Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:16, реферат
Театр Пушкина занимает прекрасное здание — особняк Екатерининской эпохи на Тверском бульваре. В 1980-х в здании сделали капитальный ремонт: реставраторы восстановили мраморную облицовку стен, оригинальную потолочную лепнину, орнаменты и резьбу деревянных поверхностей. Для посетителей была открыта роскошная анфилада «Пушкинских залов», погружающая зрителей в эпоху балов и дуэлей, дворянских салонов и романтических настроений.
В 2005 году была проведена еще одна модернизация: в главном зрительном зале установили новые комфортабельные кресла, обновили фойе. Вслед за этим здесь открылась экспозиция, рассказывающая об истории театра имени Пушкина.
Николай Константинович Прокопович, народный артист РФ, в Театр имени Пушкина пришел, закончив Школу-Студию при Камерном театре, и проработал здесь 34 года! Острохарактерный артист, наделенным сценическим обаянием, тонко чувствовавший жанр, Прокопович, будучи еще совсем молодым артистом, замечательно преобразился в деда Щукаря в спектакле «Поднятая целина». Эту роль он, наряду с участием в спектакле Дикого «Тени», считал для себя самой важной.
При Толмазове в Пушкинском театре работали интересные молодые режиссеры - Светлана Врагова (”Пятый десяток” А. Белинского (1978 г.) и ”Ждем человека” Р. Солнцева (1979 г.) и Алексей Говорухо. Молодого режиссера, недавно закончившего ГИТИС, пригласил в Театр имени Пушкина Борис Толмазов. Один из первых его спектаклей на сцене Пушкинского - «Невольницы» А. Островского (1972 г.) с Верой Алентовой в роли Евлалии, поставленный режиссером в комедийном ключе, - сразу вызвал большой интерес. А нашумевший спектакль “Разбойники” Ф. Шиллера (1975 г.) упрочил репутацию Алексея Говорухо как остросовременного, яркого режиссера. Напор, бешеный ритм, смелые мизансцены. Режиссер не давал шиллеровским героям времени на риторику и высокопарность. "Режиссер выбивает пьедесталы из-под всех идей и героев, но заведомо отказывается толковать их как конечные" (В. Иванов). Среди заметных спектаклей Говорухо тех лет: «Мужчины, носите мужские шляпы», А. Хмелика (1976 г.), «Жил-был Я» А. Штейна (1978 г.), "Дети солнца" М. Горького (1979 г.).
В 1979 г. Алексей Яковлевич Говорухо становится главным режиссером театра. Самым ярким спектаклем этого периода стала «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1981 г.). Главные роли блестяще сыграли вошедшие в труппу театра Александр Пороховщиков и Светлана Мизери. "В Комиссаре Светланы Мизери все исключительно, от нее как бы исходит энергия, ее облик разногранен. Незаурядный дар актрисы, ученицы Охлопкова, нуждается именно в таком, монументально-трагедийном материале" (Н. Велехова).
В этот период с
Театром имени Пушкина
С 1983 по 1987 годы главным режиссером был Борис Афанасьевич Морозов, народный артист России, заслуженный деятель искусств РФ. За пять лет Борису Морозову удалось вернуть Театру имени Пушкина популярность. Спектакли Морозова были интересно придуманы, чувства героев правдивы, мизансцены по-театральному эффектны и оригинальны. Морозов много и успешно ставил современных драматургов, сделав их пьесы основой репертуара и главной приманкой для зрителей.
Романтическая приподнятость, зрелищность и метафоричность присущи лучшим работам этого режиссера: «Мотивы» М. Ворфоломеева (1983 г.),«Луна в форточке» Р. Феденева по ранним произведениям М. Булгакова, «Я - женщина» В. Мережко (1984 г.), «День Победы среди войны» по пьесе И. Гаручавы и П. Хотяновского, повествовавшей о создании Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде (1985 г.), «Иван и Мадонна» А. Кудрявцева с замечательным артистом Георгием Бурковым в главной роли. Интересный пластический спектакль по М. Метерлинку «Обручение»(1984 г.) поставил Г. Мацкявичус.
