Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:05, курсовая работа
Цель данной работы рассмотреть современный танец как форму хореографического произведения.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обратиться к истокам возникновения современной хореографии
2. Определить особенности и принципы современной хореографии от других направлений хореографического искусства
3. Определить методы изучения современного танца и принципы его преподавания.
Ведение
Глава 1. История развития современной хореографии
1.1 История развития джаз-танца
1.2 Истоки возникновения и развития танца модерн
Глава 2. Особенности современной хореографии и методы их узучения.
2.1 Элементы техники движения
2.2 Методы изучения движений
2.3. Основные особенности техник современного танца
Глава 3. Обучение современному танцу.
3.1 Общие методы обучения современному танцу
3.2 Методы преподавания джаз-модерн танца в детской студии
Глава 4. Создание хореографического произведения.
Заключение
Список используемой литературы
Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы.
Принципы создания современного хореографического произведения ни чем не отличаются от общепринятых и используемых правил.
Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т. е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства,стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить определенные мысли и чувства. Он является идейно-творческим руководителем коллектива, создателем хореографического произведения.
Как любой художник, балетмейстер
Говоря о многогранности
В древности греческий писатель Лукиан говорил о том, что балетмейстеру необходимо изучать историю, мифологию, поэтические творения и различные науки; он должен сочетать талант поэта с талантом живописца, а знакомство с геометрией даст ему возможность создавать четкие формы и фигуры.
Теоретически осмыслить
Вслед за Новером одним из крупнейших
педагогов и балетмейстеров,
Круг вопросов, которые затрагивал К. Блазис в своих теоретических работах, в своей практической деятельности, чрезвычайно разнообразен. Он считал, что балетмейстеру необходимы поистине энциклопедические знания. Сам Блазис прекрасно знал музыку, изучал живопись и скульптуру, придавал большое значение знанию истории.
В своих теоретических трудах К.
Блазис изложил взгляды на
Творческая деятельность балетмейстера
в коллективе весьма разнообразна: это
сочинение произведения, постановка его
и репетиционная работа. Балетмейстер,
СОЧИНЯЮЩИЙ хореографическое произведение,
основывает свою работу на программе,
созданной либреттистом, и на музыке, написанной
композитором. Часто бывает, особенно
при создании хореографических миниатюр
и концертных номеров, что балетмейстер
является и автором сюжета номера.
Когда говорят о широком кругозоре балетмейстера, имеют
в виду знания, помогающие ему в его профессии
сочинителя, создателяхореографического
произведения.
Задумав произведение, балетмейстер
Чтобы быть подлинным создателем
Балетмейстер должен знать и любить музыку, изучать ее, уметь раскрыть ее средствами хореографии. Чтобы танец был выразительным, нужно, чтобы и музыка была выразительной. Это необходимо помнить, давая задание композитору или отбирая готовые музыкальные произведения для своей постановки.
Творчество балетмейстера
Выбор наилучшей формы выражения для той
или иной темы требует от балетмейстера работы
по изучению фольклорно-танцевальных
источников, освоения теории и методики
постановки народного, классического,
историко-бытового, современного бального
танцев.
Необходимость найти нужное «слово» для
выражения мысли и чувства того или иного
героя заставляет балетмейстера
Творческое отношение к своей профессии
и увлеченность своим трудом — обязательные
условия для создания высоко-художественного
произведения.
Приступая к работе, балетмейстер должен точно знать, какую цель перед собой ставит, к чему стремится, обязан четко продумать драматургию будущего сочинения: как выстроить завязку, как развивать образы, характеры действующих лиц, как вести действие к кульминации, как решать развязку. «Искусный балетмейстер с самого начала должен заранее представить себе эффект всего спектакля и никогда не жертвовать целым ради частности, — указывал Ж. Ж. Новер. — Отнюдь не забывая о главных персонажах представления, он должен помнить и об остальных; если он сосредоточивает все свое внимание на одних только первых танцовщицах, действие становится холодным, стремительность сцен замедляется и представление теряет весь свой эффект».
Движения должны выражать мысли и чувства. Совершенная техника — лишь средство для выражения мысли, говорим мы сегодня. Балетмейстер, работая над созданием хореографического произведения, ищет для выражения своей мысли наиболее подходящую форму — и это естественно.«Форма и содержание всегда закономерно переплетаются, как корни деревьев, вызывая в воображении тысячи ассоциаций, рождая причудливые образы необыкновенной красоты и мудрости. В таких представлениях и описаниях, как и в самой природе, живет то, что бывает вечно новым и вечно старым, и думаешь, может ли быть художником не умеющий мыслить ассоциативно», — говорил К. Голейзовский.
