Отчет по музейной практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:48, отчет по практике

Описание работы

Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях.

Файлы: 1 файл

отчет по музейной практике.docx

— 313.58 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2 Структура и  выставочная деятельность Челябинского  областного музея искусств

 

Директор - Ткаченко Станислав  Олегович

 

Челябинский областной государственный  музей искусств - единственный в  Челябинской области художественный музей классического типа. Основными  целями и задачами музея являются выявление, сохранение, изучение и популяризация  художественного наследия нашего региона  и страны. Собрание музея содержит более 15 000 предметов, отражающих развитие регионального, русского, западноевропейского, восточного искусства.

 

Созданный в 1940 году, музей (в  то время - Челябинская картинная  галерея) получил 106 произведений живописи и графики из Государственного Русского музея. Переданные предметы, а также  работы с проходившей в 1936-1939 годах  выставки «Южный Урал в живописи», представлявшей известных столичных и местных  мастеров, легли в основу музейного  собрания. Основателем и первым директором музея стал Л.П.Клевенский (1894-1977). Значительный вклад в развитие музея внес его директор в 1950-е годы Г.Н.Лапин (1895-1970). Именно в эти годы собрание музея было размещено в историческом здании – объекте культурного наследия федерального значения - пассаже братьев Яушевых. (Ил.3) Здание, построенное в 1913 году по проекту архитектора А.А.Федорова для знаменитой купеческой семьи Яушевых, представляет собой один из лучших на Урале образцов архитектуры стиля модерн. Здесь и сегодня находятся основные коллекции музея, постоянная экспозиция древнерусского и русского искусства XVIII- XX веков. Второй музейной территорией являются залы на площади Революции, где в «Уральском павильоне» демонстрируется уральское художественное литье из чугуна, златоустовская гравюра на стали. Инициатором организации этой площадки как филиала Картинной галереи (с 1985 года - Музей декоративно-прикладного искусства Урала, с 2005 года – залы Музея искусств) стал К.Н.Сидоров, начальник Управления культуры (с 1971 по 1988, с 1987 по 2005- директор Челябинской областной картинной галереи). В 2005 году произошло объединение двух музеев- Челябинской областной картинной галереи и музея декоративно-прикладного искусства Урала. Директором образованного Челябинского областного государственного музея искусств назначен С.О.Ткаченко.

 

В собрании музея представлены шедевры мирового уровня, среди которых  произведения Д.Г.Левицкого, И.И.Шишкина, И.К.Айвазовского, И.К.Крамского, И.И.Левитана. Коллекция древнерусского искусства XVI-XIX веков, включает прекрасные образцы иконописи различных школ, включая уральскую икону, а также подборку меднолитой пластики, рукописной и старопечатной книги.

 

Наиболее полной и представительной является коллекция уральского искусства. Наряду с работами челябинских художников, достойное место в ней занимают произведения каслинских и кусинских мастеров литья из чугуна, изделия златоустовских мастеров гравюры на металле, произведения камнерезного искусства.

 

Ежегодно в музее проходят более 25 выставок, среди которых  знаковое место занимают экспозиции из ведущих российских музеев. Только за период 2005-2011 годов состоялись выставки из Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина и ряда других. Реализуются музейные выставочные программы «Сокровища частных коллекций Урала», «Земляки», «Музейное содружество», «Уральский умелец», международные проекты.

 

В музее проводятся экскурсии  на стационарных и временных экспозициях, проходят лектории, цикловые занятия  для школьников, адаптированные к  различным возрастным категориям, школьной программе. Тематические конкурсы детского рисунка, мастер-классы стали важным дополнением музейно-педагогической деятельности. Популярны и традиционные музыкальные, поэтические, театральные вечера в залах музея. Около 50 000 южноуральцев и гостей города посещают экспозиции и музейные мероприятия.

 

2.3 Роль Выставочного  зала Союза художников России  в пропаганде современного искусства

 

История Челябинской организации  Союза художников неразрывно связана  с биографией города, судьбой всего  народа.

Отмечая 75-летие со дня образования, необходимо обозначить основные вехи славного пути, пройденного ее членами. Отдать дань памяти и уважения их беззаветному служению искусству, оставившему богатейшее художественное наследие грядущим поколениям. (Ил.4.)

