Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:10, курсовая работа
Франция и ее прекрасная столица – Париж наполнены интересной, подчас драматической историей. XVII столетие, как и XVIII, - насыщены бурными событиями, которые оказывали влияние не только на Париж, Францию, но и на всю Европу. Примечательно, что в политику в те годы вершили яркие, незаурядные личности, о которых и по сей день есть много чего рассказать.
Это и Король Генрих IV, "вечный ухажёр" и любимец женщин, но терпимый и осторожный политик, сумевший положить конец религиозным войнам в стране; и всесильный министр Людовика XIII Арман Жан дю Плесси, герцог де Ришелье, которого историк Жюль Мишле называл "сфинксом в красной мантии"; и Жан-Батист Кольбер, министр-буржуа Людовика XIV, педантично считавший каждое су государственной казны.
Введение…………………………………………………………………….
3
1. Король Франции Людовик ХIV (14.05.1643 — 1.09.1715)…………………
7
2. Политика Парижа в 17 столетии…………………………………………..
10
3. Жизнь и нравы парижан 17 века…………………………………………….
14
4. Культура и искусство Парижа 17 столетия………………………………….
18
4.1. Изобразительное искусство Парижа 17 столетия……………..
19
4.2. Архитектура Парижа 17 столетия………………………………….
22
4.3 Скульптура……………………………………………………………..
28
Заключение………………………………………………………………….
32
Список используемой литературы………………………………………..
37
В то время как в центре внимания классицизма стояла исторически значительная личность, идеальный герой, мастера реалистического направления обращаются к Повседневной жизни, к поискам индивидуального характера. Художники-реалисты разрабатывают главным образом бытовую жанровую картину, портрет, пейзаж. Большинство из них сформировалось и работало в провинциальных городах — Нанси, Лане, Тулузе, где сильна была оппозиция центральной власти.
Но в станковой живописи дело сложнее. Тут рядом с господствующими направлениями работали художники, которых называли peintres de la realite - живописцы реальности. Правда, во Париже XVII века среди них не было никого, равновеликого Рембрандту, Веласкесу или даже Халсу и Сурбарану, но все же среди «живописцев реальности» были весьма интересные фигуры. [3]
В самом начале XVII столетия к ним принадлежал Калло - своеобразный и острый мастер гротеска, запечатлевший в гравюрах не только ларактерный типаж французской и итальянской толпы (Калло много лет жил в Италии), но и драматические сцены войн, смертных казней, пожаров, нищеты - бедствий, которые были участью большинства, но о которых считалось неприличным и невозможным говорить на языке официального искусства. В первой половине XVII века работали «караваджисты» - Валатен и Жорж де Ла Тур, трактовавшие религиозные сюжеты как бытовые жанры. Очень интересен Ла Тур, художник искренних, чистых чувств, обладавший вполне индивидуальной манерой письма: его картины безошибочно узнаются по крайней лапидарности обобщенных форм и любимым Ла Туром эффектам женной свечи.
Рис 1. Жак Калло. Два комедианта. Офорт
Рис 2. Жорж де Ла Тур. Воспитание богоматери
И, наконец, к этому же периоду относится деятельность троих братьев Ленен; из них самым выдающимся был Луи Ленен. Уже сама их тематика для того времени необычна: они писали сцены из жизни крестьян, не маскируя их мифологическими сюжетами, но и не придавая им оттенка фламандской бурлескности.
Во второй половине XVII века больших художников типа Ла Тура и Лененов не появлялось: при «короле-солнце» после его победы над аристократической оппозицией Фронды диктатура придворных вкусов стала почти всепоглощающей. В 1648 году была основана Королевская Академия живописи и скульптуры, отныне вокруг нее группировались все художественные силы; с 60-х годов Академия полностью подчинилась двору, а в 1671 году образовалась и Академия архитектуры[1].
После разгрома Фронды (1653) во Франции ликвидируются остатки феодальной раздробленности. Наступает период расцвета абсолютизма и относительного равновесия общественных сил, способствующих развитию капиталистических отношений. Меняются и задачи искусства. В центре внимания художников — апофеоз абсолютистского государства. Ко двору привлекаются выдающиеся писатели и художники, в столице развертывается грандиозное строительство. Около Парижа возникает Версаль — центр новой дворянской культуры.
