Рисование на темы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:16, реферат

Описание работы

В практике работы преподавателей изобразительного искусства бытует такой вариант последовательности ведения урока, когда рисунок выполняется фактически за один неполный урок. В начале занятия учитель кратко объясняет тему урока, а рисунок заканчивается дома. В этом случае объяснения педагога, касающиеся темы урока, а также перспективы, цвета и т. д., очень поверхностны. Некоторые учителя считают, что из предыдущих уроков декоративного и натурного рисования ученикам хорошо известны правила перспективы, приемы работы красками и т. п., поэтому на уроках рисования на темы они почти не касаются этих вопросов. Связь предыдущих уроков изобразительного искусства с настоящим уроком сюжетного рисования не прослеживается. В результате работы учащихся получаются слабыми по пропорциональному, конструктивному и перспективному построению, по цвету и композиции.

Файлы: 1 файл

Рисование на темы.docx

— 534.39 Кб (Скачать файл)

Важнейший и более сложный  этап работы школьников над сюжетными  рисунками - компоновка изображаемых объектов, сюжета, эпизода. Процесс компоновки представляет основу, костяк сюжетного  решения рисунка. Компонуя сюжет, ученик занимается как бы «черновой», но в  то же время важной работой как в отношении продумывания сюжета, так и для воплощения своего замысла в тематическом эскизе, размещения изображаемых объектов, определения формата композиции, создания художественных образов. Этот этап очень интересен для детей. Между тем до сих пор непосредственно проблемам компоновки тематических рисунков учеников педагоги и методисты уделяют недостаточно внимания.

В результате отсутствия разработанной  методики преподавания изобразительного искусства в школе, в особенности  по разделу тематического рисования, учащиеся почти не умеют компоновать  сюжеты, так как чаще всего хорошо получившиеся композиции являются случайной  удачей. Мы говорим «чаще всего», а не «всегда» потому, что те дети, которые занимаются у опытного педагога, получают больше знаний, приобретают  больше навыков, в том числе и  по композиции. Удачные сюжетные рисунки  для них не случайность, а результат  продуманного обучения.

Вопросы компоновки учитель  объясняет после того, как раскрыта тема и сюжет рисунка. Более подробное  объяснение композиционных приемов  проводится во время самостоятельной  работы учащихся по компоновке сюжетов.

В процессе компоновки учитель  напоминает ученикам, что выбрав сюжет, они должны продумать содержание рисунков. В процессе объяснения учитель  должен обязательно обратить внимание учащихся на то, что при продумывании композиции они должны представить  себе перспективное, пропорционально-конструктивное построение изображаемого, цветовое решение  и вспомнить, какие правила композиции помогут сделать работу выразительной  и интересной.

Любой сюжетный рисунок начинается с эскиза, который в свою очередь  строится на основе предварительного наброска.

Такой общий схематичный  набросок должен выполняться в тесной связи с идейным замыслом рисунка. Уверенно схематичный набросок делают учащиеся IV - VI классов. Ученики I - III классов  такие наброски выполняют не всегда, так как стремятся скорее выразить свои замыслы на бумаге и начинают сразу прорисовывать детали изображаемых объектов.

Ученики IV-VI классов часто  делают не один, а несколько композиционных набросков, решая в них одновременно ряд задач. Они определяют содержание сюжета, расположение объектов, пространственное решение, точку и уровень зрения, формат (рис. 23). В окончательных набросках  учащиеся делают попытки решить композицию в цвете.

 
23. Ломают старые дома. Рисунок  ученика V класса. Поиски композиции 

Руководя процессом компоновки, педагог должен учитывать особенности  композиции сюжетных рисунков, характерные  для учащихся разных классов. Так, некоторые  учащиеся могут начать построение композиции слева направо по всей высоте листа  бумаги или взять лишь часть высоты (построение фризом, в виде полосы). Другие ученики даже при условии построения рисунка с центра, с главного, могут увлечься и долгое время не показывать второстепенных частей композиции, детализируя и прорабатывая лишь главный объект. Такая увлеченность иногда приводит к тому, что к концу урока главные объекты, образы уже почти полностью закончены, а вокруг ничего не нарисовано. Здесь учителю следует направить энергию учеников при работе над композицией в нужное русло, вовремя подсказать пути заполнения плоскости листа бумаги.

Компонуя выбранный сюжет, учащиеся должны представить, в каких  позах будут изображены люди, животные, какие места листа бумаги будут  заполнены, что и каким цветом будет передано. Каждый ученик должен подумать, что в его рисунке  будет главным. Учитель может  активизировать воображение учащихся, говоря о связи сюжетов с возможным  расположением фигур, предметов. Кроме  того, педагог должен следить за тем, насколько успешно формируются  образы главных героев в рисунках, как себе их дети представляют, и  вести дальнейшую работу по развитию их воображения. Главным в рисунках детей могут быть две-три человеческие фигуры или панорама города, в изображении  которой важно продумать перспективу  и цветовое решение. Если это тема спорта, то здесь «ключом» композиции должна быть передача движения, ритма, а цветовое решение может быть ярким и даже декоративным.

