Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 11:16, реферат
Театр Пушкина занимает прекрасное здание — особняк Екатерининской эпохи на Тверском бульваре. В 1980-х в здании сделали капитальный ремонт: реставраторы восстановили мраморную облицовку стен, оригинальную потолочную лепнину, орнаменты и резьбу деревянных поверхностей. Для посетителей была открыта роскошная анфилада «Пушкинских залов», погружающая зрителей в эпоху балов и дуэлей, дворянских салонов и романтических настроений.
В 2005 году была проведена еще одна модернизация: в главном зрительном зале установили новые комфортабельные кресла, обновили фойе. Вслед за этим здесь открылась экспозиция, рассказывающая об истории театра имени Пушкина.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
А стихотворение "К молодой актрисе", может быть, менее известно, но написано с большой долей критики по отношению к актерской профессии.
Ты не наследница Клероны,
Владелец Пинда начертал;
Твой голосок, телодвиженья,
Немые взоров обращенья
Не стоят, признаюсь, похвал
И шумных плесков удивленья;
Жестокой суждено судьбой
Тебе актрисой быть дурной.
Но, Клоя, ты мила собой.
Глава 3. Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина — драматический театр, ведущий свою историю от Камерного театра А. Я. Таирова. Один из известнейших театров Москвы.
Дом №23 украшает Тверской бульвар очень давно. Самые ранние сведения об этом здании относятся ко времени императрицы Екатерины Великой. В 1779 году тайный советник князь И.А. Вяземский продал двор с домом в приходе церкви Иоанна Богослова бригадирше А.С. Дмитриевой-Мамоновой за 3300 золотых рублей. В описании особняк был назван «каменными старыми палатами». Его протяженность по фасаду была значительно короче, чем сейчас. Дом в разное время многократно перестраивали и расширяли по заказу владельцев: генерала-майора И.Ф. Дмитриева-Мамонова, затем полковника П.А. Кологривова, позднее представителей старинного рода Вырубовых. В середине XIX века фасад переделали в модном эклектическом стиле. Дворянская слава особняка к этому времени успела померкнуть.
В начале XX столетия дом купил действительный статский советник Портнов. Первый этаж он сдавал клубу циклистов (так тогда называли велосипедистов) и музыкально-драматическому кружку, а второй — частной гимназии. В 1911 году дом приобрели братья Паршины, которые, по одним источникам, стали сдавать его под квартиры, а по другим, разместили в нем бухгалтерские курсы и воинское присутствие.
В 1914 году молодой режиссер Александр Таиров искал для своего театра помещение. Вот как об этом вспоминала актриса Алиса Коонен: «…Мое внимание еще раньше привлекал здесь один особняк с красивой дверью из черного дерева. Дом казался пустынным и таинственным. По вечерам в окнах не было света. Таиров оглядел особняк и согласился, что в нем "что-то есть"». А вот слова самого режиссера: «Четыре зала, идущие анфиладой, не годятся, чтобы сделать театр… Ломать их грешно. Но есть возможность пристроить к ним небольшой зрительный зал и сцену. Само здание просто создано для театра!». В мае 1914 года начались строительные работы по проекту архитектора Н. Морозова: Паршины дали Таирову согласие на необходимые переделки. 12 декабря этого же года театр, названный Камерным, открылся спектаклем по драме древнеиндийского автора Калидасы «Сакунтала». Однако неожиданно возникли препятствия. Церковные власти возражали против того, что в непосредственной близости к Храму Иоанна Богослова будет находиться театр. С большим трудом дело было улажено.
В 1933-м Храм Иоанна Богослова был закрыт, купола и барабан разрушены. В помещении храма находились мастерские и общежитие Камерного театра, позднее мастерские Театра им. А.С. Пушкина. В 1970-х Театр Пушкина начал реставрационные работы: купола и барабан были восстановлены, фундамент и стены усилены. В 1992 году храм был возвращен РПЦ. В 1995-м здание освободили от столярных мастерских. В 2006 году была снесена стена Театра, вплотную примыкавшая к Храму Иоанна Богослова. Сейчас территория Храма восстановлена в дореволюционных границах.
Что же касается самого здания Театра, в 30-е годы вновь был поднят вопрос о его реконструкции. Оригинальный проект предложил художник и архитектор Георгий Гольц. Планировалось, что здание соединит старое помещение Камерного театра с новым. В пристройке расположатся зрительный зал на 900 мест, зрительские и сценические помещения, а старая часть преобразуется в школу-студию. Объединит их общее фойе-музей. Таиров видел проект Гольца, однако вопрос о перестройке был отложен, а затем и вовсе сошел на нет. И все-таки в 30-е годы театр был немного изменен. Перестроили фасад, которому, по проекту архитекторов К. Мельникова и братьев Стенбергов, придали простой и скромный вид.