Замечательный, талантливый, по-настоящему народный артист Георгий Бурков пришел в Театр имени Пушкина по приглашению Бориса Морозова. Он сыграл здесь всего две роли. Обаятельного проходимца Беламота в спектакле "Луна в форточке" и Ивана в спектакле "Иван и Мадонна". Его Иван - простой мужичок, среди многочисленных баек которого есть история об одной немке, у которой в войну он принимал роды, и которую потом закрыл собой от гранаты. А байка оказалась правдой, и высокая государственная награда нашла героя. Бурков играл Ивана удивительно, без пафоса и фальши. Он твердо верил в торжество добра. И помогал поверить в это зрителям.
С 1987 по 2000 годы театр возглавлял народный артист РСФСР Юрий Иванович Еремин. Обжигающая искренность его постановок всегда обращена к людям. Часто он трансформирует привычное театральное пространство, и зрители оказываются напрямую вовлечены в орбиту театрального действия. Настоящим культурным шоком стала его «Палата № 6» - один из самых популярных спектаклей конца 80-х. Спектакль получил большой международный резонанс, был с успехом показан на крупных театральных фестивалях во Франции, Швейцарии, Бельгии, Италии, Америке. На время спектакля сотни человек становились зачарованными соглядатаями, подглядывающими в щелки подлинный спектакль жизни: декорация этого необычного, шокирующего спектакля представляла собой грязный загон, окруженный стенами с большими щелями, сквозь которые сидевшие вокруг зрители наблюдали за происходящим. Еще одна интересная особенность этого спектакля заключалась в том, что актеры не произносили заранее написанного, фиксированного текста, это был спектакль-импровизация. "Мой спектакль рассказывает о вечном преследовании свободы человека, о том давлении, которое может быть оказано на человека не только здорового, но и исключительного" (Ю.И. Еремин).
Первые же спектакли Ю.И. Еремина в театре Пушкина – «Подонки» Я. Гловацкого (1987), «Бесы» по пьесе А. Камю, "Разбитое счастье" ("Светит, да не греет") А. Островского и Н. Соловьева (1988), «Черный монах» по А.П. Чехову, "Эти свободные бабочки" (1991), «Эрик ХIV» Стриндберга (1992),"Призраки" Э. де Филиппо (1992) вызвали большой интерес театральной публики и привлекли в театр ценителей современного концептуального театра.
"Подонки" - спектакль жесткий, жестокий, кровавый. В прямом и переносном смысле слова. Но при этом он проникнут такой любовью и заботой о париях 20 века, что вызывает одновременно содрогание и катарсис, желание немедленно прийти на помощь". (Б. Поюровский). На главную роль в спектакле "Подонки" Юрий Еремин пригласил юную выпускницу ГИТИСа Ирину Бякову. Действие спектакля происходило в колонии для малолетних преступниц, где девочки-заключенные разыгрывали перед заезжей киногруппой любительский спектакль "Золушка". Но не было в нем Золушки и не было счастливого конца - была Замарашка, у которой отняли право на праздник. Замарашка Ирины Бяковой поражала своей недетской внутренней силой - подранок, из последних сил пытающийся отстоять себя, защитить то доброе и человеческое, что еще хранила душа.
Следующей работой Бяковой стала роль Ольги в спектакле "Разбитое счастье" - доверчивая, простая девушка, полюбившая любовью глубокой, бесхитростной, чуждой уловок. "В спектакле "Разбитое счастье" не хочется делить актеров по степени значимости ролей, потому что у Ю.И. Еремина прекрасно играют все, начиная с В. Алентовой - обворожительно-холодной Реневой". (Н. Балашова).
