педагога заключается в  развитии слуховой, зрительной, мышечной памяти у исполнителей, ведь владение всеми видами памяти способствует более быстрому усвоению материала и эффективному приобретению танцевальных навыков. Для достижения поставленных целей педагогу данной дисциплины необходимо учитывать возрастную особенность ребенка, его физическую и психологическую подготовку.

Проходя практику в детской студии танца, преподавала современный  танец в старшей возрастной группе (13-16 лет). У детей хорошая физическая подготовка, они владеют основами танцевания. Базовая подготовка ориентированная на танец джаз-модерн была на среднем уровне. Пришлось обратиться к основам танцевания современного танца, заострить внимание на технике исполнения движений. Учитывая этот уровень подготовки и возрастные особенности, включая психологию и физиологию, выстроила соответственный план материала на урок (от простого к сложному). Комбинации выстраивала на более сложную координацию, музыкальность, многоуровневость, тем самым развивая танцевальность, свободу движений. Особое внимание уделяла импровизации – развитию индивидуальных особенностей каждого исполнителя, их творческой стороны.

Цели уроков:

  • расширение практических и теоретических знаний в области хореографии;
  • освоение и совершенствование техники исполнения;
  • развитие творческих способностей.

Задачи:

  • развитие подвижности опорно-двигательного аппарата, координации;
  • развитие музыкальности, чувства ритма;
  • овладение партерной техники, техники падения;
  • развитие индивидуальных способностей.

В преподавании уроков модерн-джаз танца  в детской студии танца опиралась на такие методы как:

НАГЛЯДНЫЙ – предполагает показ  танцевального материала самим  педагогом, он характерен тем, что все педагоги современного танца занимаются со своими учениками вместе и знают хорошо не только методику исполнения, но и сами владеют техникой танцевания. Поэтому ученики видят правильность исполнения и стараются уловить стиль и манеру заданную педагогом.

СЛОВЕСНЫЙ – педагог по средством  слова объясняет значение и методы исполнения движений (какие части  тела и мышцы задействованы в  работе и как они работают), также вводит учеников в понятийный аппарат танца модерн, для того чтобы они могли легко ориентироваться в этом виде хореографии.

ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ – предполагает совместный учебный процесс педагога и ученика, где педагог выявляет творческие способности своих исполнителей, давая задания на импровизацию, на определенную тему. Например, изучив движения ног, предлагает ученикам добавить движение рук, либо выучив комбинацию дает возможность исполнить в разных ракурсах, в разном музыкальном темпе. Таким образом педагог и ученик находятся в сотворчестве. Это позволяет им более свободно двигаться в силу своих эмоциональных и физических возможностей, придает уверенность в исполнении, раскрывает творческий потенциал исполнителя.

СЕМИНАРСКИЙ. Наиболее распространенный метод преподавания современного танца, он предполагает приглашение различных педагогов, владеющих другими техниками для обучения своих воспитанников, так как стилей танцевания очень много. Благодаря этому исполнители не только развивают свои физические возможности, но и приобретают навыки различных стилей танцевания, тем самым пополняют свой танцевальный опыт.

Также в методы преподавания входит владение теоретическими знаниями, поэтому в проведение занятий необходимо включать лекции рассказ о истории, развитии современного танца не только России, но и зарубежом, о известных балетмейстерах, труппах, педагогах этого направления. И просмотр видеоматериалов различных миниатюр, балетов представителей танца джаз-модерн. Для того чтобы ученики владели не только практическими навыками, но и теоретическими.

Помимо методов используемых на практике необходимо учитывать психолого-педагогические методы, которые создают атмосферу в коллективе. Методом, необходимым для правильного осознания человеческого опыта, помогающем выработать систему взглядов и представлений, используемым в хореографической самодеятельности, является убеждение. Его методы оказывают непосредственное воздействие на сознание, поведение и опосредованно воздействуют на личность. Основными в группе непосредственной передачи опыта общественных отношений являются беседы, обсуждения творческие конференции, а в группе методов, воздействующих на сознание через собственный опыт человека, сформированные отношения и привычки поведения, основными являются индивидуальные беседы, обсуждения, ответы на вопросы. Эти группы методов находятся в тесном единстве и дополняют друг друга. Беседы идут с учетом характера, интересов, вкусов, индивидуальных особенностей каждого. Строятся они на чувстве взаимного уважения руководителя и учеников, но и предполагают определенные требования, предъявляемые к ним.

Методы поощрения относятся  к группе методов стимулирующих  деятельность и поведение личности, представляющих собой совокупность общественных отношений. Стимулирование означает побуждение к действию, дает толчок к мысли, чувству. Используется в целях подкрепления и усиления воздействия на личность. Поощрением является оценка деятельности участников руководителем после репетиции, спектаклей, когда он отмечает положительные стороны того или иного исполнителя. Большую роль играет оценка зрителей.

 

Глава 4. Создание хореографического произведения.

Балетмейстер — профессия творческая. Она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знаний, и трудолюбия, и умения работать с людьми, и, конечно же, таланта.

Информация о работе Особенности современной хореографии и методы их узучения