Разработка и изготовление макета японского национального женского костюма – кимоно куро-томесоде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка и изготовление макета японского национального женского костюма. В соответствии с заданной целью, необходимо решить следующие задачи: провести анализ художественно - композиционного построения женского японского национального костюма, выявить характерные особенности декорирования и средства формообразования женского японского национального костюма, а также отдельно взятого кимоно, разработать выкройки и описать последовательность выполнения макета выбранной мной модели женского кимоно.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3

1.Женский национальный костюм Японии……………………………...6


1.1. Анализ художественно-композиционного построения
женского японского национального костюма………………………………...6

1.2. Характерные особенности формообразования,
конструкторско-технологических решений
женского японского национального костюма………………………………..11

1.3. Особенности декорирования японского
национального женского платья……………………………………………….13

2.Эксперементальная разработка макета японского
национального женского костюма……………………………………….23

2.1. Характерные особенности и средства формообразования
женского японского национального костюма……………………………….23

2.2. Декоративная составляющая женского японского
национального костюма ……………………………………………………….24

2.3. Разработка выкроек макета женского японского
национального костюма ………………………………………………………..26

2.4. Последовательность выполнения макета женского
японского национального костюма ………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………...32

Библиографический список………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 350.81 Кб (Скачать файл)

Вятский    государственный    гуманитарный

университет

 

Факультет Технологии  и  дизайна

 

Кафедра Технологии и методики преподавания технологии

 

 

 

 

                          Курсовая работа  на тему:

 

 

«Разработка и изготовление макета  японского национального женского костюма -

кимоно  куро-томесоде».

 

 

 

 

Выполнил:                                         студентка 5 курса

                                                              группы КШИ-53

                                                              Зубарева Н. А.

 

Руководитель:                                   Якимова О. Ф.

 

                                  

 

                                   Киров

                                         2008г

                             Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1.Женский национальный костюм Японии……………………………...6

 

 

                       1.1. Анализ художественно-композиционного построения

                          женского японского национального костюма………………………………...6

 

         1.2. Характерные особенности формообразования,

         конструкторско-технологических   решений

         женского японского национального костюма………………………………..11

 

         1.3. Особенности       декорирования      японского

         национального женского платья……………………………………………….13

 

2.Эксперементальная разработка макета японского

национального женского костюма……………………………………….23

 

         2.1. Характерные особенности и средства формообразования

         женского японского национального костюма……………………………….23

 

         2.2. Декоративная     составляющая    женского   японского

         национального костюма ……………………………………………………….24

 

         2.3. Разработка   выкроек    макета    женского    японского

        национального костюма ………………………………………………………..26

 

         2.4. Последовательность  выполнения   макета    женского

        японского  национального костюма ………………………………………….27

 

Заключение…………………………………………………………………...32

 

Библиографический список………………………………………………..33

 

Приложения……………………………………………………………….....34

Введение

 

Япония - страна с древнейшей культурой. Об этом говорят сохранившиеся памятники архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры. Из памятников архитектуры особенно выделяются храм Феникса и Золотой павильон с крышей, покрытой листовым золотом, построенные в период расцвета придворной культуры - Хэйан (что означает мир, спокойствие) в 9 - 12 вв. Несмотря на влияние китайской культуры, японская архитектура, особенно жилище и его интерьер, очень самобытны. Жилище японцев небольшое и невысокое, легко трансформируется с помощью ширм, каждая из которых, покрытая росписью представляет собой уникальное произведение искусства. Именно благодаря сохранившимся ширмам со сценками японской жизни, особенно в период бурного развития Японии в 16 в., мы можем полнее представить быт, нравы и костюм японцев эпохи Средневековья. Особыми видами японского искусства являются японские сады, чайная церемония и искусство аранжировки цветов -  икебана. В них заложены глубокий смысл, умение наблюдать, созерцать, соотноситься и сливаться с природой, окружающим миром и космосом. (Приложение №1, с.1).

 

Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер. Много говорилось и писалось о том, что кимоно идеально подходит японскому типу фигуры, как женской, так и мужской. Оно действительно зрительно корректирует пропорции невысоких по природе японцев, но дело не только в создании иллюзии стройности. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромности, надев кимоно, не в состоянии выразить ту естественную гармонию пластики, которой чаруют японки[8].

 

Японцы относятся к монголоидной расе. Они имеют желтоватую кожу, черные жесткие густые волосы, небольшой по сравнению с европейцами рост и своеобразное телосложение. У них удлиненный торс и несколько коротковатые по сравнению с европейцами ноги. При такой фигуре и многослойных одеждах японки никогда не обозначали талию, а подпоясывали одежду высоко, значительно выше линии талии. Пояс оби, широкий и объемный, обернутый вокруг тела, еще более расширял фигуру и делал ее прямой. Женщина в такой одежде и традиционной высокой обуви гэта ходила маленькими шажками и выглядела достаточно грациозно. К тому же необычайную женственность и очарование ей придавало декольте на спине, обнажавшее спину и гибкую шею, волосы с которой убирали вверх и укладывали на темени в виде высокой композиции, напоминающей бант, цветок и т.д. Женщины в Японии не делали декольте на груди, но показу спины и шеи придавали большое значение. На многих японских изображениях женщины показаны со спины или вполоборота[7]. (Приложение №2, с.2).

