Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:09, курсовая работа
Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24
Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Алтайская государственная академия культуры и искусств
Факультет информационных ресурсов и дизайна
Кафедра музеологии и документоведения
Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития
Курсовая работа по дисциплине «Библиографоведение»
Работа защищена
«___»________2014 г.
оценка__________
Барнаул, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Рекомендательная
библиография в России: основные характеристики…………………………………………
функции……………………………………………………………
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества………………………………………………………
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..30
Введение
Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.
На сегодняшний день книгоиздательский бизнес в нашей стране процветает. В литературе постоянно появляются новые имена. Ежегодно огромными тиражами издаются книги развлекательного характера, так называемого «лёгкого чтива». Таким образом, возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении; уменьшается востребованность «высокой», наиболее развивающей и информативной профессиональной и художественной литературы .
С тех пор, когда библиотеки признали своей основной функцией – информационную, произошло полное отрицание их рекомендательной деятельности, вместе с отрицанием такого термина, как «руководство чтением».
Таким образом, перед современным обществом встал вопрос о том, как повысить престиж чтения, как помочь читателю сориентироваться в потоке информации. И поскольку основным источником информации о литературе всегда была рекомендательная библиография, то ведущая роль в отборе лучших книг для образования и просвещения принадлежит именно ей.
Рекомендательная библиография в нашей стране сформировалась исходя из задач идеологического воспитания, просвещения – прежде всего, самообразовательного и профессионального.
Рекомендательная библиография невозможна без активной и плодотворной деятельности двух функционально предшествующих типов библиографии - государственной (учетно-регистрационной), научно-вспомогательной (критической). Лишь на основе учета и оценки источников информации становится действенной рекомендательная библиография: доведение до конкретного потребителя наиболее ценной информации с учетом возможностей ее освоения и принятия соответствующего информационного решения. Рекомендательная библиография прошла в своём развитии сложный путь. В 70-х годах ХХ века в библиотечном сообществе шла о неприятия ее как особого функционального типа. Примером может служить документографическая концепция О.П.Коршунова, в которой она вообще исключена. Представитель книговедческой концепции А.И.Барсук считал возможным называть ее не рекомендательной, а научно-популярной, исходя из ее «общеинтересного» назначения.
И сегодня, опыт многих библиотек России свидетельствует о том, что умело и вовремя подготовленное, и к тому же хорошо оформленное библиографическое пособие может стать «точкой роста» как для маленького, так и для взрослого читателя при изучении той или иной темы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется, прежде всего, требованием времени, так как многие специалисты в библиотечном деле видят в возрождении рекомендательной библиографии выход из кризиса связанного с отсутствием интереса к чтению.
Объектом исследования является рекомендательная библиография.
Предметом исследования в данной работе является состояние, проблемы, перспективы развития рекомендательной библиографии.
Цель данного исследования - рассмотреть историю зарождения, современное состояние и перспективы развития рекомендательной библиографии.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность рекомендательной библиографии, определить её основные цели, задачи, функции;
2. рассмотреть историю становления рекомендательной библиографии в России;
3. Определить основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии.
Изученность. Истории, теории, методике, практике
рекомендательно-
М.Г. Вохрышева в своей книге «Теория библиографии» рассматривает особенности инновационной методики рекомендательных пособий.
Н.Е. Добрынина в своих работах раскрывает неразрывную
связь рекомендательной библиографии
с читателем, а также рассматривает миссию,
предназначение и роль рекомендательно-
И.П. Моргенштерн в своей публикации обсуждает проблемы рекомендательной библиографии, основной акцент делая на терминологический аспект.
М.Е. Бабичева рассматривает рекомендательно-
По вопросам рекомендательной библиографии в библиотеках вышло и продолжает выходить множество учебных пособий, монографий, сборников статей.
После долгого перерыва РГБ возобновил выпуск профессионального научно-практического сборника «Вопросы библиографоведения». 11 выпуск, вышедший в 2001 году, посвящен проблемам теории и практики рекомендательной библиографии, которая в тот период переживала непростой этап переосмысления собственного предназначения. Среди авторов сборника: Т.Н. Суминова, которая раскрывает проблемы жанра энциклопедии в литературной библиографии . С.И. Коровицина предлагает проект электронной базы данных в рекомендательной библиографии и др.
