Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 18:42, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение политико-правовых учений Древней Индии.
Задачами работы ставится охарактеризовать общие особенности политико-правовых учений Древнего Востока, Индии в частности.
Будут охарактеризованы две характерные для Древней Индии крупнейшие религии, брахманизм и буддизм, каждая из которых в равной степени может быть расценена и как политико-правовое учение.
Введение……………………………………………………………….……….3
Общая характеристика политико-правовых учениё Древнего Востока…...4
Государственно-правовые аспекты брахманизма………………….….....….6
Политико-правовые аспекты буддизма………………………………..……12
Брахманская наука политики…………………………………...….………..16
Заключение…………………………………………...………………………21
Список литературы………………………
Схожие черты с «Законами Ману» имеет еще один важный документ политической мысли Индии того периода – «Книга мудреца Яджнавалкьи». Она более обширна, конкретна, в ней содержится множество правовых положений, есть даже самостоятельный раздел «Судопроизводство».
Таким образом, брахманская концепция нормативного регулирования поведения людей базировалась, в основном, на философско-религиозных мифах. В понимании древних индийцев право еще не было дифференцировано от морали, религии, ритуалов, что обусловило отсутствие четкой правовой доктрины.
Напротив, государственная власть
анализировалась на более высоком
уровне обобщения, в частности были
предприняты попытки создания модели
государства через его
3 Политико-правовые аспекты буддизма
Формирование крупных государств сопровождалось изживанием родоплеменной организации и идеологии. Происходили ассимиляция арийских племен, их поглощение местным населением, а также взаимопроникновение культур. В религиозно-философском плане это нашло отражение в еретических, антибрахманистских течениях, крупнейшим из которых был буддизм.
Возникновение буддизма легенды связывают с деятельностью Сиддхартхи Гаутамы или Шакья Муни (563-483 гг до н.э.), прозванного Буддой просветленным. Его учение зафиксировали буддийские каноны «Дхаммапада» («Стезя закона»), «Трипитака» («Три корзины» – название, видимо, произошло от того, что тексты канона были тематически разделены на три части) и др.
Сиддхартха был принцем
Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания11. Будда предлагает путь, открытый для каждого человека – освобождение от желаний и страстей, спокойное, философски-созерцательное отношение к бренному миру, самоуглубление и достижение нирваны (состояние абсолютного совершенства и успокоения).
Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину – сангху (такое же название носили и своеобразные республики в Древней Индии). В раннем буддизме существовали две системы религиозно-моральных предписаний: одна – для членов монашеской общины, другая – для мирян, однако правила для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии.
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Монахи не могли иметь собственности, кроме желтой одежды и чаши для подаяний, не полагалось добывать пропитание трудом, а надлежало жить только милостыней. Вся энергия членов сангхи должна была направляться только на внутреннее самосовершенствование.
Жизнь членов сангхи регулировалась сводом этико-правовых норм «Пратимокша». Дважды в месяц все члены общины коллективно читали «Пратимокшу» и публично заявляли о своих прегрешениях. Община решала, подвергнуть ли провинившегося наказанию и какому именно.
В целом, буддизму присуща тенденция к ограничению роли и масштабов наказания, что отчетливо проявляется в своде буддийского канона «Дхаммападе». Специально подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины.
Традиционно-теологическому брахманистскому толкованию дхармы (дхаммы) буддизм противопоставил свой, во многом рационалистический подход к этому ключевому понятию тогдашней политико-правовой мысли и идеологии в целом. В интерпретации буддистов дхарма выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон12. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Трактовка дхаммы, как и все мировоззрение раннего буддизма, пронизана проповедью гуманизма, доброго отношения к другим людям, непротивления злу злом и насилием. Будда рекомендовал благородный путь к нирване, регулируемый восемью этическими правилами-принципами: праведное воззрение, праведное стремление, праведная речь, праведное действие, праведная жизнь, праведное усилие, праведное созерцание, праведное размышление.
Будда отверг священный
характер Вед и противопоставил
им попытки рационального
Там рассказывается, что люди жили сначала счастливо, мирно, питались дикорастущим рисом. Однако запасы его стали иссякать, и дабы обеспечить каждому пропитание, было решено поделить рисовые поля. Нашелся один жадный человек, который сохранил свой собственный надел, присвоил себе и участок, принадлежащий другому, и стал его обрабатывать. Ему делали внушение, но он опять дважды пытался овладеть чужими участками, за что его и убили. Так возникли четыре зла: кража, осуждение, ложь и насилие. Почуяв неладное, люди собрались вместе и, сокрушаясь по поводу появления четырех зол, решили избрать правителя. В награду они согласились отдать ему часть своего риса.
Идея выборов проводиться здесь в отличие от других древнеиндийских источников с полной последовательностью, без всякого божественного вмешательства или одобрения. Подчеркивается мысль, что государство появилось вместе с конфликтами из-за собственности на землю, а не из-за нарушений дхармы.
