Пушкинский театр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Театр Пушкина занимает прекрасное здание — особняк Екатерининской эпохи на Тверском бульваре. В 1980-х в здании сделали капитальный ремонт: реставраторы восстановили мраморную облицовку стен, оригинальную потолочную лепнину, орнаменты и резьбу деревянных поверхностей. Для посетителей была открыта роскошная анфилада «Пушкинских залов», погружающая зрителей в эпоху балов и дуэлей, дворянских салонов и романтических настроений.
В 2005 году была проведена еще одна модернизация: в главном зрительном зале установили новые комфортабельные кресла, обновили фойе. Вслед за этим здесь открылась экспозиция, рассказывающая об истории театра имени Пушкина.

Файлы: 1 файл

пушкинский театр.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

14 декабря 1825 г. во  время восстания декабристов  Пушкин, оставшийся в стороне  от заговора и расправы, надеялся  на изменение своей участи. Жуковский писал ему: "Ты не в чем не замешан - это правда?. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством".

Правительство Николая I искало способ обезоружить Пушкина. Для этого в Михайловское был послан тайный политический агент Бошняк для выяснения вопросов: что говорит Пушкин о правительстве, не призывает ли он крестьян к возмущению. Но не найдя нужных аргументов для обвинения, правительство решило иначе. В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I.

1.5. После  ссылки. Конец 20-х годов

8 сентября 1826 г. Пушкин  прибыл в Москву в этот же  день был представлен Николаю  I. Результаты этого свидания были  следующие: Пушкин получил свободу  передвижения, произведения его поступали на разрешение самому Николаю I, а посредником назначался шеф жандармов Бенкендорф.

Приехав в Москву Пушкину  пришлось испытать несколько разочарований. В сентябре возникло дело о распространении  в списках стихов из "Андрея Шинье", истолкованных как стихи о событиях 14 декабря. Пушкина допрашивали, требовали объяснений. Дело закончилось только в июле 1828 года.

В ноябре 1826 г. Пушкин вернулся из Москвы в Михайловское, получив  задание от Николая написать записку  о народном воспитании. Исполнение требования должно было носить характер политического экзамена Пушкина. Он написал записку уклончиво, стараясь удовлетворить требованиям Николая и в то же время не противоречить себе. На записку была наложена резолюция, сообщенная Пушкину Бенкендорфом. Этой резолюцией Пушкин был признан не выдержавшим испытание.

После публичного чтения "Бориса Годунова" Пушкину был  разъяснен смысл решения о  царской цензуре. Ему было указано, что он лишается права печатать что  либо на общих основаниях, и все  его произведения в обязательном порядке изымаются из ведения общей цензуры и представляются на рассмотрение Николаю через Бенкендорфа.

Политика правительства  по отношению к Пушкину диктовалась  стремлением привлечь его на свою сторону и употребить в качестве глашатая казенных идей.

С 1827 года Пушкин ведет  праздную жизнь, задумывается над устройством  семейной жизни. В 1828 году он делает попытку  вступить в брак с Анной Олениной. Попытка эта расстроилась по вине самого Пушкина. В эти годы выходят  в печать многие его произведения. В это время он пишет неоконченный роман "Арап Петра Великого", продолжает писать "Евгения Онегина", в короткое время пишет поэму "Полтава".

Тогда же он подвергается литературно-журнальной критике. Во время, когда Пушкин писал "Полтаву", началось новое дело. До правительства дошла "Гавриилиада", начались поиски автора этой "безбожной поэмы". Началось следствие, которому подвергся Пушкин, но он отрекался от авторства в письменном виде. В конце концов, он послал царю какое-то письмо, после чего дело было прекращено, но у Пушкина появились новые обязанности перед правительством.

В 1829 году Пушкин приезжает  из Петербурга в Москву и сватается  к Наталье Николаевне Гончаровой, на что получает отказ. После Пушкин уезжает на Кавказ, вопреки отказу Николая I. Свою поездку на Кавказ Пушкин описывает в "Путешествии в Арзрум". Пушкин едет на Кавказ из-за желания участвовать в Турецкой войне, но по большей степени из-за друзей-товарищей, служивших в то время там.

Возвращение Пушкина  с Кавказа было принято с величайшим раздражением, Николай I требовал объяснений. В конце 20-х гг. Пушкин ведет постоянные схватки с Булгариным. В апреле 1830 года Пушкин делает новое предложение Наталье Гончаровой и на этот раз оно было принято. В семье Гончаровых было потребованно от Пушкина официальное удостоверение от Бенкендорфа, что он не находится под полицейским надзором. Также их интересовало материальное благо Пушкина. Его отцом ему была передана часть нижегородского имения - деревня Кистеневка, находившаяся недалеко от принадлежавшему Сергею Львовичу села Болдина.