При написании данной курсовой работы был использован также статейный материал из таких профессиональных журналов, как: «Мир библиографии», «Библиография», «Школьная библиотека», «Библиотековедение», «Библиотечное дело».
Как уже говорилось выше изучением проблем и внедрением новых форм рекомендательной библиографии в практику занимается довольно большое количество специалистов разных уровней. Так, например, в журнале «Мир библиографии» в 2006 году вышел цикл статей касающихся различных комплексов рекомендательной библиографии в Российской государственной библиотеке.
В журнале «Библиография» в рубрике «Библиография - детям» опубликована статья Л. Б. Грузиновой и А. В. Митрофановой «Рекомендательные информационно - библиографические ресурсы для детей и юношества». В статье идёт речь о рекомендательных библиографических изданиях, как о традиционных, так и электронных, обобщён и представлен опыт работы библиотек различных уровней.
Авторы статьи «Кто сказал, что библиография – это скучно?» Я.Л. Бондаренко и Т.И. Сафонова вышедшей в журнале «Школьная библиотека» в 2003 году рассказывают об уникальном, на тот момент, опыте работы Центральной детской библиотеки города Николаева. Арсенал традиционных форм и методов работы данной библиотеки постоянно пополняется новыми пособиями, подготовленными с помощью новейших компьютерных технологий. Таким образом, речь в статье идёт об инновационных методах донесения библиографической информации до читателей.
В статье «Рекомендательная библиографическая
деятельность детских библиотек в Интернете
(направления и педагогические принципы)» опубликованной
в журнале «Библиотековедение» (2008 год
№3) идёт речь о результатах научно исследовательской
работы по изучению сетевой рекомендательно-
2001 по 2006 годы.
Рекомендательная библиография как фактор влияния на чтение детей и юношества рассмотрена в работах таких авторов как А.Л. Инягина, Я. Л. Бондаренко, Е.Ф. Рыбиной.
Таким образом, наблюдается
достаточно большой массив
Метод исследования - анализ опубликованных документов
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в оказании помощи студентам библиотечных факультетов по курсу «Библиографоведение», в подготовке докладов, рефератов и семинаров.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении раскрывается актуальность исследования, объект, предмет, изученность темы, определены цели, задачи и методы работы.
В первой главе
«Рекомендательная
Вторая глава «Основные проблемы и перспективы развития рекомендательной библиографии на современном этапе» дает характеристику современного состояния рекомендательной библиографии в просвещении и образовании, показана роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и юношества, представлены Перспективы развития рекомендательной библиографии.
Работа снабжена списком использованной литературы.
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики
1.1. Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи, функции
По мнению А.М. Горбунова, рекомендательная библиография – область деятельности, обеспечивающая читателей библиографической информацией с учётом их дифференцированных потребностей в сфере образования и самообразования, воспитания и формирования личности. Информационное поле рекомендательной библиографии определяется особенностями удовлетворения многообразных потребностей широких кругов читателей [12, с. 855].
Рекомендательная библиография определена в первом государственном терминологическом стандарте «Библиография. Термины и определения» (ГОСТ 16448—70): «...библиография, содействующая общему и проф. образованию, самообразованию, пропаганде научных и политических знаний». Согласно терминологическому словарю «Библиотечное дело» (М., 1997), основной метод рекомендательной библиографии – «рекомендация читателям документов по определённым содержательным и качественным критериям» [9, с. 32].
В настоящее время рекомендательная библиография охватывает:
1) библиографические процессы оповещения о документах, целенаправленного их поиска в соответствии с уровнем начитанности, общеобразовательной подготовки, с глубиной, широтой и устойчивостью читательских интересов; доведение информации о документах до читателей;
2) совокупность рекомендательных библиографических пособий;
3) метод организации чтения, включающий не только рекомендованные произведения, но и советы по их использованию;
4) канал информатизации общества в системе масс-медиа [31, с.99].
Рекомендательная библиография развивается по присущим ей законам, обладает свойством диалектики, взаимосвязи объективного и субъективного в отражении документов, вбирает в себя широкий спектр знаний о мире, определяет количество и качество необходимых сведений, оптимальные пути доведения информации до читателя, учитывает характеристики читательских групп.
Информация о работе Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития