Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 08:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы в Российском обществе всё чаще поднимается вопрос об отсутствии интереса к чтению. Причём не только у подрастающего поколения, но и у взрослых людей.
Чтение по своей сути было и остаётся единственной интеллектуальной технологией освоения накопленного человеческого знания. Уровень интеллекта нации, стабильность её развития и процветания, конкурентоспособность страны непосредственно определяется именно уровнем и качеством чтения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1. Рекомендательная библиография в России: основные характеристики………………………………………………………………….9
Рекомендательная библиография: сущность, цели, задачи,
функции………………………………………………………………...9
История становления рекомендательной библиографии … 11
Глава 2. Основные проблемы и тенденции развития рекомендательной библиографии на современном этапе………………………………………..19
2.1. Рекомендательная библиография в просвещении и образовании:
современное состояние………………………………………………19
2.2 Роль рекомендательной библиографии в чтении и детей и
юношества…………………………………………………………….21
2.3 Перспективы развития рекомендательной библиографии……24

Заключение…………………………………………………………………...…28
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Продуктивность рекомендательной библиографии выражается в модели организации чтения, которая ориентирует людей в книжном мире, пробуждает у них интерес к знанию, помогает приобрести культуру чтения, развивает самостоятельное мышление, умение критически осмысливать прочитанное и вырабатывает систему представлений о жизни. Помочь правильно избрать индивидуальный курс в чтении – приоритетная задача рекомендательной библиографии, эффективно решаемая при обеспечении саморегуляции читательской активности, которая сопутствует социализации личности, расширению её кругозора. Рекомендательная библиография в системе библиографической деятельности выделяется активным популяризаторским, образовательно-воспитательным характером, методической и просветительской

направленностью [5, с. 30].

Как специфический феномен культуры активное информирование – устное или зрительное оповещение о тексте – восходит к зарождению письменности, когда оригинал наличествовал в единственном экземпляре и мог быть востребован при условии осведомлённости о нём.

К особенностям рекомендательной библиографии относится её существование в синтезе с другими явлениями духовной деятельности человека, в которых активная информация неотторжима от их сути (в жанрах литературной критики, учебном процессе и педагогической деятельности, книготорге, рекламе, в различных формах популяризации, в каналах масс-медиа).

В 1751–80 гг. французские просветители Д. Дидро и Ж. Л. Д'Аламбер при участии многих видных деятелей культуры и науки предприняли издание «Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремёсел», впервые создав обширное информационное произведение, выразившее социально-духовные потребности человечества в просвещении [Бавин Вымысел, с. 48] .

 

1.2. История становления  рекомендательной библиографии

В России зарождение рекомендательной библиографии относится ко 2-й пол. 19 в. Библиографические пособия, сборники текстов для различных социальных слоев предлагали круги чтения за рамками официальной системы образования. Просветительский характер информации нашёл завершённое выражение в библиографическом труде Н. А. Рубакина «Среди книг: Опыт обзора русских книжных богатств в связи с историей научно-философских и литературно-общественных идей» (М., 1906, Т. 1—3; 2-е изд., 1911—15), где организация чтения на основе энциклопедического охвата явлений и плюрализма концепций была осуществлена исключительно библиографическими средствами. Такие пособия Рубакин предложил называть «рекомендательными». Выдвинутую им идею выработки у читателя «общего миросозерцания» разделяли и внедряли в теорию и практику видные знатоки книги: А. В. Панов, К. Н. Дерунов, И. В. Владиславлев, Л. Н. Троповский, Н. В. Здобнов, Е. И. Шамурин, К. Р. Симон.

В первые годы советской власти при помощи рекомендательной библиографии решалась задача ликвидации неграмотности и делались первые шаги по приобщению широких масс к мировой культуре. Приоритетным звеном в руководстве чтением в массовых библиотеках были «малые формы» библиографических пособий (планы чтения, листовки, беседы о книгах и т. п.). В 1940 ГБЛ был предоставлен статус издательского и методического центра рекомендательной библиографии. В 1941–45гг. здесь создавались оперативные пособия в помощь мобилизации всех сил на нужды фронта и тыла, предназначавшиеся массовым библиотекам [12, с. 856].

В послевоенные годы рекомендательная библиография играла исключительно важную роль как одно из действенных средств политико-воспитательной работы. Сложилась определенная система учреждений в области рекомендательного библиографирования во главе с Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина. Она разрабатывала новые типы пособий, оказывала методическую помощь библиотекам, выпускавшим рекомендательные указатели, издавала методические материалы, проводила совещания и семинары [15, с. 557].

