Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:55, реферат
Колорит в живописи - важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова color, что означает цвет, краска. Колорит в живописи - это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности». Цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства единичных изделий, их наборов, комплексов и предметной среды в целом. Цвет — одна из основных закономерностей композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой.
Введение
1. Многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна:
2. Цвет, как основное выразительное средство произведений искусства
3. Цветовая палитра
4. Особенности применения цвета
5. Парадоксы восприятия цвета
6. Цветовая специфика произведений дизайна
7. Пограничный контраст
8. Иррадиация
9. Явление хроматической стереоскопии
10. Суперграфика
11. Заключение
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт изобразительного
и декоративно-прикладного
Студент: Петрова Асия Рашитовна
Специальность: 050600 Художественное образование
Курс : 2
Группа: ХОбз-201
Предмет: Программа Физика и химия цвета и технология восприятия
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Роль колорита в объектах дизайна (цветовая специфика произведений дизайна, колористика предметно-пространственной среды, связи цветовых масс, явление хроматической стереоскопии, суперграфика, цветовое проектирование)»
Преподаватель: Котельников Николай
Дата регистрации в учебной части: «____»____________20__г.
Регистрационный номер_________________________
Дата получения преподавателем:
Оценка:______________________
Подпись преподавателя:________________
Дата отправки на доработку_____________________
Тольятти 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна:
2. Цвет, как основное выразительное средство произведений искусства
3. Цветовая палитра
4. Особенности применения цвета
5. Парадоксы восприятия цвета
6. Цветовая специфика произведений дизайна
7. Пограничный контраст
8. Иррадиация
9. Явление хроматической стереоскопии
10. Суперграфика
11. Заключение
Введение
Колорит в живописи - важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова color, что означает цвет, краска. Колорит в живописи - это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности». Цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства единичных изделий, их наборов, комплексов и предметной среды в целом. Цвет — одна из основных закономерностей композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой. Цветовая композиция — составная часть общей композиции объекта дизайна (как и архитектуры, и прикладного искусства), сливающаяся в неразрывное целое с объемно-пластической и цветографической ее составляющими. Но цвет может стать и самым опасным средством дисгармонии объекта разработки при отсутствии соответствующих знаний в области теории композиции, цветоведения, знаний о многообразной роли цвета в композиции различных объектов и, безусловно, развитого эстетического и художественного вкуса (базирующегося на чувствемеры), таланта, умения, навыков решения разнообразных композиционных задач, в том числе в области колористики.
Многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна:
1. Цвет, как одно из самых активных средств композиции, в первую очередь влияет на эстетическое отношение к объекту до восприятия пространства, объема, пластики формы и ее деталей и остается в памяти дольше всех остальных признаков формы.
2. Цвет активно формирует образные ассоциации, связанные с сущностью объекта и его культурно-смысловым значением для разных социальных групп и индивидов. Свойства цветовых композиций как ассоциативно-композиционных средств формирования художественных образов издавна используются в разных видах искусств. Это образы разных состояний, настроений, характеров, впечатлений, ощущений: например, величавости, солидности, замкнутости, строгости, холодности; или элегантности, изящества, т. п. Цветовые композиции могут создавать впечатления различных времен года, суток, разных состояний погоды, характерных климатических зон; вызывать ощущения радости и горя; тревоги и покоя, безмятежности; создавать впечатление о молодости, юности, зрелости и старости; о жизни и смерти; природе и космосе.
3. Цвет является одним из активных средств новизны, оригинальности композиции благодаря новаторскому подходу к использованию цвета, сочетаний цветов для уже известного объекта (изделия данного вида, типа, набора, ансамбля изделий, предметной среды) и тем более для в той или иной степени нового по функции, конструкции, форме объекта, создаваемого на основе новых материалов и технологий их обработки (переработки, отделки).
