Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 00:48, реферат
В настоящее время решение задач гуманизации образования и духовного возрождения общества невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе современной школы. Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Формирование теоретической основы развития эстетической культуры личности через ознакомление с народным костюмом……………………………………………………………………….….6
1.1. Проблема формирования эстетической культуры личности……………………………………………………………….……6
1.2. Педагогические основы использования народного искусства в процессе эстетического воспитания и художественного образования школьников………………………………………………………………..13
1.3. Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)……………………………………………………………….….19
1.4. Развитие эстетической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема………………………………………………...26
Глава 2. Практические аспекты развития эстетической культуры у школьников……………………………………………….………………….…..29
2.1. Средства и методы развития эстетической культуры у обучающихся.……………………………………………………………..29
2.2. Конструирование урока по развитию эстетической культуры личности средством народного костюма……………………………..…32
Заключение………………………….…………………………………………....39
Список использованной литературы………………………………….………..41
В последние годы произошел поворот педагогической теории на путь демократизации, предполагающий большую открытость ее социальным процессам, происходящим в обществе, обращение к личности учащегося, как творца, преобразующего мир.
Эти изменения вызвали собой поиск новых, нетрадиционных учебно-методических средств, помогающих решить проблему повышения эффективности эстетического воспитания школьников.
Эстетическое воспитание и развитие личности представляет собой определенную систему педагогического воздействия на личность с целью вовлечения ее в художественно-творческую деятельность с богатым эстетическим содержанием. Такая деятельность может проводиться в учебно-урочной или внеклассной, внеурочной формах обучения. Именно внеурочная форма деятельности, определяемая сегодня как дополнительное образование за счет гибкой ее организации, открывает больпше перспективы в эстетическом воспитании и развитии детей.
Учителя предметов художественно-эстетического цикла, руководители кружков и студий, преподаватели школ искусств должны учитывать в своей воспитательной работе заинтересованность учащихся в углублении знаний в области искусства, желание участвовать в художественно-творческой деятельности, обеспечивать условия ее организации. Тем самым они будут способствовать развитию познавательных интересов школьников, их вкуса и эстетических потребностей.
В основе любого вида воспитания лежат природные возможности развития человека, которые превращаются в реальные способности только благодаря организованному процессу воспитания и развития. Традиционно в нем используется целый комплекс художественно-эстетических средств, в который наравне с искусством входят: познание, труд, игра, общение, общение, природа, литература, предметная среда и др. Каждое из этих средств имеет свое эстетическое значение и обладает воспитывающими и развивающими личность возможностями.
В своем исследовании мы предлагает использовать русский народный костюм в качестве средства эстетического воспитания. На наш взгляд он обладает такими специфическими особенностями, которые позволяют использовать его в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся.
1.3.Особенности русского народного костюма (Воронежской губернии)
На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей, неотделимой от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного человека.
Народная одежда разных губерний, уездов отличалась характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Все в народной одежде: и цветовая гамма, и каждая деталь - имело символическое значение.
Народная одежда Воронежского края долгое время сохраняла самобытные черты, определяющие этнические и локальные особенности различных групп населения: покрой, способ ношения той или иной детали, использование украшений, орнаментацию. Большое место в одежде отводилось различным символическим и магическим приемам, направленным на обеспечение продления рода, благополучия и богатства людей, а также на защиту их от неблагоприятного воздействия со стороны злых сил. Такие магические обряды уходят корнями в толщу веков и имеют тесную связь с древнейшими религиозно-магическими представлениями. Несмотря на свою архаику, многие из них продолжают бытовать и в настоящее время, многие обряды с течением времени трансформировались, а некоторые, утратив первородный смысл, превратились в игру, в увеселительное действо. (10. с 40)
Традиционный народный костюм, особенно женский, на территории Воронежского края был достаточно разнообразен. Выделяют четыре комплекса женской одежды:
1.с поневой
2.с сарафаном
3.с юбкой-андараком
4.юбкой-кубельком
Необходимо отметить, что мужской костюм в своей основе был более или менее единообразен на всем пространстве, заселенном русским народом. Составляла его туникообразная рубаха с косым разрезом ворота, неширокие штаны, кожаная или плетенная из лыка обувь, шапка с полями или без полей. Рубаха, как правило, выпускалась поверх штанов и подпоясывалась.
Женская и мужская одежда изготавливалась из льняной, конопляной, шерстяной или полушерстяной ткани домашней выработки, а также из тканей фабричного производства: шелковых, шерстяных, хлопчатобумажных, парчовых.
