Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:16, реферат
В практике работы преподавателей изобразительного искусства бытует такой вариант последовательности ведения урока, когда рисунок выполняется фактически за один неполный урок. В начале занятия учитель кратко объясняет тему урока, а рисунок заканчивается дома. В этом случае объяснения педагога, касающиеся темы урока, а также перспективы, цвета и т. д., очень поверхностны. Некоторые учителя считают, что из предыдущих уроков декоративного и натурного рисования ученикам хорошо известны правила перспективы, приемы работы красками и т. п., поэтому на уроках рисования на темы они почти не касаются этих вопросов. Связь предыдущих уроков изобразительного искусства с настоящим уроком сюжетного рисования не прослеживается. В результате работы учащихся получаются слабыми по пропорциональному, конструктивному и перспективному построению, по цвету и композиции.
Рисование на темы
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. В начале книги были подробно рассмотрены особенности компоновки детьми сюжетных рисунков. На основании этих особенностей наметим наиболее целесообразные пути ведения работы учеником и методику проведения занятий педагогом.
Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим некоторые варианты.
Некоторые педагоги составляют годовой план проведения уроков изобразительного искусства по принципу построения программы: сначала проводят все годовые уроки рисования с натуры, затем - все уроки декоративного, тематического рисования и потом уроки-беседы об искусстве. В данном варианте не прослеживается взаимосвязь и влияние одних уроков на другие.
Нередко план уроков организуется так, что перед рисованием на темы проводят от одного до трех уроков рисования с натуры, связывая их с темой предстоящего сюжетного рисунка. Здесь есть стремление проследить связь натурного рисования с тематическим. Но при такой системе педагоги обращают мало внимания на взаимовлияние и связь занятий декоративным рисованием, уроков-бесед об искусстве с сюжетным рисованием.
Другие учителя, составляя план, дают несколько иные разновидности чередования уроков по различным видам занятий, но при этом не всегда продумывают их взаимную связь.
Наиболее эффективной системой организации и проведения занятий является следующая.
Все уроки изобразительного искусства организуются в серии, включающие от 4 до 7 уроков, куда обязательно должно войти, как минимум, по одному уроку каждого из основных видов работ (рисования с натуры, декоративного рисования, бесед об искусстве, рисования на темы). Причем последовательность проведения уроков внутри серии должна быть только такой. Содержание уроков серии должно быть, хотя бы в некоторой степени, связано друг с другом. Таким образом, учитель составляет план работы в соответствии с учебной программой, объединяя уроки в серии по содержанию. При этом серия должна содержать такой материал, который служит естественным продолжением предыдущей и дает возможность закрепить и углубить приобретенные ранее знания и навыки. Иногда для более удачной связи между уроками можно проводить уроки-беседы об искусстве или заменять одну тему сюжетного рисунка другой, но с таким расчетом, чтобы задачи, поставленные программой по данному виду работы, были решены.
В каждой серии уроков рисование
на темы поставлено последним. Это связано
с тем, что этот вид работы больше
других нуждается в применении всех
знаний и умений, которые учащиеся
получают на уроках изобразительного
искусства. Рисование на темы является
самым сложным видом работы, так
как предполагает решение всех вопросов,
изучаемых школьниками на других
уроках данного предмета. Если провести
несколько уроков рисования с
натуры, декоративного рисования
и бесед об искусстве, содержание
которых связано с темой
Рассмотрим варианты проведения уроков рисования на темы.
В практике работы преподавателей
изобразительного искусства бытует
такой вариант
Выполняются учащимися и иллюстрации к литературным произведениям. Педагог обычно ограничивается чтением и характеристикой сказки или рассказа, дает краткое указание, какие сюжеты выбрать, как начать работу над рисунком и на что обратить внимание. Вопросы композиции рисунка рассматриваются крайне редко. Такой вариант проведения урока тематического рисования является неудовлетворительным. Схема построения урока упрощена, педагог сообщает мало новых знаний учащимся, и они выполняют работы примитивно, очень часто обращаются за помощью к учителю, так как у них нет знаний и умений для выполнения сюжетного рисунка. Если к тому же педагог не поправляет рисунки детей, а только делает отдельные указания, то школьники его плохо понимают, так как эти указания не обоснованы предварительным объяснением. При такой методике преподаватель очень мало времени и внимания может уделить объяснению основных приемов выполнения композиции. У школьников возникают вопросы, касающиеся компоновки сюжета. Эти вопросы возникают без всякой последовательности, и, конечно, в объяснениях учителя тоже нет какой бы то ни было системы. Приемы композиции сюжетных рисунков на таких уроках почти не затрагиваются, за исключением кратких указаний о расположении объектов изображения на листе по вертикали или по горизонтали. «Лучшее расположение» часто тоже понимается очень упрощенно, в результате чего для школьников остается неясным, что такое композиция и как ее можно более или менее грамотно выполнять. Такой порядок проведения урока рисования на темы не может дать серьезных знаний и умений учащимся, поэтому не способствует развитию пространственного мышления и творческого воображения.
Наиболее правильный и
эффективный вариант проведения
урока тематического рисования
учителем, по-нашему мнению, может быть
следующим. Сначала педагог подробно
объясняет тему урока (двух уроков),
раскрывает в деталях вопросы
выбора сюжета, композиции, построения
линейного рисунка и цветового
решения. Если сюжетный рисунок выполняется
в течение двух-трех уроков, то после
первого учитель разбирает
Заключительный этап работы над композицией - просмотр и анализ выполненных рисунков.