4. Цвет — одно из активных средств модных инноваций. Мода вводит нормативно (как регулятор массового поведения людей, ориентирующихся на модные ценности, воплощаемые в модных стандартах и объектах) те или иные цвета и цветосочетания в разряд современных («мода» и «современность» — понятия взаимосвязанные), эстетически и престижно ценных в определенный период цикла функционирования моды.
6. Цвет в интерьере часто служит решению задачи соподчинения, объединения, уравновешивания разных по стилевому характеру, форме, величине, пространственной ориентации предметов в единой среде.Но он может, при необходимости, служить решению задачи выделения, акцентирования какого-либо объекта в общем ансамбле.
7. Цвет в интерьере служит средством объединения или расчленения плоскостей стен, потолка, пола, проемов окон и дверей. Цвет помогает создавать нужное впечатление от пространства: зрительно его увеличивать или уменьшать благодаря использованию как расчленяющих полос и плоскостей, так и свойств «выступающих» (теплых) и «отступающих» (холодных) цветов, а также тех или иных оптических иллюзий. Впечатление зрительного увеличения или уменьшения объема помещения или предмета создается применением «легких» и «тяжелых» цветов, ярких (чистых) насыщенных или ненасыщенных цветов (разбеленных или зачерненных).
8. Цвет используется для выделения, подчеркивания тех или иных элементов конструкции изделий, самих конструктивных соединений, сочленений в самых разных объектах дизайна (как и архитектуры) — в одежде, обуви, мебели, утвари, приборах, машинах, инструментах, разного рода сооружениях, зданиях. В архитектуре давно и широко используется прием цветового выделения крыш, козырьков, башен, шпилей, дверей, ворот, балконов, лоджий, мансард, наличников дверей и окон; подчеркивания горизонтальных и вертикальных конструктивных и пластических членений зданий
9. Естественные (природные) цветовые особенности различных конструкционных и отделочных материалов, проявляющиеся в их колорите, текстуре и фактуре, широко используются в цветовых композициях изделий, изготовленных из дерева, металла, камня, рога, кости, стекла, перламутра, жемчуга, кожи, шерсти, меха и т. п. с соответствующей обработкой этих природных материалов, выявляющей их декоративные (в том числе колористические) свойства.
10. Цветом можно привлекать внимание к функциональным и декоративным деталям объекта, выделяя их в общей цветовой композиции, акцентируя на них внимание. На многих бытовых производственных приборах, механизмах, машинах цветом (иногда светящимся цветом) выделяются рабочие органы, индикаторы, табло, знаки, индексы, надписи и другая информация.
11. И, наоборот, цветом при необходимости, в соответствии с композиционно-стилевым замыслом обобщают все детали формы того или иного объекта дизайна, строя композицию на эквитональных или даже тождественных цветовых отношениях.
Во многих объектах дизайна для достижения целостности, выразительности и образности формы используются, взаимно дополняя друг друга, цветовые приемы контраста, тождества и нюанса, равно как и соответствующие сущности объекта и художественным задачам различные приемы цветового пропорционирования, ритмизации, масштабирования в симметричных и (или) асимметричных (соответственно статичных и (или) динамичных) композициях, многообразно проявляющих роль цвета как активного средства гармонизации объектов дизайна в процессе и результатах решения различных композиционных задач.
Цвет, как основное выразительное средство произведений искусства
В искусстве дизайна цвет может быть как основным выразительным средством, так и дополнительным, использующимся для подчеркивания основной формы выражения, усиления ее содержательности. Специфика пространственного ощущения цветовых характеристик определяется особенностями процесса восприятия пространственной формы.
При помощи цвета можно добиться чудес в оформлении и соответствующего ему психологического и эмоционального воздействия, комфорта.- Цвета — это точно определяемые оптические свойства предметов, которые каждым человеком воспринимаются индивидуально. Кроме этого, цветовое воздействие зависит от игры света и тени, а также от особенностей поверхности и структуры материалов, которыми передается цвет:
- Интенсивные цвета на солнце становятся еще сильнее.
- Темные цвета без солнца выглядят матовыми и плохо различимыми.
