Отчет по музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:48, отчет по практике

Описание работы

Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях.

Файлы: 1 файл

отчет по музейной практике.docx

— 313.58 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее известные произведения Франсиско Хосе де Гойя (1746 – 1828) в  Прадо: «Обнаженная маха» и «Одетая  маха» (1797-1798), «Семейство Карла IV» (1800 – 1801), «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» (1814) и др.

 

Также среди полотен испанских  живописцев представлены великие художники  Франсиско Сурбаран, Бартоломе Эстебан Муриль, Алонсо Кано, Хусепе Рибера и др.

 

Итальянская живопись

 

Итальянская школа живописи представлена такими известными художниками  эпохи Возрождения, как Рафаэль, Тициан, Боттичелли, Веронезе.

 

Среди полотен музея представлены картины великого Рафаэля «Несение Креста» (ок.1516), «Портрет Кардинала» (1510-1511), «Святое Семейство с маленьким  Иоанном Крестителем и святой Елизаветой» (ок.1518).

 

Творчество Сандро Боттичелли представлено серией полотен «История Настаджио дельи Онести» (первый, второй и третий эпизоды – 1487 года). Среди картин Тициана можно отметить: «Вакханалия (Жители Андроса на острове Диониса)» (1518 – 1519), «Конный портрет императора Карла V» (1548), «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (ок.1560), «Венера и Адонис» (1553), «Венера с органистом и амуром» (1548).

 

Фламандская и голландская  живопись

 

Среди наиболее известных  живописцев фламандской и голландской  школы в музее представлены картины:

Питера Пауэла Рубенса (1577 – 1640) – «Адам и Ева», «Распятие» (ок.1606 – 1610), «Смерть Сенеки» (1615), «Поклонение волхвов» (1609), «Три грации» (1636 – 1638), «Похищение Европы» (1628-1629), «Сатиры и нимфы», «Персей и Андромеда» (1639-1640).

 

Антониса Ван Дейка (1599 – 1641) – «Поцелуй Иуды», «Коронование терновым венцом» (ок.1620), «Взятие Христа под стражу» (ок.1620).

 

Рембрандта Харменса Ван Рейна (1606 – 1669), Яна Брейгеля Старшего, Иеронима Босха и других.

 

Метропόлитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art) — один из крупнейших художественных музеев мира. Расположен в городе Нью-Йорк (США).

 

Музей существует на средства спонсоров и дарителей при  небольшой государственной поддержке. Важной характеристикой для посетителей  является то, что хотя цена входного билета обозначена, в музей можно  пройти за минимальную плату, достаточно подойти к любому окошку кассы  и протянуть любую монетку, а  можно и ничего не предъявлять  и попросить входной билет. Входными билетами служат маленькие круглые  разноцветные значки, на каждый день свой цвет. Значки можно прикрепить к  одежде и взять с собой на память, что и делают бесчисленное количество туристов, да и сами жители Нью-Йорка.

 

История музея

 

Музей был основан в 1870 году группой американских бизнесменов  и почитателей искусства (the Union League Club of New York). Он впервые открылся для публики 20 февраля 1872 года. Первым президентом стал Джон Тейлор Джонстон, а исполнительным директором — издатель Джордж Палмер Путнэм.

 

В свое нынешнее здание по адресу Пятая авеню, 1000, спроектированное в  неоготическом стиле американскими  архитекторами Калвертом Во и Джейкобом Молдом, музей переехал в 1880 году.

Коллекция музея

 

В основу музея легли три  частные коллекции — 174 произведения европейской живописи, среди которых  были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена.

 

Коллекция быстро росла, после  смерти Джона Кенсетта во владения музея перешли 38 полотен из его частного собрания. Но только в XX-ом веке музей получил мировую известность. В 1907 году музей приобрел свою первую картину Огюста Ренуара. Сегодня Метрополитен по праву гордится своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов. К 1979 году Метрополитен имел в своей коллекции пять из менее чем 40 полотен, принадлежащих кисти Вермеера. Собрание египетского искусства считается одним из наиболее полных и представительных в мире.

 

Сегодня в постоянной коллекции  находится более двух миллионов  произведений искусства. В Метрополитене  находится довольно много коллекций  разного типа. Среди них, например, работы фотографов Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и других.