В 1949 году Камерный театр был закрыт за «эстетство и формализм». Его реорганизовали, и с 1950 года он стал называться Московским драматическим театром им. А.С. Пушкина.
По заказу художественного руководителя Театра имени Пушкина Василия Ванина, здание театра, давно нуждавшееся в ремонте, перестроили во вкусе эпохи. В отделке появился пунцовый бархат и позолота, огромная хрустальная люстра и герб СССР над сценой. Зал и сцена стали выглядеть более традиционно. Однако фасад Театра остался практически без изменений. Жилая часть здания – квартира знаменитой актрисы Камерного театра Алисы Георгиевны Коонен была соединена с театром общим коридором, но имела отдельный вход, находилась на втором этаже здания и выходила окнами на Большую Бронную. После смерти Алисы Георгиевны в 1974 году эта часть здания была присоединена к театру и радикально перестроена. Здесь расположили Малый репетиционный зал и гримерные артистов. В конце 70-х годов была закрыта оркестровая яма театра, ставшая частью сцены.
В 1984 году после большой реставрационной работы, выполненной объединением «Союзреставрация» под руководством В. Антонова, была открыта для зрителей анфилада «Пушкинские залы». Это те самые сохранившиеся по сей день «четыре зала», о которых упоминал Таиров и которые наверняка еще «помнят» своих старых хозяев - Кологривововых и Вырубовых! Реставраторы восстановили оригинальную потолочную лепнину, мраморные стены, узор и резьбу. В одном из залов идут спектакли Театра Пушкина.
В 2005 году в зрительном зале Основной сцены Театра поменяли кресла и обновили фойе первого этажа. В 2006-м в обновленном фойе второго этажа открылась экспозиция, охватывающая период истории Театра имени А.С. Пушкина со дня основания, с 1950 по 2000 годы. Год спустя в отремонтированном фойе третьего этажа открылось продолжение экспозиции, посвященной истории Театра с 2001 года по настоящее время.
3.2. Камерный театр
Обыкновенное чудо.
«Прочтите "Тысячу и одну ночь", прочтите фантастические рассказы Гофмана, перелистайте страницы Жюля Верна, Майн Рида, Уэллса — и тогда, быть может, вы получите некоторое представление о том, как возник Камерный театр, или вернее, о том, как до последнего момента мы сами не знали, действительно ли возник он или это только горячечный бред, "каприччио" нашего театрального воображения», — так писал Александр Таиров, вдохновитель, создатель и режиссер Камерного театра. Конечно, чудом было то, что Алиса Коонен ушла из МХТ, и то, что авантюра Марджанова с созданием Свободного театра, где сосуществовали бы все театральные жанры, продержалась сезон, и то, что Марджанов пригласил Таирова, уже почти распрощавшегося с театром, поставить два спектакля, и то, что тот согласился, и уж, конечно, чудом была встреча Алисы Коонен и Александра Таирова!
Самыми удачными спектаклями Свободного театра стали таировские «Покрывало Пьеретты» и «Желтая кофта», в которых главную роль играла Алиса Коонен. Судьба не благоволила Марджанову, и Свободный театр распался, положив начало Камерному. Группа молодых людей без денег, связей и помещения уже была Театром, все остальное не замедлило приложиться. Нашелся особняк на Тверском бульваре, на который, по преданию, указала Таирову Алиса Коонен. "Мы хотели иметь небольшую камерную аудиторию своих зрителей, таких же неудовлетворенных и ищущих, как и мы, мы хотели сразу сказать расплодившемуся театральному обывателю, что мы не ищем его дружбы, и мы не хотим его послеобеденных визитов", - объяснял Таиров суть названия театра.
"Раскрепощенный" театр.
У создателей нового театра была своя программа. Она заключалась в отречении от всех существовавших тогда направлений. Режиссер со своими единомышленниками предлагал создать некий «раскрепощенный театр», пластичный, действенный, эмоциональный, говорящий своим сугубо театральным языком. Таиров словно отмел всю историю театра, устанавливая новые отношения с литературой, музыкой, пространством, живописью. А главное, воспитывал нового актера, виртуозно владеющего своим телом, голосом, эмоцией, способного быть танцором, певцом, акробатом, драматическим артистом, способного абсолютно свободно чувствовать себя в двух основных жанрах Камерного театра — трагедии и буффонаде.
Театр открылся 12(25) декабря 1914 года драмой древнего индийского автора Калидасы «Сакунтала». История трагической любви Сакунталы, которую блестяще сыграла Алиса Коонен, имела большой успех. Но новая система складывалась не сразу. Подлинная победа была одержана на спектакле«Фамира Кифаред» по трагедии Иннокентия Анненского. Отдельные находки слились, наконец, в единое целое. В спектакле все было гармоничным: и постановка А. Таирова, и принципиально новое конструктивистское оформление А. Экстер, и музыка А. Фортера… «Фамира Кифаред» произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Даже противники нового театра были вынуждены признать его победу. Круг почитателей Камерного расширился, у театра появился «свой зритель».