Народный артист России Валерий Баринов, пришедший в театр Пушкина по приглашению Еремина, проработал с 1988 по 1991 г., играя ведущие роли в спектаклях: "Палата №6", "Разбитое счастье"(Рабачев), "Бесы" (Шатов), "Новое московское преступление" (Белоцветов), "Пациентка" (Доктор Фельдман), "Я - женщина" (Владимир Юрьевич), "Крик" (Бобков), "Дубровский" (Троекуров), "Любовь под вязами" (Кэббот), "Черный монах" (Монах)."Именно Еремин научил меня понимать, что же стоит за текстом, что в нем недосказано. Я открыл для себя подводную часть театра, которая интереснее всего остального и которая захватывает умного зрителя" (В. Баринов о работе с Ю. Ереминым).
В спектакле "Бесы" по пьесе А. Камю "Одержимые" кроме ведущих артистов театра Пушкина – А. Ташкова (Верховенский), В. Баринова (Шатов), С. Мизери (Варвара Петровна), И. Бяковой (Даша), Н. Николаевой (Лебядкина) – были заняты актеры из других театров – Георгий Тараторкин (театр Моссовета) сыграл Ставрогина, а Николай Пастухов (театр Советской Армии) – отца Тихона. Художник Валерий Фомин создал для спектакля декорацию, где на глазах зрителей происходило буквальное разрушение "культурного слоя" эпохи - от уютной красоты и гармонии "Дворянского гнезда" к космическому хаосу, холоду и мраку. Верховенский Андрея Ташкова - это не просто мини-диктатор, для которого жизнь другого - ступенька к будущей власти. Его Верховенский - одержимый диктатор, искренне и истово верящий в то, что сила насилия - самая мощная в мире. Ставрогин Георгия Тараторкина - человек, понявший, что жизнь с опустошенной душой бессмысленна, который, имея все материальные блага, мучается собственным несовершенством и греховностью.
"Режиссерское прозрение Еремина в том, что он собрал людей одной творческой группы крови. Сам будучи создателем, сочинителем спектакля, Еремин сохранил в нем ярчайшие актерские работы - благодаря своей вере в актеров и любви к ним." (Г. Тараторкин о спектакле). Удачей спектакля стал и образ Степана Трофимовича в исполнении Андрея Майорова - сложная, противоречивая, а в сущности достойная жалости фигура человека, когда-то подававшего надежды, а кончающего дни приживалом в доме властной генеральши. В "Эрике XIV" Еремину понадобился пожарный занавес, актеры работали у самого края сцены - режиссеру необходимо было показать актеров наиболее близко к зрителю.
Эрик Виктора Гвоздицкого - человек с изломанной душой, все изгибы которой проявляются внешне - от скользящей походки на носках, всегда чуть боком, до внутренней готовности мгновенных переходов от гнева к милости, от грубости к ласке, от замкнутости к абсолютной раскрытости.
Гоголевский "Ревизор" (1995) в постановке Ю. Еремина опять удивил своей злободневностью. Еремин выстроил своего "Ревизора" не по бытовой, а по мистической канве. Первое появление Хлестакова-Гвоздицкого - грубо орущее, ногами стучащее, из-под пола вылезающее существо. Дьявол? Нет, просто из другого мира, который ничего не имеет общего ни с нарядами Анны Андреевны, ни с весело фыркающим над тазом Городничим, ни с хлебом-солью безобидных обывателей. "А. Пороховщиков сыграл Городничего, как отца родного, своего в доску распределителя, который живет сам и дает жить другим" (Л. Лебедина). "Гвоздицкий гениально сыграл Хлестакова - человека с патологией, шизика - и поразил рискованными трюками". (О. Феденков).
В "Повестях Белкина" (1997) Еремин намеренно ушел от попыток сделать прозаические шедевры Пушкина драмами - весь текст, включая диалоги, читает один актер. Четыре моноспектакля: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик" и "Станционный смотритель" превратились в беседу за чаем, когда случайно сошедшиеся вместе и вынужденные ждать незнакомые люди никуда не торопятся, и потому с удовольствием слушают и с удовольствием рассказывают сами.