 

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. МУЗЕЙНАЯ ПРАКТИКА В ЧЕЛЯБИНСКЕ

 

2.1 Челябинский  областной краеведческий музей, специфика его деятельности

 

 

 

 85 лет назад – в 1923 году – в Челябинской губернии был создан Музей местного края. Рождение музея было долгим и непростым. Потребовалось 10 лет, чтобы от первых попыток создания музея прийти к свершившемуся факту. У истоков музея стояли высокообразованные люди, видевшие огромные перспективы развития Челябинского края, понимавшие необходимость представить его потенциал широкому кругу общественности в музейной экспозиции. Уже после создания музея его организатор и первый директор Иван Гаврилович Горохов (1884 – 1970) писал: «…нам не раз приходилось слышать, что Челябинский край беден, мало интересен и напрасно мы хотим его изучать. Своей работой по организации музея хотелось показать, что край богат, интересен своим прошлым, и в нем есть что изучать». Итак, начиная с первых дней своего существования, музей вносил свой весомый вклад в изучение края, в пропаганду и сохранение его природных богатств, исторического и культурного наследия, в повышение имиджа Челябинской губернии, а впоследствии Челябинского округа.

В 20 – 30-е годы XX века эта  роль музея была исключительно велика. Прежде всего, шла кропотливая работа по  формированию   музейного  собрания, отражающего уникальные особенности  естественной и социальной истории  края. При музее было создано Общество изучения местного края, ставшее мощной силой не только в накоплении научной информации, но и в формировании музейной коллекции. Благодаря деятельности этнографических секций Общества, удалось сохранить те предметы национального быта, которые уже в конце XIX века практически вышли из обихода и были большой редкостью. Не случайно уже в 1924 году, через полгода после открытия музея, его коллекции вызвали удивление и восхищение посетившего музей Народного комиссара просвещения А.В. Луначарского, о чем сохранилась запись в книге отзывов. В те годы музей внес весомый вклад в   разностороннее изучение Челябинской области. До начала 30-х годов здесь не было ни одного высшего учебного заведения, соответственно, отсутствовали научные кадры. Музей представлял собой, можно сказать, единственное научное учреждение и его сотрудники принимали самое активное участие в научных исследованиях, связанных с началом строительства крупных предприятий (ЧГРЭС, ЧТЗ, ферросплавный, цинковый заводы и др.) –   изучение местных ресурсов, территории строительных площадок и т.д.  С образованием Челябинской области в 1934 году музей получил статус областного. В течение десятилетий вся работа музея была направлена на повышение имиджа области, пропаганду ее достижений, популяризацию исторического   наследия и природных богатств. У многих поколений посетителей музей успешно формировал гражданскую позицию, любовь к родному краю; здесь молодое поколение  получало первые уроки любви к своей малой родине.

Однако в 1989 году случилось  событие, которое можно считать  беспрецедентным в  практике российских музеев: после изъятия культового здания и возвращения его православной общине музей лишился основных своих  площадей, не получив взамен утраченных ни одного квадратного метра. И такое  положение сохранялось в течение 17 лет. Нет необходимости  доказывать, что отсутствие полноценной краеведческой  экспозиции  отрицательно сказывалось  на жизни музея, что выросло поколение  людей, никогда не переступавшее  порога музея, что страдал имидж  области, входившей по своему экономическому потенциалу в число лидеров страны. Положение кардинально изменилось, когда в 2003 году в историческом центре города –  одном из красивейших  мест набережной реки Миасс – был  заложен первый камень в фундамент  специализированного здания музея. Решение о его возведении было принято Губернатором Челябинской области П.И. Суминым.

