Рисование на темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

В практике работы преподавателей изобразительного искусства бытует такой вариант последовательности ведения урока, когда рисунок выполняется фактически за один неполный урок. В начале занятия учитель кратко объясняет тему урока, а рисунок заканчивается дома. В этом случае объяснения педагога, касающиеся темы урока, а также перспективы, цвета и т. д., очень поверхностны. Некоторые учителя считают, что из предыдущих уроков декоративного и натурного рисования ученикам хорошо известны правила перспективы, приемы работы красками и т. п., поэтому на уроках рисования на темы они почти не касаются этих вопросов. Связь предыдущих уроков изобразительного искусства с настоящим уроком сюжетного рисования не прослеживается. В результате работы учащихся получаются слабыми по пропорциональному, конструктивному и перспективному построению, по цвету и композиции.

Файлы: 1 файл

Рисование на темы.docx

— 534.39 Кб (Скачать файл)

Эффективность таких наблюдений будет весьма заметна в тех  случаях, когда учитель при объяснении темы урока сюжетного рисования  расспросит ребят об их наблюдениях  и свяжет это с объяснением  новой темы.

При условии организованных целенаправленных наблюдений учащиеся способны многое увидеть, познать и  запомнить, в результате чего и качество выполняемых ими рисунков оказывается  выше по сравнению с работами учеников, не ведущих специальные наблюдения.

В ряде случаев рекомендуется  проведение наблюдений под непосредственным руководством учителя. Как могут  быть организованы такие наблюдения? Приведем пример. За неделю до проведения занятий по теме «Рисование пейзажа  по наблюдениям» организуется наблюдение учащимися пейзажа под руководством учителя. Для проведения наблюдения целесообразно специально выбрать  время и повести класс в  лесопарк, где педагог делает объяснение, как и что надо наблюдать. Для  этого можно использовать внеурочное время, экскурсии по ботанике, географии, природоведению и время уроков изобразительного искусства, которые в расписании стоят последними.

Учитель обращает внимание учащихся на строение деревьев различных  пород, на их различия. Отмечает, например, каков ствол березы и в каком направлении и какой формы от него отходят ветви. В чем отличие старой березы от молодой... Таким же образом учитель направляет наблюдения учеников на ель, объясняя ее строение и для большей наглядности делая карандашом и углем зарисовки в альбоме.

 
25. Наброски с натуры. Рисунки  учителя 

Педагог ограничивает задачу, показав немногие породы деревьев, но объяснив все, что касается построения их на рисунке, в том числе изображение нижних частей стволов (комелей) и выступающих частей корней (связь дерева с почвой), а также построения ветвей и общих масс кроны. Ученики выполняют несколько быстрых набросков. Учитель бегло просматривает наброски и отмечает характерные ошибки. Далее он показывает и объясняет приемы выполнения набросков с групп деревьев. В своем альбоме педагог выполняет эскизную зарисовку с натуры (рис. 25). В это время учащиеся стоят позади учителя и наблюдают процесс работы. Далее педагог дает задание школьникам сделать один два наброска группы деревьев среднего плана. Затем он проверяет правильность выполнения этих набросков, делает соответствующие замечания. В оставшееся время учитель объясняет перспективное построение нескольких групп деревьев на разных планах. Он показывает, рисуя в своем альбоме, как можно сделать эскиз многопланового пейзажа (рис. 26). Затем ученики выполняют эскиз такого пейзажа. Работа над много плановым пейзажем дает четкое представление о перспективе.

 
26. Наброски с натуры. Рисунки  учителя 

Работу на тему «Рисование пейзажа по наблюдениям» ученики  могут выполнять карандашом и  красками. Возвращаясь домой из лесопарка, ученики наблюдают деревья и кустарники, подмечая в формах стволов и веток определенные закономерности. Например, один большой сук у березы, отходя от ствола, постепенно разветвляется на несколько более тонких сучьев, а те в свою очередь еще разделяются на совсем тонкие веточки, на которых имеются почки или листья. Педагог объясняет, что ни мелкие веточки, ни тем более отдельные листочки изобразить в пейзаже невозможно, да и вряд ли целесообразно. Задача художника - передать характер массы кроны дерева или группы деревьев, их цветовой эффект, композицию.

Наблюдения, проводимые под  непосредственным руководством учителя, приносят гораздо больше пользы в  деле обучения школьников рисованию  по памяти по сравнению с тем, когда  это предоставлено самим учащимся. В таких случаях особенно очевидна важная роль учителя в организации  и в проведении наблюдений над  окружающей жизнью.