В сезон 1916-1917 года театру пришлось покинуть здание на Тверском бульваре. Оно было сдано другому театру на более выгодных условиях. Но Камерный театр не распался, на крохотной сцене актерской биржи родился следующий программный спектакль - «Саломея». А. Эфрос написал об этом: «Опыт огромной смелости. Так далеко театр еще не заходил». Роль Саломеи открыла галерею трагических образов Алисы Коонен. Блестящие работы И. Аркадина (Ирод) и Н. Церетели (Иоканаана) свидетельствовали о том, что мечта Таирова о «сверхактере» начинает осуществляться.
Премьера состоялась за три дня до революции. Яркая зрелищность, романтическая приподнятость и красота спектаклей Александра Таирова оказались созвучными новой эпохе. Луначарский решил вопрос о возвращении Театру здания на Тверском бульваре, 23 и о выделении денег на перестройку зрительного зала на 800 мест. Пока шло строительство, труппа выехала на гастроли в Смоленск, где в походных условиях родилась«Адриенна Лекуврер» — легендарный спектакль Камерного театра, продержавшийся в репертуаре 30 лет, спектакль, которым Камерный навсегда простился со зрителем в 1949 году.
Почти таким же шумным был успех и «Принцессы Брамбиллы», каприччио Камерного театра по сказке Гофмана, начавшей линию арлекинады в творчестве Таирова.
В следующем
сезоне Таиров выпустил «Федру». Специально для этого спектакля Валерий
Брюсов сделал новый перевод трагедии
Жана Расина. "Федра" стала одним
из самых знаменитых спектаклей Камерного
театра и одной из лучших трагических
ролей Алисы Коонен. В этой постановке
кристаллизировалось все, чему учил Таиров
свою труппу. «Федра» утвердила позиции
театра в трагедии, а выпущенный осенью
1922 года спектакль«Жирофле-Жирофля»
Камерный театр стал одним из самых любимых в Москве, а зарубежные гастроли в 1923, 1925 и 1930 годах принесли ему мировую славу! Свой собственный театральный язык был найден, была воспитана труппа, которой, по всеобщему признанию, не было равных в Европе. Но перед театром стояла сложная задача выбора репертуара, который бы соответствовал его эстетическим принципам - «неореализму», романтической приподнятости, приверженности к трагедии и буффонаде, оторванности от бытовых подробностей. После не слишком удачного опыта с пьесой Островского «Гроза», Таиров осуществляет постановку трех пьес Юджина О’Нила: «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» и «Негр». Все три спектакля имели большой успех у публики, особенно потрясла сердца зрителей «Любовь под вязами».
Продолжением этого направления в творчестве Таирова стали спектакли по пьесе Бертольда Брехта «Опера нищих» и пьесе Софи Тредуэлл«Машиналь». Таиров доказал, что может говорить о современных проблемах современным языком, ничуть не отступая от своей системы. «Кукироль»,«День и ночь», «Человек, который был четвергом» — продолжили линию буффонады, гротеска и яркой зрелищности. Но постепенно перед театром встала серьезная проблема в выборе репертуара. Ставить только зарубежных авторов театр не мог, а советская драматургия не могла удовлетворить Таирова. Несколько его опытов в этом направлении закончились неудачей. И лишь «Оптимистическая трагедия» имела бесспорный успех. В дальнейшем современная советская тематика заняла важное место в спектаклях Камерного театра. «Небо Москвы» Г. Мдивани, «Фронт» С. Корнейчука, «Пока не остановится сердце» К. Паустовского, «Раскинулось море широко» Вс. Вишневского, А. Крона и В. Азарова.
И все же успех
Камерного театра в эти годы больше
связан с постановкой русской
и зарубежной классики. В 1940 году состоялась
премьера спектакля«Мадам Бовари»
Навсегда закрылся.
Планомерная борьба с «формалистическим театром» с перерывами велась с 1936 года. Театр выпустил смешную пародию-сказку «Богатыри». Спектакль должен был продолжить традицию музыкальных постановок на сцене Камерного. Премьера прошла с успехом. Но гроза разразилась внезапно. Через месяц после премьеры в «Правде» вышла статья, разъясняющая антинародную суть спектакля. В прессе началась настоящая травля. В 1937 году вышло постановление о слиянии Камерного театра Таирова и Реалистического театра Охлопкова в один коллектив. Более противоположных по своим эстетическим принципам театров невозможно было представить! От гибели театр спасла перестановка в Комитете по культуре. Вместо П.М. Керженцева был назначен М.Б. Храпченко, отменивший постановление.