Верхняя одежда была одинаковой и для мужчин, и для женщин, различало их только большее или меньшее количество украшений. Верхняя одежда использовалась и в качестве обрядовой, при этом первостепенное значение имела шуба и вообще меха
Комплекты мужской и женской одежды являлись своего рода стандартом, которого придерживались русские люди, жившие в том или ином районе Воронежского края. Однако в рамках этого стандарта можно было обнаружить значительную вариантность костюма, что вообще присуще традиционной культуре. Крестьяне носили: женщины - поневный тип одежды, девушки - сарафанный. Полный набор поневного комплекса состоял из поневы, рубахи, запана, завески, или фартука, покромки, гаруса, одного-двух монист и каскада бус, головных уборов: «кички», или «сороки», кокошника, комплектов платков, шалей и «подшальников», шубы дубленой или крытой и набора обуви.
Поневный комплекс предназначался только для замужней женщины.
Понева - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском. Понятие «понява» (понева) - общеславянское и обозначало кусок ткани, покрывало. Поневы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами из всех губерний. По декоративно-художественному оформлению поневы разных местностей различались между собой, однако все они имели общие черты. В Воронежской губернии самой распространенной была понева с черными клетками - «черноглазка», изредка встречались поневы с бледно-синими клетками - «синеглазки». Размер клеток на поневе указывал, много или мало земли имеют крестьяне в селе. Поневы делились на праздничные и будничные. Самую нарядную поневу носили женщины в первый год замужества, до рождения ребенка. Понева украшалась ярко-красной вышивкой, а по подолу - широкой полосой лент. (5. с 24)
Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха. Шилась она длиной до пояса из домотканой холстины, позже - из покупной фабричной ткани. Эта часть одежды во многих местах называлась «станушкой». Рукава рубахи замужней женщины украшались богаче и ярче, чем рукава девичьей рубахи. Каждая женщина имела в своем сундуке целый набор рубах на любой случай жизни: будничные, праздничные, воскресные, для свадьбы, для престольного дня. Праздничные рубахи (обычно рукава, манжеты, подол, воротник) украшали тканьем, вышивкой, блестками.
Одной из важнейших составляющих женского костюма Воронежского края был передник. Его носили девушки и женщины в комплексе с поневой, юбкой и сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной.
Туникообразный передник является наиболее древним и восходит к плечевой туникообразной одежде, его названия: запан, завеска, занавеска, нарукавник, насовник. Нагрудный передник шился с грудинкой, повязывался выше груди и укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков; называли его фартуком, занавеской.
По яркости, цветовой броскости и богатству украшений девичий сарафанный комплекс был несколько беднее женского поневного, но не менее красив. Он состоял из черного шерстяного сарафана, рубахи, головного убора- клеенки, которую в некоторых местах называли обручем, набора платков и шалей, набора обуви, перешитой шубы, корсетки, нашейных украшений: кругового и висячего мониста или каскада стеклянных бус.
Пояс всегда был необходимой и важной деталью мужской одежды. В будничные и праздничные дни им всегда подпоясывали рубаху. Название «пояс» было широко распространено по всей России. Несмотря на различные материалы, из которых делались пояса, многочисленные формы и способы украшения, все русские мужчины с древних времен завязывали концы пояса только на левом бедре. Это связано с глубинной традицией славян-язычников, с ношением щита, а затем и сабли на левой стороне. В Воронежской губернии изредка можно было встретить пояс, предназначенный для особо торжественных случаев, под названием «ярилин пояс» - пояс в честь бога Ярилы. Верхняя одежда - шуба, коротай, халат - подпоясывалась цветным тканым кушаком, концы которого заправлялись с обеих сторон.этнический воронежский поневный мужской
Мужские головные уборы в нашем крае имели большое разнообразие как по форме, так и по материалам, из которых они шились. Воронежские мужчины носили войлочные головные уборы, которые сами в домашних условиях валяли из шерсти темного цвета - шапку-валенок. Примерно в это же время получил повсеместное распространение картуз из черного сукна с высокой тульей и «ясным» небольшим козырьком. Женихи и ухажеры в тулью картуза по праздникам и на свадьбах вставляли красную розу или цветок мальвы - «бабьей рожи» (мальву называли «розой бабьей»). Обычай носить цветок в головном уборе пришел к нам из глубины веков.
По праздникам в летнюю пору мужчины надевали нагрудные украшения (грибатку, гарус). Грибатка представляла особую аналогию женского бисерного висячего мониста, но делалась она из кругов, размещенных по сдвоенным шнурам. Вся эта оригинальная композиция обряжалась бусинами, бисером, пуговками, блестками и вышивкой цветными нитками. Это праздничное украшение очень древнее. По поверью, его носили молодые мужья, ожидавшие от своих жен детей. Помимо нательного крестика мужчины снаружи поверх рубах носили кипарисовые крестики, прикрепленные на красивом гарусном гайтане, а иногда и на самом гарусе.
Крестики эти указывали на то, что владелец их совершил паломничество пешком в святые места: Киево-Печерскую лавру, подмосковный Троице-Сергиевский монастырь или Иерусалим. Число крестов соответствовало количеству совершенных паломничеств.
Общий характер традиционного костюма, который сложился в быту на протяжении многих веков, всегда соответствовал и внешнему облику русского человека, и образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.
И женский, и мужской костюмы обладали общими признаками: цельным объемом, лаконичностью, мягким плавным контуром. Женщина в таком наряде во время движения напоминала то лебедушку, то паву. Недаром в русском фольклоре ее приравнивают к жар-птице, величают голубкой сизокрылой, лебедушкой, белой лебедью, утушкой луговой, павушкой, ласточкой-касаточкой. В древние времена представление о женщине у наших предков связывалось с образом птиц. Даже названия женских головных уборов, дошедших до нас, идут от названий птиц: «сорока», кика, кокошник и т.д.
Природа никогда не признавала «бесцветья», и это качество она заложила в душу русского народа. Для создательниц традиционной одежды Воронежского края цветовой облик одежды строился по принципу сопоставления ярких, контрастных и насыщенных красок, образующих между собой полную гармонию. Яркость цвета, его контрастность и насыщенность обусловливаются своеобразием окружающей природы с ее ярким и радостным «многоцветьем».
Самым любимым цветом в воронежском искусстве и особенно в одежде был красный. Слова «красный» и «красивый» для русского человека имели одинаковое значение: красна девица, красны молодцы, весна-красна. Слово же «прекрасный» означало не внешнюю красоту человека, а его духовный мир, его красивую душу, и в этом плане во все времена предпочтение отдавалось тем людям, у которых и красивая внешность, и прекрасная душа были гармонично слиты, что соответствовало понятию «прекрасный человек»
Красно-оранжевый цвет назывался желто-горячим, цветом солнечного света и тепла. В большинстве уездов Воронежской губернии оклад поневы внизу окаймлялся оранжевой полосой-поясом.
Яркий малиновый и нежно-розовый цвета символизировали закаты и восходы солнца. Эти цвета ставили рядом с зеленым или синим, ультрамариновым цветом или же в их окружении. Тогда эти цвета, как говорили, «горели», напоминая закаты и восходы солнца.
Зеленый цвет символизировал растительный мир: зеленые посевы на крестьянских полях и огородах, буйные травы бесчисленных лугов, ароматный растительный покров степей, бархатную зелень садов и дремучих лесов, а также изобилие, радость, свободу, надежду, спокойствие. В одежде этот цвет применялся несколько меньше, чем красный. Умело разбросанные по одежде пятна зеленого цвета вызывают ассоциации с так же красиво разбросанными по воронежской земле лугами, лесами, весенними всходами на полях, садами и огородами.
Желтый цвет был символом кратковременной разлуки, ультрамариновый - воды и неба, а также целомудрия, верности, белый - горя и смерти. Голубой цвет применялся редко и в малых количествах в виде узких полосок, квадратиков и нашивных бусинок. Вкрапливался он лишь для того, чтобы усилить звучание окружающего красного цвета и означал бескровность, холод, ненастье, страх.
Черный цвет - излюбленный в Воронежском крае, он символизировал землю и вечный покой. Черный цвет квадратов поневы уравновешивает многоцветность узорных украшений, подчеркивает ритмическое повторение каждого цвета, создает определенный своеобразный стиль, не нарушая радостного звучания ярких красок. В этой одежде чувствуется природный вкус ее создателей, глубокое внутреннее стремление к красоте. Черный цвет подчеркивает звучность всех присутствующих в композиции цветов. Черными были девичий сарафан и даже подвенечная одежда, мужские головные уборы, обувь, пояса для стариков.
Таким образом, традиционный костюм, известный нам по памятникам 19?20 вв., представляет собой довольно своеобразное явление народной культуры. Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный костюм продолжает быть востребованным.