Руководящую роль
в искусстве приобретает
Если в искусстве Парижа первой половины 17 в. первенствующую роль играла живопись — она была носителем высших этических идеалов, воплощенных в образе человека,— то с 60-х гг. живопись, как и скульптура, приобретает преимущественно декоративный характер и подчиняется архитектуре. Исполнение помпезных полотен и скульптурного декора протекало с участием и под руководством первого художника короля живописца-декоратора Шарля Лебрена (1619 — 1690).
Новые художественные особенности французской архитектуры проявляются в применении ордерной системы античности, в целостном построении объемов и композиций зданий, в утверждении строгой закономерности, порядка и симметрии, сочетающихся с тягой к огромным пространственным решениям.
Эти тенденции
были воплощены в грандиозном
ансамбле Версаля (1668—1689), расположенного
в 17 километрах к юго-западу от Парижа.
В его строительстве и
В оформлении дворцово-паркового ансамбля большую роль играли статуи, скульптурные группы, рельефы, гермы, фонтанные композиции.
Это изображения божеств лесов, рек Франции, полей, аллегории времен года, гротескные образы. Скульптура напоминала и о триумфе Франции над Испанией, прославляла доблести короля.
Рис. 3. Версальский Дворец 1668 год.
Рис 4. Парк Королевского дворца в Версале. Южный партер. 1680-е гг.
Наряду с сооружением Версаля уделялось внимание перестройке старых городов, и прежде всего Парижа. Его украсили площадь Людовика Святого (ныне Вандомская) и круглая площадь Побед, ставшая средоточием сети улиц города. В создании общественного центра Парижа большую роль сыграл так называемый Дом Инвалидов с собором и обширной площадью. О соборе Дома Инвалидов стоит сказать особо.[12]
Обратимся к страницам истории. XVII век был непростым для Парижа. Целая череда войн привела к тому, что в городе появилось огромное количество солдат и ветеранов, уже неспособных воевать вследствие ран и увечий. Армия бывших вояк нищенствовала и подрывала авторитет монархии. Выход нашел Людовик XIV, издавший эдикт о строительстве специального учреждения для таких воинов-инвалидов. Таким образом король стремился показать свою заботу о ветеранах войны.
Запланированное еще в 1660 году, строительство было начато лишь в 1671 и продолжалось более 30 лет. Первым архитектором данного комплекса стал Либераль Брюан. Он же и построил практически весь ансамбль Дома инвалидов: при нем возвели и приют, и казармы, и церковь Святого Людовика. Комплекс получился достаточно внушительным: 390 метров ширины против 450 длины. Перед входом в Дом инвалидов устроена орудийная батарея из так называемых "триумфальных орудий", дающих залп только в случае очень важных событий.
Во внутреннем дворе также собрана коллекция орудий, привезенных Наполеоном из своих компаний, а также пушки из разных стран мира. Здесь же последнюю сотню лет располагается один из интереснейших музеев Парижа — музей армии.
Интерьер собора
практически полностью
Здесь же находятся усыпальницы знаменитых военачальников Франции: маршалов Фоша, Вобана, Тюрена, Льетея. Одним из последних "обитателей" Собора Дома инвалидов стал Руже де Лиль — автор Марсельезы, ставшей гимном Франции.[3]
Как уже было сказано выше, король решил построить Дом инвалидов как приют для ветеранов войны. Так и случилось: уже в 1710 году здесь поселилось 1500 постояльцев, а к концу XVIII века их количество выросло до 4000. Это было по-своему уникальное образование.
Рис. 5. Внутренний двор собора Дома Инвалидов
Желающие жить
здесь (а это было чуть ли не единственным
выходом для ветеранов и
Большой стиль эпохи ярко представлен в восточном фасаде Лувра (1667—1678), выстроенном Клодом Перро (1613—1688). Украшенный колоннадой коринфского ордера, он растянут на 173 метра и рассчитан на восприятие с расстояния. По вертикали фасад Лувра делится на три части: цокольный этаж, колоннаду и антаблемент. Колоннада охватывает по высоте два этажа здания (большой ордер). Выступающие в середине и по углам фасада ризалиты в виде трех классических портиков своими пропорциями оттеняют внушительность размещенных между ними колоннад. Впечатление мощи усилено укрупнением масштабов. С этой же целью колоннады сдвоены, их учащенное ритмическое расположение повышает ощущение тяжести антаблемента.