После того как школьники  будут иметь запас впечатлений  в результате целенаправленных организованных наблюдений, выполнение сюжетных рисунков, набросков, зарисовок отдельных  предметов или групп на уроках и во время экскурсий на природу  и в музеи становится более  продуктивным. Работа учителя по организации  и проведению целенаправленных наблюдений является большой и важной частью всей подготовительной деятельности детей  под руководством педагога к выполнению тематических рисунков, которая проводится после выполнения учениками эскизов  композиций.

На втором уроке учащиеся приступают к выполнению основного  рисунка, используя в качестве подсобного материала исполненные на прошлом  уроке эскиз и наброски отдельных  объектов с натуры, а также результаты своих наблюдений по данной теме. Во время работы над основным рисунком педагог проходит по классу, просматривая выполненные наброски и делая  нужные замечания. Если наброски сделаны  неудачно, учитель объясняет, почему их нельзя использовать в качестве подсобного материала.

В течение урока педагог  постоянно ведет индивидуальную и фронтальную работу по исправлению  ошибок. Он делает конкретные замечания  ученикам, рисует на доске, сопровождая рисунок объяснениями, когда считает, что ошибка характерна для многих. Он может показать и специально приготовленные таблицы.

Как правило, композиционные ошибки допускаются при недостаточном  умении рационально располагать  изображаемые предметы на листе бумаги, что является следствием незнания законов  композиции.

Особое внимание учителю  следует обратить на методику ведения  урока в тех случаях, когда  ученики, при удачных композиционных замыслах, затрудняются в конкретизации  форм и изображении тех или  иных объектов. Ученики обращаются за помощью к педагогу. Многие учителя  находят выход, рисуя на классной доске мелом или углем на больших  листах бумаги. Такой прием используется учителями с давних пор и является весьма полезным в подобных ситуациях, Здесь учителю необходимо прервать работу учащихся и выполнить рисунки  на классной доске, делая акцент на конструктивное построение объектов. Когда не получается фигура человека, пусть в классе позируют отдельные  ученики, у которых рисунок идет более успешно.

Не менее важен момент завершения работы над композицией. Уточняя и конкретизируя форму  отдельных предметов, ученик может  потерять цельность рисунка, появится пестрота, тональная дисгармония. В  этом случае учителю не следует орать  в руки кисть и заканчивать  рисунок, а подвести к этому ученика, чтобы он это сделал в соответствии со своим первоначальным замыслом и  индивидуальными особенностями.

Важным методическим моментом на заключительном этапе выполнения рисунков и подведения итогов является оценка педагогом работ и обсуждения их вместе с учащимися.

Все тематические рисунки  учитель должен оценивать. Этот момент во всем процессе обучения и воспитания имеет большое значение. Поэтому  необходима правильная организация  системы оценок работ.

Что же является основным в  такой оценке? Прежде всего всегда необходимо иметь в виду цели и задачи, поставленные учебной программой на каждом этапе обучения. Кроме того, учитель предъявляет определенные требования на каждом уроке, и его оценка должна отражать, насколько успешно рисунки выполнены учениками. Педагог должен учитывать и применение в рисунках знаний, полученных учащимися раньше. Оценка работ всегда происходит по нескольким направлениям, кроме тех случаев, когда перед учениками ставятся узкие задачи.

В карандашном сюжетном рисунке  учитывается перспективное, пропорционально-конструктивное, тональное и композиционное построение, решение сюжетных завязок, а также  передача темы, выразительность рисунка  и т. д. Если работа выполняется в  цвете, то ко всем перечисленным задачам  прибавляется оценка цветового решения. В данном случае учитель сообразуется с программными установками для  данного класса. Кроме того, педагог  должен учитывать степень предварительной  подготовленности учащихся каждого  конкретного класса. Это ведет  к дифференцированию процесса обучения и стимулирует повышение качества работ учащихся. При оценке необходимо обращать внимание и на общее эстетическое впечатление от работы, причем одаренность  школьников учитывается, но не выдвигается  при этом на первый план.

Обсуждение выполненных  работ учитель организует в конце  последнего урока, когда остается время, или в начале следующего, перед  новой темой.

Рисунки обсуждаются регулярно  с участием всего класса. Такой  коллективный просмотр вызывает у детей  большой интерес. Обсуждение рисунков всем классом под руководством учителя - одно из средств обучения учащихся изобразительному искусству. При обсуждении нужно обязательно выделить неудавшиеся, средние и хорошие работы. Очень  важно при анализе сюжетных рисунков даже в средней работе отметить что-то положительное, чтобы ученик не потерял  веру в свои силы и интерес к  рисованию.

При анализе работ следует  дать ученикам возможность высказывать  свои мнения о качестве рисунков. По их ответам можно судить о степени  усвоения данной темы и закрепления  в памяти правил и закономерностей  композиции.


Информация о работе Рисование на темы