Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:48, реферат

Описание работы

В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3

Глава 1. Формирование теоретической основы развития эстетической культуры личности через ознакомление с народным костюмом……………………………………………………………………….….6
1.1. Проблема формирования эстетической культуры личности……………………………………………………………….……6
1.2. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников………………………………………………………………..13
1.3. Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)……………………………………………………………….….19
1.4. Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...26

Глава 2. Практические аспекты развития эстетической культуры у школьников……………………………………………….………………….…..29

2.1. Средства и методы развития эстетической культуры у обучающихся.……………………………………………………………..29
2.2. Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма……………………………..…32

Заключение………………………….…………………………………………....39
Список использованной литературы………………………………….………..41

Файлы: 1 файл

курсовая ТИМ.doc

— 8.94 Мб (Скачать файл)

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы ("Белый Бим - Черное ухо" Г. Троепольского, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева, "Белый пароход", "Плаха" Ч.Айтматова, "Царь-рыба" В.Астафьева, "Русский лес" Л.Леонова, "Прощание с Матерой" В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла - литературу, музыку, изобразительное искусство.

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости - развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие. (11 с.56)

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: "Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя", "Искусство вокруг нас", "Ты и искусство", "Каждый народ - художник", "Изобразительное искусство и мир интересов человека", "Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека".

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей - солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс "Основы киноискусства", организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников

 

 

Объективной предпосылкой формирования эстетической культуры личности выступают уровень развития материальных и духовных ценностей и степень их распространения в обществе. Приобщение конкретной личности к этим ценностям, их созданию, потреблению, сохранению, распространению - непременное условие формирования общей и эстетической культуры каждого человека.

Для того, чтобы иметь возможность приобщаться к материальным и духовным ценностям, создавать и использовать их, человек должен обладать известными субъективными способностями: иметь определенное образование, вкус, потребность, интерес. Здесь большая роль отведена деятельности специальных учреждений культуры (телевидения, театров, дворцов культуры, библиотек, школ и других учебных заведений). Однако культуру личности формируют, в основном, такие сферы, как труд, быт, спорт, само общение с другими людьми и природой. Воспитательный процесс должен охватывать не только сознание, (чувства, вкусы, идеалы, потребности, интересы), но и внешнюю культуру. Под так называемой "внешней культурой" понимается в данном случае не только культура тела (телесная гармония), но и культура речи, движений, жестов, мимики и т.д.

Уже известно, что такие особенности личности, как: характер, интеллект, поведение, закладываются во временном отрезке от рождения до шести лет. Последующие годы жизни лишь пополняют, шлифуют и социализируют опыт и навыки, полученные в детстве.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей вызывает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы, т.е. создаются все условия для формирования высокоинтеллектуальной, гармоничной личности.

Будущее человечества зависит от того, как будет использован тот великолепный потенциал, который заложен в сегодняшних детях. Какими будут сформированы дети, таким будет общество через 30-40 лет.

Это значит, что для создания культурного, высоко эстетического общества необходимо создать, своего рода элитарную группу числом около миллиарда. Именно столько, сколько детей на планете.

Основными воспитателями детей являются родители. Никакие организации и учреждения не способны так повлиять на формирование личности как мама и папа. Они главные воспитатели и учителя и несут ответственность за развитие своего ребенка. Очень важно на первых этапах развития расширить кругозор человека. Это значит не только учить читать, писать и рассказывать сказки, но и гулять вместе, посещать музеи, театры, выставки, кафе, создать комфортную обстановку внутри семьи. Разумеется, уровень эстетической культуры личности так же, как и уровень эстетического сознания, меняется в зависимости от индивидуального развития в течение всей жизни. Найти эффективные способы и формы развития, формирования и удовлетворения эстетических потребностей, интересов и вкусов можно лишь при условии, что мы будем знать их содержание и характер, а также тенденции их развития и изменения.

В эстетическом воспитании можно выделить непосредственную цель - формирование эстетических чувств, потребностей и интересов, эстетических вкусов и идеалов, способности человека к художественному творчеству и эстетическому осознанию окружающего мира. (4. с 67)

Эстетическое воспитание выступает как одно из важнейших средств превращения нравственных установок в образ чувствования жизни и стиль поведения.

 

 

Поведение будущего человека прямо зависит от образовательного уровня современного школьника, от его эмоционально-ценностного отношения к миру, от уровня эстетического восприятия действительности, от его морально-нравственных качеств. Поэтому перед школой сегодня стоит задача воспитывать личность творческую, обладающую развитыми эстетическими и нравственными качествами, готовую к продуктивной созидательной деятельности в условиях социальных и экономических преобразований в обществе.

Современный школьник постоянно находится в потоке самой разнообразной информации и впечатлений, в том числе и эстетического характера. Разобраться в этом потоке, представить себе явления жизни и искусства в порядке значимости помогает эстетическое воспитание.

В истории России проблемам эстетического воспитания и художественного образования всегда отводилась важная роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Они имели такое же значение как формирование логического мышления и грамота письма. В разработке основных положений эстетического воспитания принимали участие такие видные деятели того времени, как В.В.Стасов, И.Е.Забелин и другие, в советское время - А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.И.Калинин. В своих работах они обосновали связь эстетического воспитания и художественного образования совсем процессом школьного воспитания и образования. В частности они признавали важную роль искусства, в том числе народного, в этом процессе. Они также подчеркивали, что искусство поможет научить детей вглядываться в жизнь, а совместные занятия искусством способствуют их сплочению и объединению. В этом им виделось не только воспитание, но и определенная красота детской жизни. Все это создавало благоприятные условия для развития чувства коллективизма и нравственных качеств.

Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли крупнейшие советские педагоги ШХБлонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая. В своих исследованиях основную роль в этом процессе они отдавали искусству.

Таким образом с первьгх дней развития школы шло формирование системы эстетического воспитания средствами искусства, влияющего на развитие личности школьника. В учебный процесс внедрялись занятия различными видами искусства, такими как лепка, металлопластика, круже-воплетение, художественное творчество, художественные работы по дереву, папье-маше.

В процессе развития педагогической науки и становления системы школьного образования и воспитания определилось само понятие эстетического воспитания. Его сущность, основные категории, пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству были определены в трудах ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: М.Н.Афасижева, А.М.Бурова, Л.С.Выготского, Н.Н.Волкова, В.В. Ванслова, Н.А.Дмитриевой, В.И.Запорожец, В.ПЗинченко, Е.И.Игнатьева, А.Г.Егорова, В.И.Киреева, Б.Г.Лукьянова, Б.Т.Лихачева, Б.Ф.Ломова, Б.В.Нешумова, М.Ф. Овсянникова, В.А.Сухомлинского, Б.М.Тешгова, П.М.Якобсона и др.

Художественно-эстетическому воспитанию личности ребенка посвящены работы Б.М.Теплова, В.Н.Шацкой, С.Т.Щацкого, БЛХЮсова, Б.М.Неменского,Е.К.Квятковского,Д.М.Кабалевского, В.А.Сухомлинского и др.

Под эстетическим воспитанием сегодня понимается целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, и другие эстетические явления в жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты». ( 3. с 22 )

Художественное образование выступает как необходимая составная часть эстетического воспитания и представляет собой процесс освоения детьми совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. (2. с 16)

В течение длительного времени педагогика, на наш взгляд в недостаточной степени обращалась к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию ее эстетических и нравственных качеств. Этим объясняется тот факт, что педагоги, преподающие сегодня предметы художественно-эстетического цикла, сталкиваются с некоторыми трудностями. Такая ситуация связана с определенным заиделогизированым восприятием искусства в свою очередь отразилось на приобщении подрастающего поколения к нему. Именно кризис, связанный с обстоятельствами жизни общества, его социально-политическим устройством, мировоззренческими приоритетами, положением искусства в нашем недавнем прошлом, обусловил возникновение этих трудностей. Сегодня изменение общественной ситуации помогло искусству выйти на новую ступень своего развития. В тоже время появилось разночтение в большом количестве возникших художественно-эстетических оценок произведений искусства.

Информация о работе Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии