Развитие шекспировской трагедии в трагедиях Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Сопоставление двух великих художников – вещь сложная и рискованная. Для того чтобы оно не было произвольным, нужно подойти к нему исторически. Пушкина отделяют от Шекспира не просто два столетия. Это люди разных эпох. Их сформировали разные национальные условия. Они представляют различный уровень общественной мысли, опираются на разные художественные традиции.
Шекспир – поэт заката Возрождения, когда в жестокой драматической борьбе столкнулся уходящий феодально-патриархальный мир и складывающаяся абсолютистская цивилизация, чреватая уже многими пороками нарождающегося буржуазного общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЧТО ОТДЕЛЯЕТ И ЧТО СБЛИЖАЕТ ПУШКИНА С ШЕКСПИРОМ?...........................................................................................5
ГЛАВА 2. “БОРИС ГОДУНОВ” И ПРОБЛЕМА НАРОДНОЙ
ТРАГЕДИИ………………………………………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………............................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………...…..28

Файлы: 1 файл

Курсовая по теории драмы 1.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный университет

им.Ф.М.Достоевского»

 

Факультет культуры и искусств

Кафедра режиссуры театрализованных представлений

 

 

 

Курсовая работа по теме:

Развитие шекспировской трагедии

в трагедиях Пушкина

 

по предмету: Теория драмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили студенты

Группы КРС-936-З-92

Романов Дмитрий

 

 

Проверил преподаватель:

Забаровская Светлана Павловна

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск    2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ЧТО ОТДЕЛЯЕТ И ЧТО СБЛИЖАЕТ ПУШКИНА С ШЕКСПИРОМ?...........................................................................................5

ГЛАВА 2. “БОРИС ГОДУНОВ” И ПРОБЛЕМА НАРОДНОЙ

ТРАГЕДИИ………………………………………………………………..10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………............................................27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..……………...…..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     Сопоставление  двух великих художников – вещь сложная и рискованная. Для того чтобы оно не было произвольным, нужно подойти к нему исторически. Пушкина отделяют от Шекспира не просто два столетия.  Это  люди  разных эпох.  Их  сформировали  разные национальные  условия.   Они   представляют различный уровень общественной мысли,  опираются  на  разные  художественные традиции.

     Шекспир – поэт  заката  Возрождения,  когда  в  жестокой  драматической борьбе столкнулся уходящий  феодально-патриархальный  мир  и  складывающаяся абсолютистская цивилизация, чреватая  уже  многими  пороками  нарождающегося буржуазного общества.

     Пушкин жил  после Великой  Французской  революции,  которая знаменовала окончательное  установление  буржуазных  отношений  в  Европе.  Он   жил   в крепостнической России. Победоносное завершение Отечественной войны вызвало высокий подъем национального самосознания. Приобщившиеся к  передовым  идеям Запада, "лучшие люди из дворян"  не  только  размышляли  о  судьбах родины, но и подняли знамя политической борьбы против самодержавия.

     К последнему  десятилетию жизни Пушкина относится  рост значения  средних сословий – чиновничества и мещанства. В России крепли буржуазные отношения.

     Время Шекспира  – вершина расцвета драматической формы. Трагедия была  в ту эпоху жанром, в котором с  особой  силой  и  величием  отразилась  борьба уходящего и нарождающегося мира.

     Начало XIX в. – время Пушкина было эпохой высокого  расцвета  лирики  в основных европейских странах, но на горизонте виднелся уже расцвет повести и романа, прозаических жанров, отражающих отношения буржуазной эпохи.

     Пушкин писал  драмы, поэмы, повести, романы. Но прежде  всего он – лирик. Как и Гете, Пушкин был величайшим лирическим поэтом, и его  лирика  является зенитом в развитии этого рода литературы.

     Как  видим,  многое  отделяет  великого  русского  поэта  от   великого английского драматурга. И, тем не менее, между ними есть  глубокое  кровное  родство. Для того чтобы выяснить в чем же состоит сходство и различие произведений Шекспира и Пушкина мы рассмотрим драматическое произведение «Борис Годунов» и сравним эпохи, в которых жили великие поэты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЧТО ОТДЕЛЯЕТ И ЧТО СБЛИЖАЕТ ПУШКИНА С ШЕКСПИРОМ?

 

     Пушкин развивался  как художник чрезвычайно  быстро.  За  свою короткую творческую жизнь он прошел тот путь, который европейская литература прошла в течение  двух  столетий.  Он  синтезировал  в  своем творчестве   различные направления, разные тенденции.