С окончанием войны людям, прервавшим учёбу, пришлось самостоятельно восполнять образование. Идея самообразования реализовалась в пособии Б. А. Пескиной «Классики русской художественной литературы XVII— XIX вв.» (М 1947). Республиканские библиотеки совместно с ГБЛ подготовили серию рекомендательных  указателей по национальной литературе. Большой вклад в её создание внесли библиографы ГБЛ А. А. Кунина и 3. П. Шалашова. Эти указатели составили одно из звеньев формировавшейся в послевоенные годы системы рекомендательной библиографии, которая развивалась в содержательном и видовом аспектах, в плане методики отбора и раскрытия материала. Заметное место в ней заняла серия фундаментальных изданий ГБЛ, предназначенных для расширения круга чтения по истории, естествознанию, географии, искусству, литературы («Библиотека самообразования». М., 1950– 54). Наряду с крупными формами издавались планы чтения «В помощь читателю», первые выпуски которых являлись небольшими списками литературы по различным отраслям знания. Тогда же получили развитие беседы о книгах. Среди пособий по естествознанию выделялись работы В. А. Наседкиной, по технике – Н. С. Молчановой (Колесниковой) [12, с. 856].

Весомую лепту в развитие рекомендательной библиографии. внесли библиографы ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина И. К. Беленький, Э. Э. Найдич, Ц. И. Грин, О. С. Острой и др. Разнообразные пособия рекомендательной библиографии выпускали ГРЮБ, ГПНТБ, ГПИБ, ГНПБ, республиканские, областные, массовые библиотеки.

Рекомендательная библиография советского периода, обратившись к классическому наследию русской  художественной литературы, адресовала его руководство чтения – педагогам и библиотекарям. Пример – тр. «Русские писатели второй половины XIX – начала XX в.» (М., 1958–63). В числе авторов: Р. Н. Крендель, Б. А. Пескина, В. И. Петровская и др.

Рекомендательная библиография активно откликнулась на возникший во 2-й пол. 20 в. массовый интерес к искусству – популярные пособия по этой тематике выпустили Е. Е. Левина, М. Е. Зеленина, С. М. Воякина, О. С. Острой и др. [22, с.12].

Открытый доступ к фондам в массовых библиотеках с 1958 стимулировал создание отраслевых систем пособий – «кругов чтения» молодёжи в помощь самообразованию и фундаментальных пособий для лиц с устойчивым и целенаправленным интересом к книге. Принцип единства читательско –целевого назначения, обоснованный с позиций социологии чтения, получил всеобщее признание как методолог, основа рекомендательной библиографии.

Повышение культурного уровня и образованности народа потребовали создания более крупных форм информации – рекомендательных указателей. В 1961 определилась дифференциация основных адресатов рекомендательно-библиографической продукции и типов пособий, предназначенных для них:

1) малоподготовленные читатели (малые формы пособий);

2) читатели, имеющие навыки самообразовательного чтения (различные виды «кругов чтения»);

3) пропагандисты и популяризаторы знаний, включая учителей и библиотекарей (библиографические указатели со сложной структурой и рекомендациями по использованию рекомендательной библиографии) [32, с. 24].

Каждой ступени соответствовали определенные демографические параметры (возраст, уровень образования и отчасти профессиональная ориентация) и виды пособий, составляющие т. н. концентрические круги чтения: малые формы (библиографическая памятка, закладка), беседы о книгах и рекомендательные аннотированные указатели литературы в помощь самообразованию, а также руководству чтением. В 1969– 71гг. социология и психология чтения внесли коррективы в данную дифференциацию и зафиксировали лидирующую роль читательских интересов, объединяющих людей разного возраста, образования, профессии, что привело к преимущественному развитию разветвлённой системы пособий.

Библиографирование литературы по комплексам научных отраслей осуществлялось в основном в форме бесед о книгах, где состав рекомендательного материала определялся прагматическим радиусом проблемно-тематического спроса и быстро обновлялся. Рекомендательные указатели т. н. литературной библиографии, которые содержат произведения, проверенные временем, призваны обеспечить более обширный диапазон функций чтения – познавательную, мировоззренческую, образовательную, воспитательную, развлекательную и т. д. В разных сочетаниях они образовывали мотивационную сферу общения с книгой, способствовали удовлетворению живого интереса к тому, что находилось за пределами сугубо профессиональных потребностей.

Общедоступность и широкий ассортимент художественных произведений предопределили фундаментальность форм литературной библиографии. Указатели по детскому и юношескому  чтению, например «Русские писатели XVIII – первой половины XIX века: А. С. Рывкина (М., 1976), «Лучшие книги зарубежных писателей» А. В. Виролайнен (М., 1971), ориентированы главным образом на школьную программу. Репертуар внеклассного чтения был представлен популярными у молодёжи и, многократно издававшимися в России переводами и путеводителями по мировой классике (напр., «От Эзопа до Джанни Родари» Е. П. Брандиса. М., 1980). К лицам с устойчивыми интересам были обращены выпускеи «Советской литературы» (М., 1976–79); цикл пособий Е. М. Сахаровой и И. В. Семибратовой по отечественной классике: «Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть России второй половины XVIII -начала XX в.» (М, 1981,1988), а также Е. М. Сахаровой и В. И. Петровской «Эхо русского народа: Поэзия дореволюционной России» (М 1985), «Мастера русской драмы XIX век. (М., 1975); пособия А. М. Горбунова: «Сквозь даль веков: Из сокровищницы заруб, поэзии» (М., 1975), «Поэтические голоса столетия. 1871 1971: Из сокровищницы зарубежной  поэзии» (М., 1978), «Зарубежный роман XX века» (М., 1982) [9, с. 857].