В композициях на темы из жизни города или деревни главными будут две-три первоплановые фигуры или отодвинутая в глубину  масса людей, домов, деревьев, машин  и пр., т.е. композиционное решение  может быть по-разному акцентировано  на смысловой связи (рис. 24).

 
24. Скоро Новый год. Рисунок  ученика IV класса. Выделение главного 

Намечая общую схему композиции, учащиеся должны ясно представить точку  зрения, с которой они будут  рисовать все объекты. От этого зависит  положение, повороты объектов изображения. Важно указать ученикам на то, чтобы  они как можно яснее представили  себе уровень зрения, с которого они как бы наблюдают изображаемый эпизод. Учитель должен объяснить  им значение уровня зрения для передачи замысла и выразительности композиции. С понятием уровень зрения ученики  знакомятся при изучении раздела  перспективы на уроках рисования  с натуры. Например, стремясь показать наблюдаемый (изображаемый) эпизод как  бы сверху, следует все фигуры людей  рисовать на фоне земли, т. е. ниже линии горизонта. При уровне зрения как бы снизу, с позиции человека, сидящего на земле, более половины высоты фигур людей будет попадать на фон неба. При низком уровне зрения особенно высокими будут изображены здания, деревья. Такой уровень берут в тех случаях, когда хотят показать величину изображаемых объектов, их высоту и стройность. При высоком уровне зрения авторы композиции стремятся показать большую площадь земли и множество разных объектов на ней.

При изображении общей  схемы композиции ученики намечают линию горизонта, продолжая прорисовку, строя и уточняя перспективу  и пропорции. Здесь учителю необходимо постоянно вести индивидуальную и фронтальную работу.

Положение линии горизонта  в композиции значительно влияет на характер и выразительность работы в целом. Значение линии горизонта  учитель может раскрыть и на уроках-беседах  об искусстве при анализе художественных произведений и непосредственно  при объяснении темы, сюжетов на уроках тематического рисования.

На стадии компоновки работы учитель должен проследить выбор  учениками формата, который наиболее удачно подходит для выявления замысла. Здесь надо указать ученикам на то, что характер формата (квадрат, горизонтальный и вертикальный прямоугольники, сильно вытянутые горизонтали или вертикали) существенно влияет на передачу в  композиции впечатления активного  движения или, наоборот, спокойного состояния, чувства равновесия, симметрии и  т. д.

По ходу работы над эскизами педагог напоминает ученикам о том, что для выразительного решения  композиции следует пользоваться известными им правилами, приемами и средствами. В частности, нужно напоминать о  правилах симметрии и асимметрии, ритма, статики, о выделении сюжетно-композиционного  центра, о сохранении связи частей рисунка (равновесия), единства всей композиции, о тоновой, цветовой контрастности  и других приемах.

Цветовое решение композиции должно быть продумано учениками  еще до начала работы. Когда композиция намечена карандашом, делается небольшой  вспомогательный эскиз в цвете, в котором общее решение намечается обобщенно, без «лепки» объемов  предметов и без деталей. Небольшой  эскиз выполняется в цвете  тогда, когда выполнение рисунка  рассчитано на два-три часа. Иногда в целях экономии времени учитель  предварительно дает учащимся задание  не только наблюдать и делать наброски в связи с темой будущего рисунка, но и выполнить к следующему уроку  первоначальный эскиз. В процессе объяснения темы, вопросов перспективы, цвета и  компоновки сюжета учитель имеет  возможность показать специальные  таблицы.

Эскиз композиции в цвете  должен давать решение сюжета, выявлять замысел, композиционный центр, служить  цельности рисунка.

В этот период работы учеников над цветовым решением композиции педагог  следит за тем, насколько линейный рисунок, размещение фигур и предметов  в листе, в определенном формате, цветовое, тональное решение выявляют образы, делают выразительной композицию в целом. Учителю следует внимательно  отнестись к каждому рисунку  и сделать индивидуальные замечания  ученикам, чтобы они могли исправить  недостатки, улучшить свои работы. От правильности линейного рисунка, его выразительности  зависят передача движения, показ  характеристики фигуры (маленькая, толстая, высокая, тонкая, характер одежды и  т. д.). То же самое надо иметь в  виду при компоновке в сюжете того или иного здания, механизма, дерева.

Педагогу следует помнить  о характере и особенностях зрительных образов школьников и о необходимости  формирования художественных образов  в сюжетных рисунках. Поскольку эти  образы не всегда и не у всех учащихся формируются в воображении и  передаются в рисунках без изменений, нужно внимательно вести индивидуальную работу, чтобы, наблюдая за рисованием каждого ученика, заметить и проследить пути создания и изменения художественных образов. Этот момент очень важный. От него зависит результат всей дальнейшей работы учащихся над композицией. Нередко  школьники, нарисовав в карандаше  тот или иной образ, не удовлетворены  им и начинают переделывать его, стирая частично, а иногда и полностью  ранее сделанное. Учитель обязан следить за всеми этими изменениями  и видеть наиболее важные из них. Он решает, какую помощь можно оказать тому или иному ученику, кому дать совет не делать изменений, а кому рекомендовать сделать по-иному и т. д. Подобная кропотливая работа педагога с каждым учеником поможет избежать многих ошибок, значительно улучшит качество работ, будет способствовать активизации образного мышления детей, творческого отношения к процессу создания сюжетных рисунков. Например, у некоторых учащихся удачно скомпонован сюжет, выразительно нарисованы фигуры и «красиво взяты» в цвете. Но в светлотном отношении сочетание этих цветов везде очень сближено, что значительно уменьшает впечатление расстояния между предметами (или частями объектов), в то время как по замыслу авторов пространство должно быть передано очень ярко. Этот недостаток значительно ослабляет цельность и выразительность композиции.

Остановимся на роли наблюдений в сюжетном рисовании. Только после  решения поставленных задач в  эскизе можно рекомендовать ученику  приниматься за основной рисунок. В  конце урока педагог может  дать задание наблюдать и делать зарисовки отдельных фигур людей, а также деревьев, домов и других объектов, намеченных в эскизах. По возможности учитель организует наблюдения окружающей жизни. Часто  во время самостоятельных наблюдений учащихся (или вместе с учителем) проводятся и зарисовки с натуры.

Наблюдения учащимися  окружающей действительности в связи  с конкретными темой и сюжетом  являются, с одной стороны, внеурочной работой по композиции, с другой - они представляют и очень важную часть подготовительной работы, способствующей более успешному выполнению сюжетных рисунков непосредственно на уроках.

Школьников следует приучать систематически наблюдать окружающую их жизнь с точки зрения художника. Давая ученикам задание наблюдать те или иные предметы, необходимо всегда ставить перед ними конкретную задачу и даже делить ее на более мелкие, делая тем самым наблюдения целенаправленными, более продуктивными.

Например, при подготовке к теме «Улица около школы» учащимся можно дать задание понаблюдать  часть улицы с разных точек  зрения в разное время дня. Необходимо разъяснить, на какие моменты следует  обратить внимание при наблюдении. Во-первых, установить, что находится  на этой части улицы (деревья, дома). Во-вторых, определить характеристики объектов наблюдения: сравнить пропорции  домов, деревьев, людей и т. д. Важно  также проконтролировать результаты этих наблюдений. На уроке учитель  дает школьникам задание нарисовать виденное по памяти. Затем, проанализировав  ошибки, педагог дает задание снова  внимательно наблюдать те же самые  объекты. Этот прием очень помогает в уточнении рисунков на следующем  уроке и содействует более  углубленному изучению натуры.

Очень важно, чтобы в процессе наблюдений учащиеся проследили конструктивное построение и пропорциональные отношения  различных предметов, учли особенности  линейной перспективы и изменения цветовых и тоновых контрастов в зависимости от ближнего или дальнего расположения объектов.

С большим интересом учащиеся проводят наблюдения за изменениями  окраски предметов в различное  время дня и в зависимости  от состояния погоды.

Целенаправленные наблюдения с указанием конкретных заданий  развивают у детей наблюдательность и зрительную память. Благодаря этому  учащиеся, работая над конкретной темой, умеют выделять главное изобразительными средствами. Они отмечают характерные  черты тех или иных предметов  и явлений. Это дает возможность  передать сущность изображаемого явления, эпизода, отчего композиция получается выразительной и интересной.

Знания и опыт путем  наблюдений и изобразительной деятельности дети приобретают не сразу. Учитель  должен продумать систему различных  наблюдений. Нужен конкретный план наблюдений окружающей жизни школьниками  в непосредственной связи с темами натурного и сюжетного рисования.

При составлении такого плана  учителю, безусловно, следует исходить из уровня развития детей. Необходимо также продумать, какое время  можно выделить для наблюдений под  руководством учителя.

Конкретизируя самостоятельное  задание по наблюдению в связи  с определенной темой сюжетного  рисунка, учитель за неделю до проведения урока тематического рисования  дает ученикам задание понаблюдать, например, отдельные жилые кварталы их района (если тема связана с городом, с новым строительством), а также  посмотреть строительные площадки и  т.д. Особое внимание учащиеся должны обратить: на конструкции домов, пропорции  их частей (окон, высоты здания по отношению  к этажам, высоты одного здания по отношению  к другому и т. д.); на соотношения  высоты зданий и деревьев; на конструкции  различных механизмов; на характеристику строения деревьев; на пропорциональное строение фигуры человека, передачу его  движений; на перспективные сокращения поверхностей; на цветовые соотношения  наблюдаемых объектов; на выбор точки  зрения, положения линии горизонта  по отношению к наблюдаемым объектам. Свое объяснение учитель строит в  соответствии с предстоящим выполнением  тематического рисунка (например, «Наши  новостройки»), причем рекомендует  учащимся вести наблюдения каждый день.

Информация о работе Рисование на темы