     Пушкин сложился как  художник  и  мыслитель  под  сильным воздействием французского классицизма XVII в. и просветительской литературы  века  XVIII. Он унаследовал от французского классицизма стройность и гармонию,  строгость и  точность,  совершенство  внешней  отделки.   Глубоко   воспринял   Пушкин ироническую и шутливую, блещущую умом и остроумием литературную манеру эпохи Просвещения; она навсегда стала составным элементом его собственного стиля.

     Пушкин прошел и  через романтизм, который  внес  в  литературу "душу и сердце", и одновременно со своими западноевропейскими современниками  пришел к реализму, отражающему сложные и трагические противоречия  XIX  в.  Как  ни мало похоже творческое развитие Пушкина на  творческий  путь  Шекспира,  оно своеобразно приближало его  к  британскому  гению,  влекло  к  его  глубокой художественной системе. Как это происходило?

     Пушкин формировался  в атмосфере вольнолюбивых настроений, связанных  с подготовкой восстания на Сенатской площади. Открытая враждебность к консервативной Европе, политике Александра I  и "Священному  союзу",  вера  в  то,  что  революционный  взрыв  произойдет  в ближайшее время, составляли основу его политических взглядов в  начале  20-х годов.

     С жадным вниманием  и  горячим  сочувствием  следил  Пушкин  за  борьбой итальянских карбонариев,  движением  греческих  повстанцев,  сражавшихся  за освобождение родины от власти феодальной Турции, восстанием полковника Риэго в Испании.

     В 1823 г. Пушкин начинает  понимать,  что  эти  заговоры  и  восстания, которым он так  горячо  сочувствовал,  глашатаем  которых  он  себя  считал, обречены на поражение, ибо не получают поддержки больших  общественных  сил, поддержки народа.

     Разочарование  в  результатах  своей  революционной  проповеди   Пушкин выразил в знаменитом стихотворении "Свободы сеятель пустынный...":

 

                         Свободы сеятель пустынный,

                         Я вышел рано, до звезды;

                         Рукою чистой и безвинной

                         В порабощенные бразды

                         Бросал живительное семя -

                         Но потерял я только время,

                         Благие мысли и труды.

 

    В  этот  переломный  момент  своего  духовного  развития  Пушкин  нашел единственно возможный выход - обращение к народной жизни. Разочарование в перспективах революционной борьбы, которой были  отданы симпатии поэта,  привело  его  к  мысли  о  необходимости  согласовать  свои субъективные устремления с объективным ходом развития  действительности.  Но для этого надо было эту действительность знать. И как мыслитель, и как художник Пушкин был охвачен пафосом  широкого  и беспристрастного познания жизни. И в  этом  великой  опорой  стал  для  него Шекспир.

     Шекспировские принципы  изображения жизни в наибольшей  степени  отвечали теперь устремлениям Пушкина. Шекспировское  отношение  к  жизни  стало  не  только  его   творческой программой,  но  и  основой  мировоззрения  Пушкина,  всей   его   жизненной философии.

     Порой пылкая и  страстная натура поэта  опрокидывала  эту  избранную  им жизненную позицию, но  в  основном  и  главном  он  следовал  шекспировскому принципу,  который  заключался  в  глубоком  и  чуждом  всякой  предвзятости проникновении в  жизнь  и  бесстрашном  реальном  отражении  борьбы  великих общественных сил.

     Пушкин отбрасывал  все  субъективное,  беспочвенное,  одностороннее,  он хотел в  самой  действительности  найти  силы,  противостоящие  духовному  и   физическому рабству.

     В  доказательство  этого  шекспиризма  мировоззрения  Пушкина  приведем только один пример. Пушкин  тяжело  и  мучительно  воспринял  известие  о  казни  и  ссылке декабристов, тех, кого он называл "друзья, братья, товарищи" (А. С.  Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах, т. X. М., 1966, с. 211.).

     Но и на эту историческую трагедию он хотел взглянуть глазами  человека, стоящего на позиции великой шекспировской объективности.

     "Не будем ни  суеверны, ни односторонни - как  французские  трагики;  но взглянем на трагедию взглядом Шекспира" - эти слова были сказаны  им  именно по поводу исхода восстания (А. С.  Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах, т. X. М., 1966, с. 200.).

     Стремление  стоять  на  почве   действительности,   идти   к   познанию исторической необходимости становится источником реалистических  завоеваний Пушкина.

     Как и Шекспир, он  обращается  не  только  к  народной  жизни, но  и к народному творчеству - песням, легендам, преданиям народа, ко всему,  в чем отразилось  народное  сознание   и   что   просветители игнорировали,   или  рассматривали как проявление народного невежества.