- Световые цветовые тона (белые, кремовые, желтые, серо-серебристые), наоборот, при неярком освещении приобретают тусклый оттенок или в полумраке придают формам более легкий силуэт.
-
Блестящие поверхности отражают свет
и производят впечатление более светлых
и светящихся.
- Матовые поверхности
поглощают свет и кажутся более темными.
Цветовая палитра
Цвет играет едва ли не важнейшую роль в художественном решении интерьера помещения, поэтому так важно умело пользоваться им в оформлении при создании цветовой гаммы. Как из отдельных нот, так и из различных цветовых тонов можно подобрать единый гармоничный аккорд. Цветовую палитру, составленную из цветов светового спектра, можно с успехом использовать, если понять закономерности в цветовом оформлении и подобии между цветами. Для этого удобно пользоваться так называемым цветовым кругом, позволяющим точно соблюдать цветовые соотношения.
Первичными, или основными, цветами являются красный, желтый и синий. Их также называют «чистыми» цветами, так как они образованы не путем смешения двух или более цветов.
Вторичными, или дополнительными, цветами являются оранжевый, зеленый, фиолетовый, возникшие в результате смешения двух основных цветов.
К теплым цветам относятся желтые и оранжевые тона, которые находятся по одну сторону светового спектра.
Холодными цветами называются синий, бирюзовый и зеленый. Они занимают противоположную сторону светового спектра.
Нейтральным цветом является белый, соответственно полярным ему служит черный. С ними могут быть смешаны все другие цвета. В результате этого возникают цветовые тона. Если их смешать между собой, то получится серый цвет.
Пастельные тона возникают в результате смешения остальных цветов с белыми.
Цветовые оттенки могут возникать в результате смешения спектральных цветов с черным.
При помощи цветового спектра можно составить многочисленные комбинации:
- Отчетливо сменяющие друг друга цветовые тона;
- Постепенно переходящие друг в друга цветовые тона;
- Комбинации различных тонов одним цветом, составленные в зависимости от различной световой интенсивности одного цвета. Они оказывают особенно спокойное воздействие и выглядят утонченно и элегантно;
- Сильно контрастирующие тона. Такая комбинация может быть получена в результате добавки нейтрального цвета, такого, как белый или зеленый, оказывающего связующее, уравновешивающее и успокаивающее воздействие
- Цвета, находящиеся друг против друга в цветовом круге (красный с зеленым, оранжевый с синим, фиолетовый с желтым), создают контрастные соотношения, которые наиболее эмоционально эффектны. Мягкими, гармоничными являются соотношения цветов, расположенных в цветовом круге через «один» (красный с желтым, оранжевый с зеленым, желтый с синим, фиолетовый с оранжевым и т. д.). Негармоничны сочетания соседних цветов (зеленый с синим, красный с оранжевым и т. д.). Белый цвет гармонирует со всеми другими цветами.
Особенности применения цвета
Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других — неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантный материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требующих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах.
Иначе говоря, для всякого интерьера существуют «запретные» цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, в помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов. В том месте, где едят или готовят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В кабинете, как и в любом серьезном деловом помещении, запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.
Воздействие цвета можно охарактеризовать следующим образом: красный — возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, повышает кровяное давление, ускоряет частоту дыхания.
Оранжевый — тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет сердечный ритм.
Желтый
(самый светлый в спектре) — тонизирующий,
физиологически оптимальный, наименее
утомляющий; стимулирует зрение.
Зеленый (наиболее
привычный для органов зрения) — физиологически
оптимальный; снижает кровяное давление,
успокаивает, на продолжительное время
повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Голубой
— успокаивающий; снижает мускульное
напряжение и кровяное давление, успокаивает
пульс и замедляет ритм дыхания.
Синий — его успокаивающее
действие переходит в угнетающее; способствует
затормаживанию функций физиологических
систем человека.
Фиолетовый — соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему. Известно также, что с возрастом любимая цветовая гамма изменяется, причем преимущественно в направлении от холодных сине-зеленых к теплым желто-коричневым тонам.