Порядок подготовки к выполнению рисунка учащимися I-IV классов и процесс работы над композицией на заданную тему может быть следующим:
1) выбор темы;
2) компоновка сюжета;
3) наблюдение окружающей
жизни в связи с темой (в
том числе и при
4) наброски с натуры (в карандаше или цвете), выполняемые в классе, на улице, дома;
5) выполнение эскиза (в
карандаше и в цвете) с
6) выполнение окончательного
рисунка (в карандаше и в
цвете) с использованием
7) обсуждение выполненных работ.
Для учащихся I - III классов реализация таких этапов плана, как выполнение набросков с натуры и эскиза композиции, имеющих нередко самостоятельное значение во всей подготовке к выполнению законченного рисунка, бывает затруднена. Чаще они ограничиваются проведением целенаправленных наблюдений.
Рассмотрим методику проведения занятий по композиции сюжетных рисунков.
Подготовка к созданию
композиции будущих рисунков у детей
начинается при выборе темы. Учитель
определяет характер сюжетного рисунка:
рисунок на темы окружающей жизни, на
основе воображения или
Например, в IV классе, проводя рисование на темы по выбору учащихся на основе наблюдений окружающей жизни, можно дать серию уроков, куда включить рисование с натуры, декоративное рисование и беседу об искусстве. На уроках рисования с натуры школьники выполняют наброски фигуры человека. При этом преподаватель уделяет большое внимание тем учащимся, которые плохо умеют передавать характер движения и пропорции фигуры.
На уроках декоративного рисования, где выполняется эскиз оформления стенгазеты, педагог акцентирует внимание детей на композиционном построении и особо следит за работой слабых учеников. Во время занятия целесообразно дать представление о таких правилах компоновки, как использование симметрии и уравновешенности элементов изображения в эскизе, показать специальные таблицы.
Во время беседы об изобразительном искусстве, помимо анализа идеи, сюжета и образов произведений, преподаватель обращает внимание школьников на композиционное решение картины. (Примеры композиционного анализа произведений искусства даны в последнем разделе данной главы.)
После урока-беседы об искусстве, проводя рисование на тему из окружающей жизни (по выбору учащихся), учитель подробно разъясняет варианты сюжетов и композиционные решения рисунков. Сначала он называет несколько интересных тем. В каждой из них выделяется несколько сюжетов. При этом разъясняется термин «тема». Это понятие объясняется на примерах нескольких тем, выполняемых на ряде уроков. Например, проводя занятия по теме «Наши новостройки», педагог может рассказать о том, какое большое значение имеет строительство для детей (сооружение школ и детских садов, Домов пионеров и спортивных площадок) и взрослых, увлечь учащихся поэзией и эстетикой труда строителей.
Учитель должен разъяснить
ученикам разницу между рисунком
и фотографией. Дети иногда спрашивают:
«Если фотоаппарат дает точное сходство
с объектом, то зачем рисовать?»
Задача педагога - раскрыть значение рисунка
как художественного
Объясняя тему «Наши новостройки»,
учитель может напомнить
Раскрывая тему, связанную с содержанием литературного произведения, преподаватель должен обязательно обратить внимание учащихся на идейный смысл басни, рассказа и т. д.
Учащимся иногда трудно понять, что является главным в произведении, какие герои главные, какие - второстепенные и т. д. Учитель должен подвести ребят к тому, что основной их задачей в данной работе является передача характерных черт героев и их окружения. Конечно, для учащихся I - IV классов эта задача представляет большие трудности, так как ребята еще плохо умеют передавать пропорции изображаемых предметов.
Объяснение темы заканчивается рассказом о возможных сюжетах рисунка. Здесь следует объяснить термин «сюжет». Это нужно сделать подробно в I классе, так как этот термин для первоклассников новый. В последующих классах это понятие раскрывается глубже, полнее.
Одну тему можно представить в разных сюжетах, компонуя каждый из них своеобразно. Например, в рисунке на тему «Строительство» школьники, используя свои наблюдения, изображают современные дома различной конструкции, разнообразные машины, строителей. Показать все это они могут по-разному, расположить и скомпоновать по-своему, достигая наибольшей выразительности и правдивости изображения. Содержание рисунка у всех, конечно, будет иметь много общего, но будут и различия. Например, одни учащиеся изобразят строящийся дом крупным планом, не показывая его основания. Композиционным центром в таком рисунке будут люди, которые выполняют работу по кладке стен, вставляют рамы, делают перекрытия этажей и т. д. Другие ученики также покажут в своих рисунках строящийся дом, но не на переднем плане. Основание дома несколько удалено от нижнего края листа бумаги. На переднем плане они изобразят разгрузку кирпичей и плит при помощи крана. Итак, два сюжета. В первом случае - это «Кладка стен дома», во втором-«Разгрузка строительных материалов».
Называя в каждой теме несколько
сюжетов, преподаватель тем самым
уточняет для учеников те эпизоды, которые
они думают изобразить на рисунке, конкретизирует
круг изображаемых задач. Это облегчает
работу учащихся, дает возможность
им яснее представить себе то, что
они хотят изобразить, удачнее
составить композицию. Практика показывает,
что, чем подробнее учитель
Многие ученики быстро
и удачно выбирают сюжет, но бывают
и такие, которые затрудняются в
выборе. У таких детей слабо
развито пространственное мышление
и творческое воображение. Им трудно
представить, а затем и изобразить
при слабых навыках в рисовании
то, о чем они думают. Таким
ученикам педагог должен уделить
больше внимания и более подробно
раскрыть сюжет и идейный замысел
того, что им предстоит изобразить.
Методически это может