 

Тип женской красоты складывался под влиянием особенностей быта, этикета и эстетических представлений японцев. Они всегда преклонялись перед белокожими дамами (это остается в силе и сейчас), поэтому японские знатные дамы сильно белили лица. Толстый слой белил делал их лица похожими на маски. Но в условиях быта японцев это оправдано, так как в невысоких помещениях со свойственным японским домам полумраком белое лицо, обрамленное черными волосами и смягченное слабым освещением, на фоне цветных ширм и деталей интерьера выглядело не резко безжизненным, а светлым, нежным, акварельно-размытым. На портретах 17-18 вв. мы видим белолицых японок с овальным лицом, носом удлиненной формы, очень маленьким ртом и очень маленькими узкими глазами. Разные позы показывают

 

гибкость стана, и кокетливость дам. Многослойные одежды делали  тело массивным, а голову маленькой, это считалось красивым. Также у женщин считалось красивым иметь маленькие кисти рук и стопы ног [3,c.157].

 

Восточная стилистика все более властно захватывает позиции на мировом модном рынке, не оставляя сомнений в своем серьезном влиянии на всю западную культуру. Японская культура привлекла европейцев еще в конце XIX века, когда после открытия страны экзотические наряды и роскошные узоры, создаваемые в стране самураев, стали достоянием западной цивилизации. Начало нового века ознаменовалось интересом западноевропейских модельеров к японскому кимоно. Простота, свободная драпировка, мягкие "дышащие" материалы делали кимоно одним из самых роскошных и экзотических приобретений в гардеробе любой модницы, поэтому актуальность выбранной мной темы достаточна высока.

 

Целью данной работы является разработка и изготовление макета  японского национального женского костюма. В соответствии с заданной целью, необходимо решить следующие  задачи: провести анализ художественно - композиционного построения  женского  японского   национального  костюма, выявить характерные особенности декорирования и средства  формообразования женского японского национального костюма, а также отдельно взятого кимоно,  разработать  выкройки и описать последовательность выполнения макета выбранной мной модели женского кимоно.

 

 

 

 

  1.  Женский национальный костюм Японии

       1.1. Анализ художественно - композиционного построения

      женского  японского   национального  костюма

 

Первоосновой кимоно были континентальные (Китай, Корея, Монголия) образцы, заимствованные и приспособленные к японскому климату и образу жизни. Это характерно для истории страны в целом. Элементы иноземной культуры творчески переплавлялись, приобретали новый характер и постепенно становились составной частью японской традиции.

Первое  письменное упоминание об одежде японцев мы находим в китайской хронике «Вэй Чжи», где облик  обитателей Страны восходящего солнца описан так: «Мужчины имеют татуировку на лице и руках. Волосы стягивают в виде двух петель по сторонам головы. Голову повязывают куском материи. Одеяние их состоит из большого куска ткани, подвязанного в разных местах, но не сшитого. Женщины связывают волосы над ушами. Одеждой им служит кусок материи с отверстием для головы в центре».

Об одежде более позднего периода дают представление погребальные глиняные фигурки - ханива, в изобилии встречающиеся в захоронениях 4-5 веков. У мужчин - рубахи с прямыми рукавами, прихваченные шнурами на локтях и запястьях, широкий пояс и просторные шаровары, подвязанные на щиколотках и под коленями. У женщин - аналогичные рубахи и складчатые юбки. (Приложение 3№, с.2). Похожие одеяния встречаются в сюжетах росписи корейских гробниц и китайской живописи того же периода. Постепенно на этой основе складываются два основных стиля одежды: прямая рубаха и шаровары или множество надетых одно на другое длинных, струящихся одеяний. Трудовой люд отдал предпочтение первому - за простоту и практичность, прихотливому вкусу аристократии больше отвечал второй, с изысканностью линий и богатством цветовых сочетаний[9]. 

В 7 веке в жизни Японии произошли значительные перемены, связанные с проникновением из Китая вероучения и философии буддизма, а также китайской модели государственного устройства. Следуя обычаям, принятым при китайском императорском дворе, принц Сётоку (573-621гг.) ввел строгую регламентацию стиля и цвета одежды придворных и чиновников. Во второй половине 7 века в Китае в соответствии с официальными предписаниями одежда была разделена на парадно-церемониальную, праздично-выходную и повседневную. Аналогичное нововведение последовало и в Японии. У женщин вместо рубах появились халаты с широкими рукавами. Юбки   удлинились еще больше и приобрели шлейф.  Наряды такого типа оставались основой церемониальной одежды на протяжении нескольких последующих веков. (Приложение №3,с.2).