Рис.7. Усадьба – дворец Во-Ле -Виконт. 1661
4.3 Скульптура
Строгая регламентация вкусов при французском дворе не могла полностью исключить проявлений творческой жизни. Реалистические устремления в искусстве второй половины 17 в. нашли выражение в творчестве Пьера Пюже, произведения которого резко выделялись на фоне господствующего декоративного барочно-классицистического направления французской скульптуры.
Воплощением человеческого
страдания и стоического
Во второй половине XVII в. классицизм стал официальным придворным стилем, служившим прославлению монархии. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций (и прежде всего Версаля), требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Мастера стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини.[1]
Рис. 8. Франсуа Жирардон. Аполлон и нимфы. 1666 г. Версаль.
Скульптор Франсуа Жирардон
(1628-1715), пройдя в 1645 - 1650 гг. обучение в
Риме у Бернини, значительную часть жизни посвятил оформлению
Версальского парка совместно с Шарлем
Лебре ном и Андре Ленотром. Все его произведения,
великолепные по технике, соединяют в
себе черты классицизма и барокко. Х10ъНо
если у Бернини на первом плане драматичное
столкновение героев, то у Жирардона -
красивая композиция фигур. Ритм движений
его персонажей соединяет их в ясные, про
думанные ансамбли, которые очень эффектно
смотрятся с любой точки обзора.
Рис. 9. Пьер Пюже. Диоген. Фрагмент. 1692 г. Лувр, Париж
В работах Пьера Пюже
(1620— 1694), наиболее талантливого мастера
того времени, чувствуется влияние
Бернини и классицистического театра.
Скульптура «Милон Кротонский» (1682 г.), предназначенная
для Версаля, изображает античного героя,
который хвастался перед богами, что может
руками расщепить дерево. Но его ладонь
оказалась за жатой в трещине, и он, прикованный
к стволу, был растерзан львом. Всё в облике
Милона говорит о глубоком страдании —
изогнутое тело, предельно напряжённые
мускулы, запрокинутая голова и лицо с
закатившимися глазами и запёкшимися
губами. При этом композиция пре дельно
гармонична: изгибы ствола дерева и фигуры
Милона вместе образуют овал, что делает
её замкнутой и уравновешенной. Сюжетом
рельефа «Александр Македонский и Диоген»
(1б92 г.) послужила история короткой встречи
знаменитого завоевателя и нищего философа.
[3]/ В ответ на великодушное предложение
Александра выполнить любое пожелание
Диогена, он изрёк: «Отойди, ты загораживаешь
мне солнце». Эту историю Пюже превратил
в огромное многофигурное действо, в котором
помимо эффектного диалога в жестах Александра
и Диогена нашлось место и для толпы, и
для развевающихся знамён, и для архитектурной
декорации.
Французская скульптура XVII в., соединяя
в себе черты классицизма и барокко, выявила
глубокое внутреннее родство этих стилей.
На пер вый взгляд они кажутся противоположными
друг другу, а по сути представляют собой
разные пути к одной и той же цели.
Заключение
Таков был Париж 17 столетия…
И по сей день Париж – прекрасная столица Франции. Город расположен на берегах р.Сены, в 145 км от пролива Ла-Манш, в географическом центре северной части Франции. Сегодня Париж – административный, политический и промышленный центр, в нем сконцентрирована финансовая и торговая деятельность страны. Он является также центром культурной и интеллектуальной жизни Франции.
Старинный центр Парижа, компактный и в плане близкий к окружности, занимает всего 106 кв. км. Рост города происходил радиально – от о.Сите прослеживается система улиц и магистралей в форме концентрических колец, которые последовательно с 12 по 19 вв. огораживались укрепленными валами. Центральная часть Парижа окружена Большими бульварами, проложенными по линии валов, главным образом 14 в. Внешние бульвары создавались вдоль валов 18 в.
В 19 в. градостроителем бароном Жоржем Оссманом были созданы широкие, прямые главные артерии города – субширотная (с востока на запад – улицы Фобур Сен-Антуан, Сен-Антуан, Риволи и Елисейские Поля) и субмеридиональная (с севера на юг – бульвары Страсбур, Себастополь, Пале и Сен-Мишель).