Книгам об отечественной истории посвящены изданные ГБЛ комплексные пособия: «Ради жизни на земле» (М., 1984) – о Великой Отечественной войне, «Люблю тебя, моя Отчизна» (М., 1985), «Великая Победа: 1941-1945» (М., 1985).

В 70-80-е гг. ГБЛ и ГПБ издали ряд методических рекомендаций для массовых библиотек: «В помощь использованию рекомендательно-библиографических пособий по художественной литературе» (М., 1986), «Библиография зарубежной художественной литературы в работе массовых библиотек» (М., 1974) М. И. Давыдовой, «Русская художественная литература в системе интернационального воспитания читателей» Н. Е. Добрыниной (М, 1981) и др.

К сер. 80-х гг. в практике рекомендательной библиографии прочно утвердился принцип свободы читательского выбора, что придало информации более доверительный характер. К термину «рекомендательный указатель» стало формироваться негативное отношение. Поиск новых путей в изменившейся социокультурной ситуации привёл к возникновению жанра популярной библиографической энциклопедии, который был воспринят и развит как концентрированный круг чтения. Принцип читательского единства придал соответствие множества целей чтения множеству читательских индивидуальностей, обеспечил оптимальную полноту состава чтения, плюрализм информации и в то же время возможность проявления авторской самобытности библиографа.

Значительное увеличение разнообразия литературы вследствие отмены цензурных ограничений в кон. 20 в. обусловило появление новых жанров рекомендательной библиографии. Библиографический очерк давал возможность представить множество мнений, ознакомить читателя с противоположными концепциями. Библиографическая антология содействовала восполнению пробелов в отражении книжного репертуара. Новые подходы оживили читательский интерес к пособиям по философии, истории, страноведению, искусствознанию (работы С. В. Бушуева, С. М. Воякиной, В. Е. Лойко, Г. Е. Миронова, Л. Г. Филоновой и др.).

Интенсификация информации и усиление влияния электрон, коммуникаций на мозаичность культуры обусловили необходимость отражения этих процессов в методологии рекомендательной библиографии. А. М. Горбунов в 1994 в жанре «библиографического лицея» – разновидности популярной  энциклопедии «Легенды прошлых дней: Зарубежные писатели и театр истории» – осуществил разработанный и названный им «фасетным» (отфр. «facette» –«грань») принцип построения указателя, открытого для контактов с читателями различных целевых установок и степени начитанности. Этот принцип соответствует информационной ситуации, бытованию и усвоению культуры в современном мире и позволяет рекомендательной библиографии, представить тему в разных ракурсах и ассоциативных связях. Т. о. структура и свойства пособий рекомендательной библиографии сближаются с электронными мультимедиа.

На подобной основе создаётся серия указателей РГБ «Мир профессий» Н. (С. Колесникова, А. П. Куликова и др.), которая отражает свод политехнических, профессиографических  и библиографических знаний, значимых для самоопределения и профориентации молодёжи. Широта читательского адреса (учащаяся молодёжь, родители и преподаватели) в этой многотомной популярной библиографической энциклопедии, фактографическая и библиографическая наполненность сочетаются с возможностями перевода информационного потенциала на языке машин, его преобразования в компьютерную игру.

На протяжении всей истории рекомендательной библиографии, особенно во второй пол, 20 в., велись теоретические дискуссии о специфике рекомендательной библиографии и эффективных путях повышения культуры чтения. Их многообразие может быть сведено к четырём комплексам проблем.

Первый включает вопросы о природе и функциях рекомендательной библиографии, её принципах применительно к сложному механизму духовного развития личности, интеграционному процессу чтения (А. И. Барсук, Э. К. Беспалова, Н. Е. Добрынина, Ю. С. Зубов, Б. А. Семеновкер, Н. Н. Соловьёва, В. А. Фокеев и др.).

Второй комплекс – соотношение первичной и вторичной информации и выход рекомендательной библиографии за рамки вспомогательной функции благодаря комплексному методу библиографирования к универсуму знания, к моделированию библиографических источников интенсивной информации (А. М. Горбунов, Н. Е. Добрынина, С. И. Коровицына, О. П. Коршунов, Е. Н. Малевич, Л. Ю. Руманова, Н. А. Сляднева, С. А. Трубников, Ю. М. Тугов и др.).

К третьему комплексу относятся проблемы значимости творческого труда библиографа в формировании культуры, оптимизации и индивидуализации чтения (Ю. С. Зубов, Н. А. Сляднева, Е. Н. Фомина и др.).

Информация о работе Рекомендательная библиография: состояние, проблемы развития