Увлечение бессмысленным формотворчеством приводит к появлению произведений, не несущих в себе заряда эмоций, а через них и мыслей. Некоторые «экспериментаторы» пытаются убедить нас в глубоком философском значении своих произведений. Но ведь художник, в данном случаебалетмейстер, обращается к сердцу зрителя, эмоционально воздействуя на него, увлекая его сюжетом, судьбами действующих лиц, драматургией.
Формотворчество балетмейстера иногда вызывает восторженную реакцию зрительного зала, но не стоит обольщаться этим. Вот что писал Новер по этому поводу: «Дети Терпсихоры! Бросьте все эти кабриоли, антраша и всякие замысловатые па! Оставьте жеманство и предайтесь чувству, безыскусственной грации и выразительности! Постарайтесь получше усвоить благородную мимику; никогда не забывайте, что она — душа вашего искусства. Вкладывайте в свои pas de deux побольше мысли и смысла».
Творчество балетмейстера-
Хореографическое произведение
Известный реформатор балета русский балетмейстер М. Фокин указывал: «...балет и танец не синонимы (танцем здесь Фокин называет танцевальный язык и не имеет в виду отдельный танцевальный номер. — И. С). В том-то и разница, что, кроме танца, балет пользуется и мимикой, и пантомимой, и недвижными, а стало быть, нетанцевальными группами. Изгнать, как «контрабанду», из балета все, что не танец, — значит обеднить балет. Если бы Жизель непрерывно танцевала, сходя с ума, то чудная сцена стала бы смешной и глупой. Если бы все сцены «Спящей красавицы» переделать в танец, то ни один зритель не вынес бы такого сплошного танцевания».
После создания хореографического сочинения (имеется в виду первый этап работы) балетмейстер-сочинитель передает — показывает исполнителям свое произведение, т. е. проводит постановочную работу, затем наступает процесс репетиционной работы по отработке, которая часто поручается балетмейстеру-репетитору.
Иногда балетмейстеру
Естественно, что при «переносе» сочинения должно быть указано, кто является его автором.
В чем же заключается в этом случае
работа балетмейстера?
Прежде всего постановщик должен безукоризненно
знать произведение, которое собирается
ставить, тщательно изучить замысел балетмейстера-сочинителя,
постичь образный строй произведения,
хореографический текст, композицию танцев,
мизансцены, характер исполнения движений,
чтобы суметь передать все это исполнителям.
Особенно ответственно должен относиться балетмейстер к постановке спектаклей и концертных номеров, вошедших в золотой фонд мировой хореографии, ставших ее классическими образцами.
В этом случае он подбирает в труппе таких артистов балета, которые по своим исполнительским данным могут наиболее полно раскрыть замысел, характер и стиль сочинения.
Среди таких балетмейстеров, которые
переносили балетные спектакли на сцены
других театров, после долгого перерыва
восстанавливали спектакли, немало
поистине замечательных мастеров. Среди
них прежде всего следует назвать большого
знатока классического наследия П. Гусева.
В Большом театре, например, балетмейстеры
Л. Поспехин, Т. Никитина, восстанавливали
произведения балетмейстеров М. Петипа,
А. Горского, Р. Захарова, Л. Лавровского,
В. Вайнонена. Работы по восстановлению
классических спектаклей проводят ленинградские
балетмейстеры М. Шамшева, Т. Балтачеев,
Л. Тюнитина и Ю, Дружинин. Обладая прекрасной
памятью, музыкальностью, Ю. Дружинин умеет
восстановить спектакль, перенести на
сцену другого театра точно так, как он
был создан сочинителем, без каких-либо
искажений танцевального текста, мизансцен,
стиля и характера, без изменения трактовки
образов действующих лиц.
Балетмейстер в своей постановочной работе
должен уделять большое внимание изучению
танцевального текста не только для солистов,
но и для кордебалета. Задача упрощается,
если он имел возможность присутствовать
при создании произведения, при показе
его автором. В этом случае ему легче вникнуть
в суть хореографического сочинения, в
замысел, по ходу работы уточнить отдельные
детали. Если же постановщик не имел такой
возможности, а изучает хореографическое
произведение, уже идущее на сцене театра,
то он должен скрупулезно выделить все
то, что было создано автором, и отмести
все наносное, появившееся в результате
смены исполнителей, «фантазии» балетмейстеров-репетиторов
и т. п. В этом смысле его работу можно в
какой-то мере сравнить с работой реставратора
над восстановлением живописного полотна.
Информация о работе Особенности современной хореографии и методы их узучения