В апреле 2006 года состоялся  переезд в новое здание и началась   работа по   освоению огромного   пространства в 10,5 тысяч квадратных метров. (Ил.1.) Уже в июне открылась первая выставка с названием «Стальная слава Златоуста». Тема выбрана, конечно же, не случайно: искусство Златоустовской гравюры на стали – это слава и не только Златоуста, но и всей Челябинской области. Впервые за  250-летнюю историю Златоуста была собрана столь полная и масштабная выставка, на ней было представлено более 700 экспонатов, изготовленных начиная с 1815 года до наших дней.  О том, что сам факт строительства в областном центре специализированного здания для музея ориентирован на повышение ее имиджа говорить излишне: подобные события в наше время в России, к сожалению, нечасты. Новое здание музея современно во всех отношениях – технические условия экспонирования отвечают требованиям ведущих музеев России (системы вентиляции и кондиционирования, все рубежи охраны, специализированное оборудование, поставленное ведущей С.-Петербургской фирмой «Раритет» из Германии, Чехии и от лучших российских производителей). Это позволило принимать на челябинской земле выставки из ведущих музеев России:  Музей Московского Кремля и Государственная Третьяковская галерея – в 2006 году состоялась выставка «Сокровища Московского Кремля», а в 2007 – «Павел и Сергей Третьяковы».

•  За 85 лет существования  Челябинского областного краеведческого музея в нем сформировано уникальное собрание, отражающее культурно-историческое наследие края и насчитывающее более 270 тысяч единиц хранения. Среди них  немало памятников, имеющих общероссийское историко-культурное значение. Назовем  лишь некоторые. Это «синеглазовская ткань» - постсасанидская шелковая ткань IX века, аналоги которой хранятся лишь в двух музеях мира. Это редкая книга, «Библия» – первопечатное издание И. Федорова, «История пугачевского бунта» – прижизненное издание сочинения А.Пушкина 1834г.; православная деревянная скульптура конца XVIII – начала XIX вв. – Св. Николай Мирликийский и «Кундравинский бог»; единственный в России Ковчег для святых мощей Андрея Первозванного; сабля 1824 г., украшенная златоустовской гравюрой на стали прославленным мастером И. Бушуевым и др.

И вот, в беспрецедентные  в истории отечественной музейной практики сроки, сотрудники музея в  течение 2007 года подготовили экспозиции 2-х залов общей площадью 1300 кв. м, включающих разделы природы, древней  истории, новой истории. Экспозиции созданы на основе современных музейных подходов с использованием передовых  технологий.  Концепция нашей  музейной экспозиции  предполагает  показ своеобразия развития края в преломлении понятия евразийского культурного пространства. Как известно, территория Челябинской области  расположена в двух частях Света, на стыке Европы и Азии. Однако это  не только географическая особенность. С древнейших времен здесь происходили  сложнейшие процессы взаимодействия, взаимопроникновения, взаимовлияния  и взаимообогащения культур Востока  и Запада. Уже в первом зале идея евразийства получила отражение в росписи фриза. Тема конкретизируется в экспозиции на основе подлинных памятников разных археологических культур, свидетельствующих об этнической трансформации и многообразии древнего населения края.