     В этой близости  Пушкина к поэтическому миру  народа снова выступило  его сходство с Шекспиром, чье искусство опирается на народную драму и впитало  в себя песни, баллады, пословицы, изречения народа.

   Белинский  называл  Пушкина  "человеком  предания".  Вдумаемся  в  это определение. Великий критик  хотел  сказать  им,  что  поэт  не  пренебрегал традицией,  опирался  на  народные  представления   и   народную   фантазию, преобразившую и поэтически переосмыслившую исторические факты. В этом смысле "человеком предания" был и Шекспир, также  исходивший  из традиционных представлений народа.

     Взятое в  широком  историческом  плане,  искусство  Пушкина,  вместе с искусством Гете и отчасти Шиллера, завершает ту полосу в развитии  реализма, которая  началась  в  эпоху  Возрождения   и   одним   из наиболее ярких представителей, которой был Шекспир. Это реализм,   дающий   поэтическое изображение  прекрасного  человека,  проникнутый  верой  в его силы и возможности, раскрывающий богатство человеческого духа, утверждающий веру  в торжество жизни.

     Исторической  почвой  такого  искусства  было  поступательное  развитие человечества, его победа над темными силами средневековья. Это  был период формирования  наций,  роста  национального самосознания,   пробуждения  к исторической жизни новых широких слоев человечества, период  рождения  яркой индивидуальности.

     Художник  Возрождения,  Шекспир  жил  в  эпоху,  когда  падали   старые религиозные догмы и человечество выходило из тьмы средневековья.  Перед  ним раскрывался мир. Распад феодальных связей освобождал человеческую  личность, ее разум, волю и энергию. Личность  эта  обращалась  к  осуществлению  своих земных стремлений.

     Человек  во  всей  его  сложности,   силе   и   величии   и   во   всей неограниченности его возможностей стоял в центре искусства Шекспира. В  этом искусстве впервые после античности происходило  открытие  мира и  человека. Именно это определило необычайную свежесть, внутреннюю силу  и  масштабность шекспировского  творчества,  определило  его  поэтический  жизнеутверждающий характер.

     На первый взгляд  то, что происходило в России  эпохи Пушкина,  очень  не похоже на то, что происходило в шекспировской Англии. "Крепостная Россия забита и неподвижна" – писал об этой эпохе Ленин. Но и в  России  шел процесс роста личности и освобождения ее от гнета средневековья. Правда, шел он весьма противоречиво.

     Эпоха Петра I  положила  начало  приобщению  дворянства  к  культуре  и просвещению. Но в XVIII в. эта культура была достоянием только дворянской  верхушки, вельмож, стоявших близко к престолу.

     С начала  XIX в.  к  культуре  приобщились  широкие  слои  дворянства, возникла дворянская интеллигенция. Интеллигенция эта  постепенно  осознавала себя мыслящей частью своего народа.

     В кругу тех, кого  Ленин называет "лучшие  люди  из  дворян",  сложилась прекрасная   человеческая    индивидуальность.    Внутренний    мир    такой  индивидуальности и отразился  в  лирике  Пушкина.  Этот  вновь  народившийся мыслящий и чувствующий человек переживал радость познания родной страны.

     Люди словно впервые  увидели красоту,  мощь,  силу  своего  народа,  его духовные возможности, впервые увидели красоту и своеобразие родной  природы, почувствовали гибкость и выразительность языка, созданного народом.

     Этот процесс, происходящий  в  кругах  дворянской  интеллигенции,  имел отношение к судьбам всего народа, судьбам нации.

     Замечательно сказал  об этом Луначарский. "Встал  богатырь,  силушка  по жилочкам так и переливается", - писал он о Пушкине. "Все радует, ибо  сильна эта прекрасная юность. В Пушкине-дворянине на самом деле просыпался не класс (хотя класс и наложил на него некоторую свою печать), а народ, нация,  язык, историческая судьба" (А. В. Луначарский. Статьи о литературе. М.,  1957,  с.143.).

     Поэзия Пушкина показала  личность, которая уже освобождалась  от  старого феодального гнета, но еще не подпала под влияние нового гнета - буржуазного. Она раскрыла мысли и чувства этой личности, ее  свежее  и  яркое  восприятие мира.

 

ГЛАВА 2. “БОРИС ГОДУНОВ” И ПРОБЛЕМА НАРОДНОЙ ТРАГЕДИИ

   

  

Информация о работе Развитие шекспировской трагедии в трагедиях Пушкина