Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:48, отчет по практике
Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях.
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Музейное дело в России
прошло те же этапы развития, что
и в Европе, и также начиналось
с частного собирательства и коллекционирования.
Как и в других христианских странах
в средневековой Руси религиозные,
генеалогические, художественные и
прочие ценности хранились в княжеских
резиденциях, храмах, монастырях. Здесь
велись летописи, писались и переписывались
книги, располагались мастерские цветной
миниатюры, иконописи, серебряных дел.
Княжеские династии и боярские роды
жертвовали церкви ценности преимущественно
культового характера. Уже в XV в. в
Троице-Сергиевой лавре под
На рубеже XIV–XV вв. политическим центром русских земель становится Москва. Наблюдается подъем культуры, развивается городская жизнь, искусство и художественные промыслы. Эти процессы, возможно, и не выглядят столь революционными, как европейское Возрождение, но они сродни ему: на фоне обретения независимости от Орды шел процесс формирования национального самосознания, сопровождавшийся расцветом культуры. Желание подтвердить свой высокий статус заставляло великокняжескую, а затем и царскую власть покровительствовать искусствам и ремеслам.
В 1488 г. появилась Большая
казна, где была и сокровищница великих
князей и царей. В рамках этого
учреждения выделяются хранилища различных
ценностей. В 1494 г. в Москве по инициативе
Ивана III возводится здание Оружейной
палаты. Поначалу в Оружейной палате
хранили и ремонтировали
Появление музеев (в современном понимании этого слова) связано с эпохой Петра I. Царствование Петра (1682–1725 гг.; род. в 1672) было временем непрерывных реформ, осуществляемых во всех сферах государственной и общественной жизни. Одна из отличительных черт этого времени – стремительная европеизация. Россия выходит на европейскую арену, стремится закрепить за собой статус супердержавы, завязывает прочные торговые, дипломатические, династические и культурные связи со странами Европы. Немаловажную роль в этом играют и процессы культурные, стремление создать у себя те институты, которые указывают на просвещенный и вполне европейский статус России. Вторая особенность происходящих перемен – резкое ускорение процессов секуляризации культуры. Уже XVII в. отмечен становлением светской, рациональной культуры, но реформы Петра делают этот процесс генеральным. Третья особенность новой культуры – ее индивидуализм, что предполагало развитие личных качеств и талантов, а это нельзя сделать без просвещения. Отмеченные черты новой культуры положили начало формированию музейной потребности, привели к появлению музея как социального института, несущего просвещение.
Первый русский музей имел ряд особенностей, отличавших его от многих европейских собратьев. Он был действительно публичным: пускали «всякого желающего». Вход был бесплатным, более того, поначалу посетителей еще и кормили, на что из казны выделялось 400 руб. в год. При создании Академии наук в 1724 г. Кунсткамера вошла в ее состав. В музее, кроме выставочных залов, были библиотека, обсерватория, лаборатории, позже появились «избы» для просушки, реставрации и изготовления чучел, манекенов. Преемники Петра традиционно пополняли коллекцию, не брезговали и лично посетить музей. В 1741 г. создается первый каталог музейных коллекций. В кон. 1747 г. в музее вспыхнул пожар, нанесший коллекциям большой урон. Уцелевшее было перенесено в дом Демидова. Императрица Елизавета выделила средства на восстановление музейного здания и пополнение пострадавших коллекций. В 1766 г. Кунсткамера была переведена во вновь отстроенное здание. В 1836 г. Кунсткамеру разделили на 7 музеев. В 1879 г. Кунсткамере пришлось потесниться: в ее здании открылся еще один музей: антропологии и этнографии. Еще одно «уплотнение» Кунсткамера пережила в ХХ в.: с 1949 г. здесь работает Музей им. М.В. Ломоносова.
Среди музеев, созданных
или задуманных в петровское время,
– Модель-камера (прообраз будущего
Морского музея), собрание оружия Петербургского
арсенала, на базе которого в XIX в. будет
создан Артиллерийский военно-исторический
музей; цейхгауз Московского Кремля,
где Петр был намерен создать
Музей военных трофеев. В отличие
от Кунсткамеры, это были закрытые собрания,
предназначенные для
Уделял Петр внимание и
старым собраниям. Так, в 1720 г. было учтено
все имущество кремлевских
Самое крупное собрание, появившееся во 2-й половине XVIII в. – Эрмитаж. Идея его принадлежала Екатерине II, желавшей создать коллекцию из лучших образцов западноевропейской живописи.
Понятие музейная коммуникация ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Д.Ф. Камерон. Согласно его трактовке, музейная коммуникация – это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а, с другой – способность посетителя понимать «язык вещей».
По мнению Д.Ф. Камерона, в
создании музейной экспозиции должны
принимать участие художники (дизайнеры),
которые профессионально
Работы Д.Ф. Камерона, вызвав в среде музейных профессионалов не только признание, но и критические отклики, тем не менее стали одним из поворотных пунктов в развитии музееведческой теории. До начала 1960-х гг. сохранялось определенное отчуждение музеев от общества. Научные исследования предшествующих десятилетий были направлены главным образом на изучение коллекций, вопросы же взаимодействия с аудиторией оставались вне поля зрения музейных специалистов.