Еще одна концептуальная особенность  экспозиции первого зала  - выделение  в нем вводного, презентационного, раздела.  В   центральной части зала находятся пять витрин-пирамид, в самой большой, центральной, сияет в лучах невидимых светильников выполненный из прозрачного материала макет известного древнего памятника – укрепленного поселения эпохи  бронзы Аркаим. Макет древнего археологического объекта как свидетельство того, что Челябинская область осваивалась человеком с глубокой древности, и ее история насчитывает многие тысячелетия, что челябинская земля богата памятниками истории и культуры. (Ил.2) В презентационную зону входит большой экран, для которого  разработан отдельный проект «Виртуальные экспозиции музеев Челябинской области». Экспозиции и самые интересные музейные предметы 45-ти муниципальных музеев сможет увидеть любой посетитель   музея, не выезжая за пределы Челябинска. А с коллекциями Областного музея посетитель уже сейчас может познакомиться на экранах сенсорных киосков, установленных в зале. На большом экране происходит демонстрация фильмов различной тематики об области: ее природе, истории и современности, достопримечательностях. Уже создано несколько коротких тематических фильмов, в том числе собственной телестудией музея. Презентационная зона предполагает общую характеристику области, показ того, что составляет ее гордость, через предметы-символы и их изображения. Здесь представлены образцы горных пород и минералов. Как известно, Челябинская область – одна из богатейших  территорий России, где сосредоточено огромное количество полезных ископаемых, особенно ценны рудные месторождения черных и цветных металлов, в том числе золота. Уникальность территории  состоит и в разнообразии минеральных богатств, некоторые   виды минералов обнаружены только здесь и больше нигде не найдены на Земном шаре. Не случайно на территории области вот уже почти 90 лет существует Государственный минералогический Ильменский заповедник. Область богата водными ресурсами; более 3000 ее озер называют жемчужинами Южного Урала. Всего на территории Челябинской области 190 особо охраняемых природных территорий (160 памятников природы, 20 заказников, 2 национальных парка 1 заповедник). – Обо всем этом рассказывает  новая экспозиция отдела природы, формируя у посетителей чувство любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Зал истории и народного  быта продолжает тему взаимодействия двух культур, двух миров;  азиатского и европейского, а также тему взаимодействия человека и природы, использования  человеком природных богатств края, начиная с эпохи раннего железного века – и до XIX века включительно. Во второй зал посетитель попадает через своеобразные ворота, образованные витринами, в которых их встречают представители двух миров: мира традиционной культуры кочевников, живших здесь со времен раннего железного века, и носителя новой культуры, с которым связана эпоха модернизации края, – это башкирский охотник и русский казак. Соответственно, зал включает два больших раздела. В первом – древние культуры эпохи раннего железного века и раннего средневековья, традиционные занятия и быт коренных народов Южного Урала – башкир и казахов. Здесь посетитель увидит  уникальные археологические артефакты, в том числе оружие древних воинов, золотые украшения в «зверином стиле», каменные изваяния. Он познакомится с жилищем кочевников – юртой, предметами скотоводства, охоты, бортничества, с искусством и религией мусульманского местного населения. Второй раздел – заселение Южного Урала русскими. Начиная с XVIII века одно из главных направлений в развитии экономики края – развитие металлургии. Наверняка и сегодня у большинства россиян слово «Урал» ассоциируется с металлом. Слава Урала созидалась в XVIII  веке, когда здесь были сооружены крупнейшие в мире домны, а чугун и железо отсюда вывозили в страны Европы. В экспозиции построена объемная композиция «Домна», где посетитель имеет возможность привести в действие воздуходувные меха.  Рядом представлены образцы продукции уральских заводов, в том числе оружие, чугунная пушка, пуленепробиваемая кираса из Златоустовской стали, образцы украшенного холодного оружия, среди них сабля 1824 года, авторская работа известного художника И.Н. Бушуева. Здесь же медали всероссийских торгово-промышленных выставок, на которых эта продукция удостаивалась самых высоких наград. Традиции славных мастеров прошлого были продолжены и приумножены в XX веке.

В начале июля был открыт третий зал экспозиции, который   посвящен истории XX века. Особенностью зала является активное использование  фотодокументов. Если во втором зале, отражающем, в основном (во всяком случае, в нашей  провинции), «дофотографический» период, авторы экспозиции сознательно избегали включения в нее фотоматериалов, то  здесь фотография широко применяется и как    документальный материал, и как иллюстративный,   используется она и в качестве средства создания образа эпохи. Поэтому вводный раздел зала посвящен истории фотографии на Южном Урале. В нем, наряду с большим количеством подлинных экспонатов, показывающих развитие фотографической техники на протяжении XX века, будут созданы объемные композиции: фотосалон начала XX века (с фигурами в рост человека), фотолаборатория середины века, интерактивная зона для фотографирования посетителей. Фотография в зале истории XX века позволит представить посетителю самые важные, самые волнующие моменты прошедшей эпохи, в том числе те, которые трудно представить иными средствами (например, создание «ядерного щита» на территории области, аварию на ПО «Маяк» 1957 года). Фотография позволит создать коллективный портрет жителей Челябинской области, чьими руками строились ЧТЗ и Магнитка, кто отстаивал свободу и независимость Родины на фронтах Великой Отечественной войны и осваивал целину, строил города и прокладывал магистрали, учил детей и дарил радость общения с прекрасным. Фотография, политический плакат, документ, огромное количество подлинных предметов составят источниковую основу для раскрытия крупных разделов зала: 1) досоветский период – с акцентом на темы: городская поликультура, строительство и функционирование железной дороги; первая мировая война; 2) революция и гражданская война; 3) 1920 – 30-е годы;  4) Великая Отечественная война;  5) вторая половина XX века – вплоть до второй половины 80-х – 90-х годов.

Информация о работе Отчет по музейной практике