Активизация художественных сил и подъем изобразительного искусства  в Челябинской области связаны  с интенсивной индустриализацией  края и ростом социалистических городов.

Официальной датой образования  Союза советских художников в  Челябинске (ныне ЧРО ВТОО «СХР») принято  считать 7 января 1936 года, когда президиум  Челябинского облисполкома утвердил оргбюро  во главе с А.И. Сосновским.

В трудных условиях военного времени совместными силами местных  художников и приезжих мастеров в  Челябинске было проведено 15 различных  выставок. В то время большое значение уделялось графике, как наиболее мобильному виду изобразительного искусства. Особенно заметной была деятельность М.И. Ткачева. Его сатирические рисунки  антифашисткой тематики публиковались  в газете «Челябинский рабочий», он так же создавал агитационные плакаты; добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях на 3-м Белорусском фронте (офицером связи). По возвращении домой, в 1945 году в сентябре, провел выставку фронтовых рисунков. Участниками Великой Отечественной войны были члены Союза художников или ставшие ими позже: Г.М. Берсенев, И.В.Бесчастнов, В.В. Войцеховский, А.Ф. Галкин, М.А. Комиссаров, В.Я. Лаптев, СП. Манаенков, В.П. Мещеряков, В.Ф. Подгорнов, С.Я. Савочкин, К.А. Соколов, Н.Ф. Сурин, М.И. Ткачев, И.З. Таушканов, П.Я. Фоминых, М.И. Цепелев, В.А. Яранцев.50е-60е годы стали новым этапом развития творческой организации Челябинска. Из Москвы, Ленинграда, Харькова, Саратова, Пензы, Свердловска приехали выпускники художественных вузов и училищ. Их творчество открыло новую страницу культурной жизни области.Челябинская организация постепенно становится одной из крупнейших в Российской Федерации. К середине 80х годов в ней насчитывается около 100 членов СХ СССР.В так называемой тематической «картине» успешно работают А.М. Смирнов, В.Я. Неясов, А.Ф. Галкин, Л.Н. Ладнов, СБ. Качальский, В.П. Мещеряков, Н.Ф. Сурин, А.А. Пастухов.Во многих полотнах они обращаются к истории, трудовым будням, военной тематике.Полотна на темы современности отличает ощущение радости бытия («Уральская частушка», «Русская зима» 1964, С. Качальского).Тема войны в полотнах А. Смирнова раскрывается с лирико-поэтической интонацией: «Прощальный вальс» (1975), «Блокада» (1969), «Прощание славянки» (1979).Красоте уральского пейзажа посвящают свое творчество И.Е. Болотских, А.Н. Ладнов; мастером тематического натюрморта и романтического пейзажа стал И.А. Кучма.Живописцы Н.Д. Аникин, В.В. Качалов, ВЛ. Якивец, П.П. Ходаев, отказавшись от повествовательности сюжетной основы произведений, сосредоточились на разработке живописно-пластической ее интерпретации.В 70-х годах в Челябинске появляются профессиональные художники монументалисты Л.Н.Костина, ВТ. Мишин, К.В. Фокин, СЛ. Черкашин, 3. Н. Латфулин, В.П. Сорокин. Они создали множество росписей, мозаик, витражей, сграффито, украсив ими общественные здания библиотек, техникумов, детских садов,университета.  Все они активно работают в станковой живописи.Крупными вехами в развитии графики стали творчество М.И. Ткачева, Н.Я. Третьякова, Н.И. Черкасова, Ю.Г. Шубина, В.В. Бубнова, серии работ, посвященные трудовым будням южноуральцев, выполненные в технике монотипии, обрезной ксилографии и в офорте, мастерские акварели СМ. Удалова.Ярким явлением стали произведения Челябинских художников декоративно-прикладного искусства — мастеров гобелена: Н.Е. Черкашиной, Л.Я. Кудрявцевой, Н.А. Ситникова, Ю.В. Егакова, художника по фарфору Е.А. Щетинкиной, керамиста Б.И. Тряпицына, кузнеца Ф.М. Хамадиева, ювелира Э.В. Никитина.