Приход Игоря Бочкина в 1996 году в Пушкинский театр стал значительным приобретением для театральной Москвы. Тот тип героя, которого выводит на сцену Бочкин, - активный, решительный "крепкий мужик", человек поступка, а не размышления - жизненно необходим театру. Бочкин начинал с "Террористов" (по мотивам пьесы А. Камю в постановке Ю. Еремина), с роли максималиста, фанатика идеи, главного исполнителя теракта Янека. В"Варшавской мелодии" (режиссер В. Гульченко, 1996) его Виктор - человек уверенный и счастливый, осознающий свою силу и наивно верящий в торжество справедливости. Влюбляясь в Гелену, он не стремится ее очаровать. В его простодушии и открытости столько силы и покоя, что не полюбить его, кажется, невозможно. И каким страшным поражением становится для этого железного героя необходимость смириться, отступить! В "Царе Эдипе"(режиссер Ю. Еремин, 1999) Эдип-Бочкин - современный, очень страстный человек, которого угнетает страшное знание и неизбежность развязки, но в то же время в нем жива сумасшедшая надежда на благополучный исход. В спектакле Дмитрия Астрахана "Леди на день" (2000) Бочкин сыграл обаятельного и ловкого мошенника Дэйва, способного претворить в жизнь любую сумасбродную идею. Его Дэйв - из тех редких людей, кому безоговорочно верят, кто способен перевернуть весь мир, не задумываясь о последствиях.
В апреле 2001 года художественным руководителем Театра им. Пушкина стал заслуженный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ Роман Ефимович Козак. Его основная политика — приглашение режиссеров высокого уровня. «На большой сцене будут ставить маститые режиссеры, а на малой — молодые… Филиал должен стать полигоном для опытов, проб и ошибок. А на большой сцене надо попытаться сделать театральное событие со звездами и известными режиссерами» («Время новостей», 15 октября 2001 г.).
"Академия смеха" по пьесе К. Митани (2001) - первая работа Романа Козака в новом качестве - главного режиссера и художественного руководителя. Спектакль получил театральную премию "Чайка", номинацию на Государственную премию России и номинацию на всероссийскую театральную премию "Золотая маска". Несмотря на скрытый трагизм пьесы, виртуознейшая игра Андрея Панина и Николая Фоменко оказалась подлинной академией смеха, демонстрирующей все способы рассмешить публику. "В этой работе Козака есть изобретательность, вкус и точное чувство стиля. На зрителя обрушивается поток импровизаций. Для каждого эпизода придумано новое пластическое решение". ("Время новостей")
Для своего спектакля "Ромео и Джульетта" (2002) Козак выбрал новый перевод пьесы Шекспира, сделанный О. Сорока. Этот современный поэтический текст не "тормозит" эмоцию, а стимулирует ее развитие, помогая актерам сохранить искренность. Молодым артистам и режиссеру удалось избежать трагической тени, которая обычно ложится на весь спектакль от того, что финал всем известен. Главные роли сыграли студенты 3-го курса Школы-студии МХАТ, ученики Романа Ефимовича - Александра Урсуляк и Сергей Лазарев. После этого спектакля приток молодежи в театр стал постоянным. "Режиссер этого и хотел - делать не мощный философский спектакль, а молодежный и заводной" ("Коммерсант").
С 2001 года, благодаря руководству Романа Козака, Театр имени Пушкина прочно занимает ведущее место в рейтинге самых популярных театров Москвы. Спектакль режиссера Кирилла Серебренникова по пьесе М. Равенхилла "Откровенные полароидные снимки" (2002) на сцене филиала театра - прекрасная театральная провокация, сделанная с вызовом и нежностью, безупречным чувством меры и стиля. Мелодраматическая история любви немолодого писателя-неудачника к юной девушке не исчерпывает спектакля Р. Козака "Черный принц" (2002), так же, как и пьесы А. Мэрдок."Актеры полностью сливаются со своими персонажами. Лучший актерский дуэт сезона - Оксана Мысина и Александр Феклистов" ("Ваш досуг"). "После того как родители увозят юную возлюбленную, Александр Феклистов на глазах стареет лет на десять и превращается из вполне привлекательного мужчины в пожилого неврастеника. Это превращение Феклистов играет столь мастерски, что его можно рассматривать как отдельный театральный аттракцион" ("Известия").