Постмодернизм в изобразительном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры, анализ постмодернистской теории и практики.
Задачи:
• Обобщить результаты и выводы научных трудов о постмодернизме как направлении в искусстве;
• Из собранного материала обозначить:
- Единое определение постмодернизма;
- Истоки направления;
- Темы и задачи;
• Выявить новые направления в современном изобразительном искусстве, родившиеся из постмодернизма;
• Описать современное состояние постмодернизма.

Содержание работы

Глава 1. Определение постмодернизма ________________________________________ 5
1.1. Основные положения и принципы постмодернизма в искусстве, его цели и задачи 5
1.2 История возникновения направления, его истоки_____________________________ 14
1.3 Диалог с традицией______________________________________________________ 21
1.4 Критика постмодернизма_________________________________________________ 26
Глава 2. Постмодернизм в изобразительном искусстве США и Европы _____________ 30
2.1 Конец модернизма как формальной специализации __________________________ 30
2.2 Мультимедийное искусство ______________________________________________ 30
2.3 Концептуализм _________________________________________________________ 34
Заключение _______________________________________________________________ 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 43 группа Романова Алина.doc

— 8.71 Мб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Факультет искусств

Кафедра ИЗО и МП

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Постмодернизм в изобразительном искусстве

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка

4курса, дневного отделения

специальности графический дизайн,

43 группы

Романова Алина Сергеевна

Научный руководитель:

Гурьянова Галина Геннадьевна

доцент, кандидат исторических наук

 

Оценка_______________

 

«19» декабря 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2013 г.

Содержание

Введение _________________________________________________________________     3

Глава 1. Определение постмодернизма ________________________________________     5

1.1. Основные положения и принципы  постмодернизма в искусстве, его цели и задачи     5

1.2 История возникновения направления, его истоки_____________________________   14

1.3 Диалог с традицией______________________________________________________   21

1.4 Критика постмодернизма_________________________________________________   26

Глава 2. Постмодернизм в изобразительном искусстве США и Европы _____________   30

2.1 Конец модернизма как формальной специализации __________________________    30

2.2 Мультимедийное искусство ______________________________________________    30

2.3 Концептуализм _________________________________________________________   34

Заключение _______________________________________________________________   38

Список информационных источников _________________________________________   40

Приложение 1 _____________________________________________________________   41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность избранной темы.

    Постмодернизм  – достаточно молодое направление  в живописи, его появление относят  ко второй половине 20 века. Многие  ученые и сегодня не считают его самостоятельным, относя его к модернизму и авангарду. Другие же видят в постмодернизме базу, на которой развивается современное искусство. Подобные разногласия являются причиной того, что на данный момент единого определения постмодернизма не существует, поэтому эта тема и сегодня открыта для изучения и нуждается, по меньшей мере, в обобщении того материала, который есть по ней на данный момент.

    Понятно, что  постмодернизм не интересен своими  выводами («консервативными» или  «прогрессивными»). Его тексты не поддаются обобщению: наиболее удачные среди них относятся к области деконструкции, не дающей позитивной программы. Область постмодернистической философии – это некое утопическое пространство эксперимента: в этом её сила и её слабость, поскольку от утопии до идеологии, как известно – всего один шаг.

    Степень изученности  темы.

    Среди русскоязычной  литературы тяжело найти издание, которое содержало бы в себе  подробное описание постмодернизма, его истоки, влияние на современную  живопись и искусство в целом. Различные определения постмодернизма в различных трактовках встречаются в энциклопедиях современного искусства. На западе тема постмодернизма в искусстве получила широкое изучение. Это труды Джона Барта, Уэсли Харда, Кристофера Виткома, Крейга Оуенса, Жана-Франуса Лиотара, Зигмунта Баумана и других. Тем не менее, у каждого – свой взгляд на понимание постмодернизма, что серьезно осложняет изучение данной темы.

     Понятие постмодернизм  выступает наследником целого  ряда направлений в современном искусстве от романтизма до кубизма и сюрреализма. Постмодернизм (если он вообще существует как отдельная эпоха истории искусства) должен рассматриваться, в том числе и как продолжение модернизма (с его сложной диалектикой консервативного и неконсервативного начал), продолжение классической и неклассической философии. Только в этой перспективе, по моему убеждению, возможно подлинное понимание постмодернизма.

    Цель работы:

выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры, анализ постмодернистской теории и практики.

    Задачи:

 • Обобщить результаты и  выводы научных трудов о постмодернизме  как направлении в искусстве;

 • Из собранного материала  обозначить:

- Единое определение постмодернизма;

- Истоки направления;

- Темы и задачи;

 • Выявить новые направления  в современном изобразительном  искусстве, родившиеся из постмодернизма;

 • Описать современное состояние постмодернизма.

    Объектом работы являются  труды и научные работы об изобразительном искусстве конца XX в. – нач. XXI в., которым приписывают черты постмодернизма.

    Предметом работы являются  ключевые особенности постмодернизма, его задачи, направления, порождаемые  им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТМОДЕРНИЗМА

 

    1. Основные положения и принципы постмодернизма в искусстве, его цели и задачи.

 

    Постмодернизм — понятие, обозначающее структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века; он употребляется как для характеристики комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи.

    В настоящее  время существует ряд концепций постмодернизма как феномена культуры, которые подчас носят взаимоисключающий характер:

    Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман  трактуют постмодернизм как итог  политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества.

    В трактовке  Умберто Эко постмодернизм в  широком понимании — это механизм  смены одной культурной эпохи  другой, который всякий раз приходит  на смену модернизму. Цитата по Умберто Эко: «Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».

    Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность».

