Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:48, реферат
В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Формирование теоретической основы развития эстетической культуры личности через ознакомление с народным костюмом……………………………………………………………………….….6
1.1. Проблема формирования эстетической культуры личности……………………………………………………………….……6
1.2. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников………………………………………………………………..13
1.3. Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)……………………………………………………………….….19
1.4. Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...26
Глава 2. Практические аспекты развития эстетической культуры у школьников……………………………………………….………………….…..29
2.1. Средства и методы развития эстетической культуры у обучающихся.……………………………………………………………..29
2.2. Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма……………………………..…32
Заключение………………………….…………………………………………....39
Список использованной литературы………………………………….………..41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Кафедра изобразительного искусства
Курсовая работа
по методике преподавания изобразительного искусства
Развитие эстетической культуры личности средством народного костюма Воронежской губернии
Направление подготовки: Педагогическое образование;
Профилиь: «Изобразительное искусство»;
Выполнил(ла): студент(ка) 3 курса
Воронеж2013г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Формирование теоретической
основы развития эстетической культуры
личности через ознакомление с народным костюмом…………………………………………………………
1.1. Проблема формирования эстетической
культуры личности…………………………………………………………
1.2. Педагогические основы использования
народного искусства в процессе эстетического
воспитания и художественного образования
школьников……………………………………………………
1.3. Особенности русского народного костюма
(Воронежской губернии)………………………………………………………
1.4. Развитие эстетической культуры школьников
как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...
Глава 2. Практические аспекты развития
эстетической культуры у школьников……………………………………………….…
2.1. Средства и методы развития эстетической
культуры у обучающихся.………………………………………………
2.2. Конструирование урока по
развитию эстетической
Заключение………………………….………………………
Список использованной литературы………………………………….………..
Приложениея…………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой важный фактор нравственно-эмоционального, целостного воздействия на личность. Именно в народном- декоративно-прикладном искусстве сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение.
Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в процессе эстетического воспитания и развития личности учащихся.
Систематическое и целенаправленное приобщение детей к народному искусству служит более гармоническому развитию их личности, развивает их эстетические, морально-нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к явлениям действительности, учит понимать и охранять культурное богатство нации. Чем раньше начинается такое приобщение, тем лучше его результат. Т.Я.Шпикалова подчеркивала: «История и жизнь народа, народные идеалы, народный характер находят отражение и в народном и в профессиональном искусстве. Народное чувство мира свойственно народному мастеру и профессиональному художнику. Но основу для восприятия культуры во всей ее полноте и подлинности дает рано начавшееся систематическое общение с искусством».(9;с.220).
Эстетическое воспитание следует рассматривать в непосредственной связи не только с изучением народного искусства. Оно также связано с декоративно-творческой деятельностью в области народного художественного творчества.
Специфика такой деятельности состоит в том, что посредством художественного труда школьники создают красивые и одновременно полезные вещи, развивая таким образом способности к творчеству. Кроме этого школьникам представляется возможность приобрести политехнические навыки по работе со всевозможными инструментами, приспособлениями и материалами.
Организуется такого рода деятельность в' школе, которая остается главным звеном всей системы эстетического воспитания, а также в других учреждениях, функционирующих в границах образовательного пространства, для которых активно разрабатываются вариативные программы обучения.
Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства изучались еще в самом начале становления советской школы такими педагогами как А,В.Бакушинский, Г.В.Лабунская, В.Е.
Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества, как русский народный костюм, повышающих эффективность эстетического воспитания учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.
Цель исследования. Выявить и разработать комплекс средств и методов направленных на развитие эстетической культуры школьников средством народного костюма Воронежской губернии
Объект исследования. Процесс развития эстетической культуры личности школьников.
Предметом исследования выступает комплекс средств и методов направленных на развитие эстетической культуры школьников
ГЛАВА 1.Формирование теоретической основы
развития эстетической культуры личности
через ознакомление с народным костюмом.
1.1 Проблема формирования эстетической культуры личности.
Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.(8. с.40)
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.
Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: "Красивое, изящное решение или доказательство", понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.
Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.
В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.(6. с 15)
Эстетическое восприятие природы. Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. "А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?" - писал К.Д.Ушинский. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога..." (1. с.42-44)
1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1952. - Т. 2. - С. 52-53.
Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как "В багрец и золото одетые леса", "Весны желанные приметы", "Природа и фантазия", "Цветы наших полей", "Осенний букет", "Памятники культуры нашего края" и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?