 

Последнее десятилетие отмечено большой активностью художников среднего поколения. Персональные выставки провели живописцы: В.М. Ваксман, Е.А. Варгот, Т.Д. Дидишвили, B.C. Сафронов, В.Г. Шаповалов, О.В. Гладышева.Образовалось два творческих объединения: «Традиция», включившее в себя живописцев НД. Аникина, П.П. Ходаева, В.В. Качалова, З.Н. Латфулина, В.П. Меркулова, В.В. Чернилевского и искусствоведа Г.С. Трифонову. Для ее участников свойственна склонность к условно-декоративному подходу к живописи, стремление к подчеркнутой значимости фактуры красочной поверхности полотна, часто наблюдается отказ от фигуративности и абсолютизация беспредметности, в чем проявляются родовые черты абстрактного экспрессионизма. Товарищество «Русская провинция» объединяет приверженцев русской реалистической школы живописи с ее проникновением в психологическую глубину: СВ. Селиверстова, В.Н. Соловьева, Д.Н. Сурина, Л.Б. Сурину и искусствоведа ТА. Мамыкину.

 

Картина художественной жизни  Челябинской организации Союза  художников разнообразна и многогранна. За прошедшие годы соткано красочное  полотно художественных свершений, запечатлевших дух эпохи и  лик времени. И каждый художник вплел  в него свою неповторимую творческую нить, окрашенную соразмерно таланту, часто, страстно, неизменно искренно и всегда взволнованно.

 

 

2.4 Архитектурные комплексы и монументальная скульптура города

 

Челябинск основан  в сентябре 1736 года на реке Миасс, как сторожевая крепость на пути из Зауралья в Оренбург. С 1743 года он был центром крупной Исетской провинции. В феврале 1774-го год Челябинская крепость перешла на сторону Пугачевцев.

До 1781 года Челябинск представлял  собой военное поселение, жителями которого были казаки. Более 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Челябинск был  небольшим и ничем не примечательным уездным городком Оренбургского  края. Казаки выехали из него, основав  неподалеку небольшие станицы.

Известность Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства  Самаро-Златоустовской железной дороги, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем.

В 1896 году была запущена в  эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. За несколько лет население города выросло в несколько раз. Вокруг станции появилось много поселков, площадь города увеличилась на треть. Вокруг железнодорожного вокзала в  это время возник переселенческий  городок. В нем была построена  собственная церковь, больница, жилые  бараки и другие необходимые сооружения. Челябинск стал важным промежуточным  пунктом передвижения населения, своеобразными  воротами Сибири . Стремительно начали развиваться промышленность и образование. Стала действовать женская гимназия, реальное и духовное училища, торговая школа. Были построены народный дом и Клуб железнодорожного собрания.

В период Первой мировой  войны (1914 - 1918 гг.) Челябинск был одним  из центров подготовки армейских  резервов: в трех военных городках шло обучение и формирование воинских частей.

В 1919 году была сформирована Челябинская губерния, преобразованная  в 1924 году в Челябинский округ  Уральской области. В последствии губерния была укрупнена, в связи с чем, 17 января 1934 года была образована Челябинская область. В нынешних границах область существует с 6 февраля 1943 года, после того, как из ее состава была выделена Курганская область.

В период первых пятилеток  Челябинск превратился в один из крупнейших в стране промышленных центров. Если к 1919 году в городе действовало  лишь два предприятия, то в течение  нескольких лет вступили в действие заводы: тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый.

Большое значение имел Челябинск  во время Великой Отечественной  войны, как тыловой город. В этот период Урал был опорой действующей  армии. Сюда были эвакуированы многие заводы из центра страны. В Челябинске выпускали, ставшие в последствии известными всему миру, Катюши и танки Т-34.

В послевоенное время Челябинская  область также имела важнейщее значение для страны, так в феврале 1954 года на целину был отправлен первый отряд комсомольцев области. В последующие годы Челябинск продолжал хорошеть и разрастаться. Быстрыми темпами развивалась промышленность, в частности, в 1984 году был выпущен миллионный трактор на Челябинском тракторном заводе. Произошли изменения и в культурной жизни области: открылись новые кинотеатры, музеи, развилась целая сеть образовательных учреждений искусства и культуры. Из провинциального городка Челябинск превратился в мощный индустриальный и культурный центр Урала.

    В 1987 году археологами  было сделано историческое открытие: на раскопках в южной части  области был обнаружен уникальный  памятник бронзового века Аркаим. Он представляет собой крепость так называемой Страны Городов (состоящей из двадцати крепостей) и относится к временам Месопотамской и Египетской цивилизаций. Раскопками на территории Челябинской области еще в начале ХХ века занимался Н.К. Минко.

    В окрестностях  Челябинска им было открыто  и частично изучено несколько  сотен сарматских курганов бронзового  века. На берегах озер Смолино, Исаково и Синеглазово Н.К. Минко и его последователями было обнаружено большее число курганов. Археологическая находка 1987 года и другие находки лишь доказывают, что еще в глубокой древности территория современного Челябинска и области была обжита древними людьми.

 

 

Монументальная  скульптура города Челябинска.

 

Художники активно включились в созидательный процесс, оживляя  общественные и жилые здания скульптурным декором. Здания Оперного театра, дворца культуры ЧМК, дворца культуры железнодорожников, театра ЧТЗ обрели скульптуру и рельефные  композиции на фронтонах и фасадах.

 

Площади начали обживать монументальные скульптуры, обостряя звучание городского пространства.

 

Получившая мировую известность  на выставках (1957 — Москва, 1958 — Брюссель, 1967-Монреаль) станковая скульптура Л.Н. Головницкого «Орленок» была переведена в бронзу. Памятник был открыт в 1958 на Алом поле. Став неотъемлемой достопримечательностью города, памятник вошел в число лучших монументальных произведений отечественной скульптуры. См. Ил.

 

Во второй половине 50-х  — 70-х годах, при создании значительных градостроительных комплексов, монументальная скульптура зачастую становилась их ядром: памятник В.И. Ленину на площади  Революции (1959, скульптор Л.Н. Головницкий, B.C. Зайков), памятник «Сказ об Урале» (1967, скульптор B.C. Зайков) См. Ил. , мемориальный комплекс «Память» на лесном кладбище (1975, скульпторы Л.Н. Головницкий и Э.Э. Головницкая) и др.

 

Наиболее интересным в  градостроительном отношении является памятник И.В. Курчатову (1986, скульптор  В.А. Авакян). Замыкая перспективу проспекта Ленина, он фиксирует главную пространственную ось городского центра, хорошо просматривается с любой точки проспекта, начиная от улицы Российской. См. Ил.

 

Визитной карточкой Выставочного зала Союза художников РФ стала аллегорическая композиция «Живопись. Ваяние. Зодчество» (1981, скульптор А.П. Кудрявцев) размещенная на его фасаде, выполненная в форме горельефа из кованой меди . Cм. Ил.

 

В 80х-90х годах монументальная скульптура утратила свой агитационный характер, приобрела самостоятельность  по отношению к архитектуре, стала  меньшей по масштабу и более камерной: памятник АС. Пушкину в гор. саду (1984, скульпторы Э.Э. Головницкая и Л.Н. Головницкий), памятник С.С. Прокофьеву (2000, скульптор В.А. Авакян), памятник П.И. Чайковскому (1990, скульптор И.В. Бесчастнов).

 

Во 2-й половине 1980х гг. в монументальной скульптуре появились  новые формы и тематика: ландшафтно-скульптурная композиция «Сфера любви» (2000, скульптор  В.Ф. Митрошин), а также его памятник воинам-интернационалистам. См. Ил.

 

В разные годы к монументальной скульптуре обращались в своем творчестве многие художники, среди них в  том числе: Б.А. Маганов, Е.И. Макаров, С.Я. Савочкин, А.П. Суленев, П.Я.Фоминых, М.И. Цепелев, СП. Манаенков и М.И. Харламов, а также художники по металлу Ю.С. Мусихин и ФМ. Хамадиев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21.02.2011 Уникальная  выставка в Челябинске в выставочном  зале союза художников. Сальвадор  Дали.

 

В феврале я посетила выставку знаменитого испанского живописца, графика, скульптора, режиссера , писателя Сальвадора  Дали.

В Выставочном зале Союза  художников были представлены подлинники графических и скульптурных работ  гениального художника. Сама экспозиция по своему масштабу была не очень большая ,но как мне рассказали, эту коллекцию частный уральский предприниматель собирал не один год и теперь эта коллекция является самой крупной в нашей стране.

Информация о работе Отчет по музейной практике