С общественными неурядицами
и избранием правителя
Будда рассматривал варны как профессиональные группы, причем на первое место ставились кшатрии, а не брахманы. Брахманы подвергались суровой критике за привязанность к земным благам, роскоши, излишествам. Такой подход подрывал авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом и объективно способствовал усилению позиций кшатриев. Естественно, что кшатрийская верхушка общества охотно принимала буддизм.
Но, принимая социальное неравенство и варновый строй, Будда настаивал на том, что для духовного совершенствования и для достижения нирваны сословные различия не имеют никакого значения. Важнейшими полагались нравственные заслуги человека. Равенство людей «по рождению» было одной из первооснов буддизма.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к уравнению каст в религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Оппозиционный, антижреческий характер буддизма, его безразличие к кастам в делах веры, проповедь психологического самоутверждения человека перед лицом страданий – все это снискало ему широкую популярность среди обездоленных и неимущих.
Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. В его состав вошли многие представления, возникшие на почве общинных порядков, пережитков племенной демократии и патриархальных традиций. Например, первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом. В книгах канона нередко звучит осуждение правителей, поправших древние обычаи из-за корыстных вожделений. Буддийские притчи сохранили также рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливостью правителей, забивает до смерти дворцового жреца, а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не призывали, однако, к активной борьбе с несправедливостью13.
Буддизм возник в эпоху образования крупных государств в долине Ганга и показательно, что наличие централизованной власти считалось в новом учении важным условием «защиты морали». Именно в этой системе впервые в индийской традиции сложилось представление о сильном правителе, «вращающем колесо праведного могущества» – чакравартине. Когда Будда рисовал картину идеального общества и государства, он указывал на развитое и хорошо организованное хозяйство, поддерживаемое централизованной властью. Царю вменялось в обязанность снабжать земледельцев зерном, помогать скотоводам, оказывать финансовую поддержку купцам.
Впоследствии буддизм претерпел значительные изменения. В нем усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян.
Светские правители, в свою очередь, начинают использовать учение в борьбе против засилья жречества и стремятся приспособить буддистские догматы к официальной идеологии. Процесс сближения буддистского учения с официальной идеологией достигает апогея в III в. до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурьев, перешел в буддийскую веру.
4 Брахманская наука политики
Особого внимания заслуживает выдающееся политическое произведение Древней Индии, своего рода энциклопедия политического искусства – «Артхашастра, или Наука политики». Книга содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества и является настоящей энциклопедией политической и экономической жизни страны своей эпохи.
Точный перевод книги с санскрита на русский язык означает: «Наука о государственном устройстве, управлении и его пользе». Такой перевод можно назвать наиболее точным, представляющим собой одно из удачных и ярких определений политической науки.
«Артхашастра» приписывается мудрому брахману Каутилье (известному также под именем Чанакья), влиятельному советнику и министру Чандрагупты I (IV-III вв. до н.э.). По данным современной науки, она оформлялась на протяжении длительного времени между первыми веками до нашей эры и первыми веками нашей эры, суммируя и критически воспринимая все то, что было создано до нее древними мыслителями Индии.
Произведение Каутильи состоит из 15 книг и посвящено различным вопросам теории государства и политики. «Артхашастра» не столько отражает государственный строй какой-то конкретной страны, сколько рисует некое идеальное государство, представление о котором сложилось в умах ряда мыслителей, сделавших политику объектом своих рациональных и логически последовательных изысканий. Не случайно, что текст построен в рекомендательной форме.
В «Артхашастре» обосновано положение о том, что «учение о государственном управлении» – является одной из важнейших (после философии и учения о хозяйстве) системообразующих и самостоятельных наук. «Наука о государственном управлении – средство для обладания тем, чем не обладали, для сохранения приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро. С нею связаны все мирские дела»14.
В «Артхашастре», наряду с признанием того, что “закон основан на истине”, явное предпочтение отдается практической пользе «артхе» и обусловленным ею политическим мероприятиям и административно-властным установлениям. Именно полезность выступает в этом исследовании в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной, карающей власти и целям сохранения существующей социальной системы.
На первый план выдвинута идея сильной централизованной царской власти. Государь предстает здесь неограниченным самодержавным правителем. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.
В разделе, посвященном основам государства, сказано: «Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники». Очень подробно характеризуется «идеал государя». С точки зрения качеств, привлекающих к нему людей он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, не иметь в своем окружении лиц негодных. Ему должны быть свойственны такие качества ума, как любознательность, способность учиться, познавать, размышлять о поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину. Его деятельность должны отличать следующие положительные качества: красноречие, находчивость, умение воздавать за добро и зло, дальновидность, быть искусным при выборе мира и войны, а также быть свободным от страстей, гнева, жадности, рассеянности, наклонности к клевете. В разделе содержится предупреждение: царь, не имеющий положительных качеств, погибает от своих подданных или врагов.
Большое значение придается совещаниям, которые проводит царь. Совещание должно быть закрытым, «из которого не истекают разговоры, куда не могут заглянуть и птицы». Перечисляются следующие пять элементов совещания: способ приступа к делам, наличие достаточного числа людей и материалов, определение времени и места, противодействие неудачам, счастливое завершение дела.