Постепенно в музееведении
сформировался новый
Одна из наиболее распространенных
моделей состоит в том, что
посетитель общается с сотрудником
музея с целью получения
Принципиально новым в контексте теории музейной коммуникации стал подход немецкого музееведа Ю. Ромедера. Согласно его концепции, музейный предмет не должен рассматриваться как самоценный, потому что он всегда является лишь «знаком некоторого общественно-исторического содержания» и позволяет общаться с иной культурой, и главное в ней – преодоление культурно-исторической дистанции. При этом сотрудник музея выступает в роли посредника в общении между двумя культурами.
Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, а также от способности сотрудника музея донести информацию о экспозиции до посетителя.
Собор Святого Павла и Музей Ватикана.
Музей Ватикана – самый большой музей мира. 1400 залов, 50000 объектов, и чтобы обойти все представленный экспонаты надо пройти 7 км. Конечно же все посетители первым делом стремятся попасть в Сикстинскую капеллу – истинную жемчужину музея Ватикана. И в своем стремлении немедено попасть в Сикстинскую капеллу туристы без оглядки пробегают мимо настоящих шедевров, которые бы мог гордиться любой музей мира. Поэтому когда вы будете идти по указателям «Сикстинская капелла» в Музее Ватикана, притормозите свой бег и удивитесь красотами, представленными в других залах:
Зал с картами Италии – детально прорисованные карты разных частей Италии – невероятно увлекательный павилион, в котором можно провести часы разглядывая детали морей, гор и городов.
Зал русской иконописи в Музее Ватикана
Фрески Рафаэля - настоящие шедевры для всякого любителя живописи эпохи Возрождения.
Залы современного религиозного искусства. И не просто картины – а творения настоящих мастеров. Парадокс этих залов заключается в том, что в любом другом музее именно в этих залах толпились бы туристы. Потому что в залах современного религиозного искусства представлены картины ... Сальвадора Дали , Фернанадо Ботеро, Марка Шагала, Поля Гогена... Посвятите некоторое время этим залам, и вы найдете там много интересного.
Стенд с флагом Ватикана, который американский космические корабль Аполон 11 возил на Луну. Подумать только на саму Луну!
Этот флаг Ватикана побывал на Луне!
Зал с коллекцией православных
икон. Знание русского языка поможет
вам прочитать древние
Одним словом, музей Ватикана – это не только одна Сикстинская капелла.
Музей Прадо – один из крупнейших художественных музеев мира (наряду с Лувром). В нем хранятся произведения искусства европейских художников 12 – 19 веков. Главная особенность музея – самое большое в мире собрание испанской живописи. Кроме того, музей славится ценными коллекциями живописи фламандской и итальянской художественных школ.
Создание нового публичного музея было начато в 1775 году, тогда Карл III поручил архитектору Хуану де Вильянуэва создать проект здания для музея. Для него было отведено место в парке Прадо, благодаря которому музей и получил свое имя. Строительство продолжилось более 20 лет. В 1814 году король Фердинанд VII издал указ об учреждении музея. Официальное открытие музея состоялось 19 ноября 1819 года, первоначально его коллекция насчитывала всего лишь 319 полотен. В 1827 году музею была передана коллекция картин Академии Сан Фернандо, принадлежавшие когда-то Карлу V, Филиппу II и Филиппу IV. В 1871 году в Прадо были переданы на хранение произведения искусства, конфискованные ранее у монастырей и церковных заведений. В августе 1936 года из-за начала гражданской войны музей был вынужден закрыться, его ценности были вывезены в Швейцарию. Музей вновь открылся в 1939 году, позднее все ценности были вновь возвращены в Испанию и сейчас экспонируются. В настоящее время музей Прадо имеет одну из крупнейших художественных коллекций в мире – около 6000 картин. Кроме того, в музее хранится около 400 скульптур и множество произведений ювелирного искусства.
Испанская живопись
Основу коллекции Прадо составляют произведения великих испанских художников: Эль Греко, Веласкеса и Гойи.
Существенная часть великих произведений Эль Греко (1541 – 1614) находится в Толедо, в городе, где он прожил большую часть своей жизни. Однако, в Прадо также представлено множество его полотен, среди которых «Троица» (1577), «Благовещение» (1577-1580), «Распятие с Богоматерью, Иоанном и Марией Магдалиной» (ок.1590), «Крещение Христа» (1596 - 1600), «Воскресение Христово» (1584 – 1594) и др.
Среди известных картин Диего Веласкеса (1599 – 1660), хранящийся в музее: «Триумф Вакха или Пьяницы» (1629), «Конный портрет Гаспара де Гусмана, герцога Оливареса» (1632-1633), «Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде» (1632 - 1633), «Изабелла Бурбон на коне» (1635 - 1636), «Святой Антоний и апостол Павел» (1635 – 1636) и др.