1 сентября 1830 года Пушкин  уехал в Болдино, предварительно  поругавшись с матерью Гончаровой, после чего вопрос о браке  остался открытым.

1.6. Болдинская  осень (1930 год)

В Болдино Пушкин очень  плодотворно поработал. Он написал около четырех сот стихов, 8-ю, 9-ю и 10-ю главы "Евгения Онегина" но последняя сгорает. Также он пишет в Болдино около 30 мелких стихов, 5 повестей прозою, несколько драматических сцен. Работа в Болдино замыкает целый период творчества Пушкина. Пушкин пишет прозу, пишет много критических и публицистических статей. Основная работа в Болдино заключалась в маленьких трагедиях, связанных с драматургическими опытами Пушкина.

Пребывание в Болдино  имело еще результат, важный для  дальнейшей биографии Пушкина. Здесь он убедился в разоренности и запущенности имения. Он увидел, что будущее его не связано с поместьем. Стать помещиком ему не удалось бы, да он и не чувствовал к этому призвание. Болдино не могло давать доходы. Будущее Пушкина заключалось в том, что он был "грамотей и стихотворец". Само Болдино было для него местом творчества, а не помещичьих забот.

Здесь, в Болдине, он много  написал критических и публицистических статей, которые имели уже характер подведения итогов пройденному. Отвечая  своим противникам, Пушкин сделал обзор собственного творчества. Большая часть его заметок о собственных произведениях относится именно к болдинской осени (1830 год). Здесь, в Болдине, он исчерпал все литературные замыслы прошлого и, выезжая отсюда, был готов начать новую жизнь как в личном, так и в литературном отношении.

1.7. Творчество 1830-х гг. Последние годы жизни

По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Свадьба состоялась 18 февраля 1831 года в Москве, но впоследствии Пушкины  жили в Петербурге. В период между Москвой и непосредственно Петербургом они жили в Царском Селе, где Пушкин с помощью Жуковского мог наладить личные отношения в правительстве. А Николай I пожелал видеть жену Пушкина в качестве украшения его придворных балов.

Тогда же, в 1831 году, Пушкин поднимал вопрос о разрешении издавать политический орган. Разрешение было дано только в июле 1832 года, но Пушкин им не воспользовался. Летом 1831 года роман "Евгений Онегин" получил окончательную отделку, "Борис Годунов" не пользовался успехом. В этот период Пушкин задумывает "Дубровского" и "Историю Пугачева".

Собирая материал для "Истории Пугачева" и ездя на места сражения, Пушкин в октябре возвращается в Болдино  и проводит там до половины ноября. Это была вторая болдинская осень. Там он закончил "Историю Пугачева", написал "Медный всадник", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Сказку о мертвой царевне" и много стихотворений. К этому же времени относится работа над "Пиковой дамой".

В личной жизни Пушкина  произошли новые изменения. В  конце декабря 1833 года Пушкин был пожалован Николаем I в камер-юнкеры при дворе, что Пушкин воспринял как оскорбление. Его отрицательное восприятие этой должности привело еще к одному конфликту с Николаем I, было угодно то, что жена Пушкина танцевала в Аничкове.

В это время у Пушкина  были материальные затруднения, должность  при дворе не давала спокойно работать, а переиздание его произведений не приносило больших доходов. К  тому же в мае 1832 года у Пушкиных родилась дочь Мария, а в июле 1833 года - сын Александр, позднее, 1835 году родится сын Григорий и 1836 году - дочь Наталья.

В Петербурге жили сами Пушкины  и две сестры жены. Для того, чтобы  содержать такую большую семью  и давать ей возможность вести  широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает  к займу, и залогам драгоценностей. Долг у него составлял 60 тыс. рублей, и ему пришлось прибегнуть к помощи государства, чем он оказался окончательно привязан ко двору.

В марте 1836 года умерла мать Пушкина, оставив в наследство Михайловское, дележ которого дотянулся до смерти Пушкина. В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против. По двору ходили мерзкие сплетни и Пушкину было прислано анонимное письмо, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I. Пушкин заподозрил в авторе этого письме Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль Дантеса. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. По настоянию Пушкина Дантес женился на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой.

Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшимся в доме Идалии Полетики, лично ненавидевшей Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну, но вместо него вызов принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Глава 2. А.С. Пушкин и театр

- Да, «Пушкин - наше  всё» (известное выражение Аполлона  Григорьева, - В.Я.), в том числе и театр. Но именно в том числе. Первая премьера «Бориса Годунова» состоялась только в 1870 году, при жизни ставились лишь «Маленькие трагедии». Но и потом великая драматургия Пушкина разъезжается с репертуаром русского театра, и это несмыкание продолжается вплоть до ХХ века. Но и там все непросто. Не открыл Пушкина-драматурга и даже потерпел фиаско на Пушкине Станиславский в своем МХТ, это - факт. Не справились с ним Мейерхольд и Таиров, хотя оба работали и работали упорно, - один над «Борисом Годуновым», другой над «Евгением Онегиным». Было несколько значительных спектаклей, таких как «Борис Годунов» в постановке Юрия Любимова, но по сути формирование именно театра Пушкина началось лишь в 90-е годы ХХ века.

А.С.Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу, особенно в поэзию, возможно, ему просто не хватило времени, чтобы вплотную заняться драматургией.

В чем же специфика  пушкинского театра? Чепуров называет несколько его качеств. Пушкин, по его мнению, постулировал крайне условный театр, некое «условное неправдоподобие». Пушкин уже тогда, задолго до всех, использовал принцип «отстраненности», который потом лег в основу творческого метода театральной системы Брехта. Пушкин заложил новую пространственную модель театра.  И - Пушкин предпринял первую попытку создания философского театра в России.

Конечно, все эти новации  просто не могли вписаться ни в  какие репертуары реальных русских театров, понадобилось дожить до конца ХХ века. С 1991 по 2012 год поставлено 160 пушкинских спектаклей, - это гигантский резонанс. Только в 1999 году, т.е. в год 200-летия Поэта, 35 спектаклей. И это огромное достижение Пушкинского театрального фестиваля. Русский театр приступил к созданию театрального собрания сочинений Пушкина и, более того, - к экспериментальному, т.е. методом театра, исследованию Пушкина. Родился новый жанр - сценическое исследование. Итог значителен. Но главное достоинство Пушкинского фестиваля - в непрерывном, постоянном процессе осмысления театра Пушкина как некой очень важной части и формы российского самосознания.

Важно, что в эту  панораму включилась проза Пушкина, началась драматургия «странных  сближений». Пушкинские сюжеты стали составляться в некий сверхсюжет его мировоззрения, идеологии, эстетических требований. Возникли параллели с Шекспиром, с Европой, Пушкин оказался вовлечен в драматургию истории и все больше становился нашим всем.

В распоряжении театрального режиссера имеются только "Борис Годунов" (1825) и "Маленькие трагедии" (1830), а также 2 незаконченные работы - "Русалка" (1832) и "Сцены из рыцарских времен" (1835).

Однако эту несправедливость по отношению к великому поэту  исправили русские композиторы и либреттисты. Особенно П.И.Чайковский.

Первой его оперой, написанной на сюжет пушкинских произведений, стала опера "Евгений Онегин" (1878), впервые поставленная в марте 1879 г. в Московской консерваториии.

Далее следует опера "Мазепа" (1883). Композитор, испытывая пиетет к гениальному поэту, в то же время, отнюдь не буквально следует литературному первоисточнику. Впрочем, это - общее правило, подтверждаемое всей историей жанра: талантливые либретто, написанные на материале литературных произведений, весьма значительно изменяют их сюжет.

В начале 1888 г. Модест Ильич  Чайковский принялся за работу над  либретто оперы "Пиковая дама", а Петр Ильич Чайковский, прочитав его уже в конце 1889, увлекся  им и написал музыку. 3 марта 1890 г. "Пиковая дама" была закончена, а премьера ее состоялась 7 декабря 1890 г. в Мариинском театре.

Эстафету принял Н.А.Римский-Корсаков. Увлекаясь больше сказочными образами, нежели трагедийными, он пишет оперы  по сказкам Пушкина: "Сказка о  царе Салтане" (1900) и сатирическую оперу "Золотой петушок" (1907) (либретто написал его друг В.И.Бельский), которая оказалась последней большой работой композитора.

Кроме того, М.И.Глинка пишет  оперу "Руслан и Людмила" (1842), а  М.П.Мусоргский, воспользовавшись уже  готовым для театра текстом, пишет оперу "Борис Годунов" (1869).

Одно из самых удачных  воплощений поэзии Пушкина в русской  музыке 20 века мы находим у Г.Свиридова  в хоровом цикле "Пушкинский венок". В 1934 г. в Ленинграде был поставлен  балет композитора Б.Асафьева "Бахчисарайский фонтан" по одноименной поэме Пушкина. Спустя 15 лет, к 150-летию со дня рождения поэта, была осуществлена постановка балета Р.Глиэра "Медный всадник", созданного по другой поэме Пушкина.

Пушкин о  театре

Мы с детства знаем  строчки из "Евгения Онегина", посвященные прекрасному искусству балета:

Информация о работе Пушкинский театр