В период Хэйан (794-1192гг) японцы постепенно отходят от слепого копирования китайских установлений. Начинает формироваться самобытный стиль одежды - более подходящий к климатическим условиям страны. Платье стало проще по крою, но разнообразнее по расцветке и аксессуарам. В торжественных случаях мужчины облачались в церемониальный костюм, который, при общей неизменности элементов, стал длиннее и просторнее и к тому же обогатился различными украшениями. Женский наряд составляли широкие, обычно красные шаровары и несколько одетых одно на другое одеяний  типа халата, различающихся по цвету. (Приложение №4, с.3-4).

С приходом к власти в Японии воинского сословия (13 век) из повседневной одежды знати исчезает излишняя роскошь. Главенствующее положение занимает суровый и   практичный военный стиль одежды. (Приложение  №5,с.5-6).

Именно костюм горожанина к 17 веку превратился в кимоно. Кимоно станет универсальной одеждой, как для женщин, так и для мужчин всех слоев населения.

По началу, горожанам запрещалось носить одежду из дорогих тканей яркой расцветки, но, сметливые и изворотливые, они научились ловко обходить эти запреты. Неприметное и даже потертое кимоно из простой ткани могло иметь роскошную парчовую подкладку. Разбогатевший ремесленник надевал под скромное верхнее платье несколько других, дорогих и красивых. Вместе с тем этот запрет дал толчок к появлению специфически японской эстетики. Прелесть и очарование стали находить в простом и неброском.

С проникновением в Японию в конце 19 века европейской культуры японцы с энтузиазмом восприняли заморский стиль одежды. Доходило порой до курьезов: по улицам городов важно шествовали щеголи, одетые в кимоно, но при этом в котелке и башмаках. Кимоно пришлось потесниться.  Возникли опасения, что оно исчезнет совсем, но этого не произошло. Уступив европейскому костюму повседневную службу, кимоно стало предметом роскоши и престижа, превратилось в парадное платье, надеваемое по особо торжественным случаям.[8].

  Японский национальный костюм постоянно подвергался трансформации и адаптации в соответствии с местными традициями, климатом и другими факторами. Неизменными оставались лишь его незыблемые основы - прямой крой и традиция многослойности, впервые четко обозначившиеся в годы раннего средневековья. (Приложение №4, с.3-4).

В соответствии с сезоном года различают кимоно трех видов: летние, без подкладки - хитоэ; для прохладного времени на сплошной, сверху донизу подкладке - авасэ; зимнее, в котором кроме верха и подкладки делается прокладка из шелка-сырца или ваты - косодэ (шелковое) или вата-ирэ (хлопчатобумажное). В холодное время года японцы надевают несколько утепленных ватой кимоно - одно на другое.

Последовательность надевания отдельных частей японского национального костюма такова: в начале бедра обматываются белой тканью, затем надевается светлый, плотно облегающий халат - дзюбан, сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку, шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. Далее на дзюбан надевается ситати - шерстяной халат и затем - кимоно. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется «по-мужски»), а не иначе.

Куртка хаори надевается поверх кимоно и скрепляется на груди бантом, так как полы хаори не сходятся[2,с.109].

Отличительной чертой женских дзюбана,  кимоно и хаори  являлось то, что они не были зашиты в области подмышки и проймы.

 

Японские одежды - многослойные, широкие, убывающие по длине, из легкого шелка. Подол каждого распашного платья развевается, заворачивается, закругляется вверх легкими завитками. Так же легко и плавно закругляются, заворачиваются вверх крыши храмов и павильонов, дворцов.

Силуэт человека, одетого в многослойные одежды, укорачивающиеся одна за другой, слой за слоем, постепенно сужается кверху; в итоге получался объемный низ и маленькая голова.

Кимоно - довольно сложный ансамбль, каждый из его элементов несет в себе закодированную информацию, для понимания которой требуются обширные знания японских традиций. К примеру, такая деталь кимоно, как рукава, посвященному может поведать о многом. Незамужние женщины в Японии, стараясь привлечь к себе внимание мужчин, обычно носили кимоно с широкими развевающимися рукавами (фурисодэ) с вышивками и росписями, подвязывали его парчовым поясом со сложным бантом сзади. Рукава кимоно замужних женщин (томесоде) почти наполовину короче, а расцветка одежды сдержаннее[1,с.287].

Единственно допустимое украшение к кимоно - это японский пояс-оби. Широкий и плотный, он является очень важным элементом одежды и не просто поддерживает полы кимоно-халата, а подчеркивает прелесть и изящество хозяйки, говорит о ее вкусе, а иногда - и о материальном благополучии. Дело в том, что некоторые пояса - оби ручной работы стоят дороже хорошего автомобиля. Существует множество способов его завязывания, каждый из которых должен соответствовать случаю и социальному положению японки. Один из относительно простых способов  - двойной бант-бабочка [4]. Пояс - оби повязывается выше линии талии, что делает костюм еще более прямой и многослойный. К тому же, поясов тоже может быть несколько.

 

Непременным атрибутом японского национального костюма являются обувь. Традиционная японская обувь - это таби, носки с отдельным большим пальцем  и гэта, сандалии с деревянной подошвой и кожаными ремешками.

Информация о работе Разработка и изготовление макета японского национального женского костюма – кимоно куро-томесоде