    По Г. Хоффману, Р. Кунову, постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве, художественный стиль, означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма.

    По мнению же X. Летена и С.Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

    Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас ).

   

    Впоследствии  постмодернизм стал осмысливаться  как выражение «духа времени»  как мировоззрение, концептуализированное  в широком спектре философских, культурологических, литературо и  искусствоведческих теорий и  выражающее основные тенденции, идейные установки и ценностные ориентиры общества, достигшего определённого уровня развития. И. Ильин полагает, с чем вполне можно согласиться, что постмодернизм – одна из тенденций и возможностей эволюции социального и культурного мира .

     Интерес к  философии постмодернизма в российском обществе возникает в 90-е годы, поэтому его можно назвать запоздалым. Это обусловлено тем, что издательство и перевод литературы, связываемой с этим направлением, появляется только в последние годы. Когда на Западе заговорили о конце постмодернизма, в русской философии постмодернистские дискурсы не успели стать не только основными, но даже популярными.

    Отношение к  постмодернизму в современной  российской философии противоречиво. Большинство философов признают  постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, «декадентство», «историческую немощь», усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем.1 Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость.

    Отношение к постмодернизму у многих философов и искусствоведов достаточно жесткое и негативное. Его оценивают как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «химеру», «повседневный апокалипсис», «гипермодернистскую агрессию», «фантасциентем», «прогресс к смерти»; постмодернисты – «настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности...» и т.д.2 «Постмодернизм – это философия, презирающая всякую философию; это безудержность интерпретаций в надежде исчерпать их до конца; это мистика без сверхъестественного; это религия в отсутствие Бога; это антибогословие, которое хочет довраться до правды; это опустошение шумом, чтобы освободить место для сакрального; это оглушенность тишиной, в ожидании, когда ангелы вострубят; это бегство от божества, чтобы вовремя оказаться в точке Встречи; это праздник Апокалипсиса, который всегда с тобой…». 3

    Сторонники такого взгляда на постмодернизм не воспринимают его как серьезную попытку создать нечто новое по отношению к академической философии. Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности, с ее настроением «конца истории», когда все уже высказано до конца и исчезла почва для новых, оригинальных идей.

     Другими философами постмодернизм воспринимается как определенное умонастроение периода кризиса. Постмодернизм рассматривают как современную историческую эпоху культуры, которая в широком смысле понимается как «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций»4, как иная форма культурного сознания. В этом определении постмодернизма усматриваются попытки установить его связь с предшествующими философскими направлениями. Например, идея Н.С.Автономовой о преемственности постмодернизмом сначала романтизма конца XVIII начала XIX в., затем модернизма главенствовавшего в культуре в конце XIX – начале XX вв. Действительно, для этого есть основания, поскольку основные проблемы постмодернизма и его своеобразный нигилизм можно обнаружить в философских учениях, начиная с античности и вплоть до западноевропейского иррационализма ХIХ-ХХ вв.

    Философ видит положительное значение постмодернизма в «сдерживании поспешного, иллюзорного синтезирования», в «оттачивании чувствительности к жизненному и культурному разнообразию», в «развитии в себе возможности существования без каких-либо предустановленных гарантий».

 

    Философ И.И.Евлампиев определяет постмодернизм как ближайшего преемника и наследника позитивизма, с которым его объединяет культ поверхности, воинствующее неприятие трансцендентного в человеке, в культуре, в каждом элементе бытия. С точки зрения Евлампиева, постмодернизм имеет две основные характеристики, отличающие его от философии модернизма. Во-первых, постмодернизм категорически отрицает метафизику, оценивая ее как «возможную форму единообразия», поскольку все эмпирическое бытие зависит от Абсолюта, реализующего свою волю через социальные и политические структуры. Постмодернизм отрицает цельность бытия не только в сфере материальной жизни человека, но и в духовной, поскольку «высшая» духовность предполагает принципиальное неравенство людей по степени духовного развития и определенные отношения власти и подчинения. Поэтому постмодернизм поддерживает демократическую массовую культуру. Во-вторых, представители постмодернизма полагают, что время великих авторов ушло и современное творчество представляет собой модификацию уже созданного, игру с ними.

    Существует определение постмодернизма как мифологемы общемировоззренческого порядка. Сутью мифологемы является крушение надежд человека на свою бесконечную мощь и власть. В основе лежит идейная традиция - генетической связь модернизма и постмодернизма, в русле которой вызревала теория постмодернистского миросозерцания у Ж. Батайя, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотара и Ж. Деррида. Глубинное, типологическое родство, базирующееся на идее тотального и революционного разрыва со всем старым миром и его историей, объединяет модернизм и постмодернизм. По мнению Ю.В.Давыдова, постмодернизм основал свое миросозерцание на двух принципиальных идеях модернизма: «А именно - марксистской идеи скачка «из царства необходимости в царство свободы», с одной стороны, и идеи «до-», «вне-» и «сверх-современности» фрейдовского либидо, или принципа удовольствия, – с другой». 5

    Постмодернизм совершает переворот в сфере сознания человека, для более глубокого понимания сущности реального и своего «я». Явление постмодернизма по своему генезису культурологическое, поскольку первоначально возникает в сфере архитектуры, позднее – в других видах искусства.

    Если же говорить о философском понятии постмодернизма, то речь идет о деконструктивизме. Большинство определений характеризуют единый процесс отрицания исторически сложившейся культуры человечества: в искусстве – модернизма, в гуманитаристике – гуманизма, в философии – метафизики. Тем самым деконструктивизм позиционирует себя как антиискусство, антигуманизм, антифилософия.

Информация о работе Постмодернизм в изобразительном искусстве