Роль колорита в объектах дизайна (цветовая специфика произведений дизайна, колористика предметно-пространственной среды, связи цветовых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 10:55, реферат

Описание работы

Колорит в живописи - важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства. Термин «колорит» происходит от латинского слова color, что означает цвет, краска. Колорит в живописи - это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности». Цвет — самое активное средство гармонизации формы и пространства единичных изделий, их наборов, комплексов и предметной среды в целом. Цвет — одна из основных закономерностей композиции (колорит как гармонизированный цвет, сочетание цветов) наряду с объемно-пространственной структурой и тектоникой.

Содержание работы

Введение
1. Многообразие возможностей цвета в композиции объектов дизайна:
2. Цвет, как основное выразительное средство произведений искусства
3. Цветовая палитра
4. Особенности применения цвета
5. Парадоксы восприятия цвета
6. Цветовая специфика произведений дизайна
7. Пограничный контраст
8. Иррадиация
9. Явление хроматической стереоскопии
10. Суперграфика
11. Заключение

Файлы: 1 файл

Роль колорита в объектах дизайна.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

 

Парадоксы восприятия цвета

Более подробно следует остановиться на особенностях восприятия цвета. Многие художники замечали, что объемная форма какого-либо предмета и его цвет не могут восприниматься одновременно.

Как утверждает гештальтпсихология, мы вначале "схватываем" весь объект, т. е. его форму, пространственные соотношения, фактуру, общие закономерности цветовой и световой среды и так далее, но в дальнейшем, если мы попытаемся перейти к детальному анализу, окажется, что постигать детали фактуры и объемной формы и одновременно ощущать все тончайшие нюансы цвета в светах, в тенях, бликах и рефлексах – невозможно. Восприятие идет как бы по двум различным каналам, и для переключения внимания с одного на другой необходимо некоторое внутреннее усилие и даже определенный навык (этим навыком обладают профессиональные живописцы). И это при том, что цветовоспроизведение находится как бы внутри тоновоспроизведения, которое является более обобщающим свойством. Без правильной передачи тональных различий невозможна правильная передача цвета.

Схватывая объект целиком, мы ощущаем цвет определенных его участков, в определенных яркостных зонах (это света, это тени, это блики, а это рефлексы), и наш механизм константности мгновенно просчитывает, как хороший компьютер, истинный предметный цвет, и этого перцептивного суждения о цвете обычно вполне достаточно для повседневной жизни.

Сравнивая цвета, мы подсознательно меняем уровень адаптации зрительного  анализатора таким образом, чтобы  эти сравниваемые цвета выводились на одинаковый или, во всяком случае, сравнимый уровень яркости. На примере пользования колориметром мы знаем, что для того, чтобы точнее сравнить два цвета, надо их вначале сблизить по светлоте. Если цвета не сближены по своей светлоте, по своей яркости, то включается более важная особенность зрительного восприятия. Глаз адаптируется по самому светлому полю, а другое, более темное, автоматически отбрасывается в сторону черного, т. е. в зону, где восприятие цвета не может проявиться с достаточной определенностью. Это при сравнении двух цветов в колориметре. Если же мы пытаемся вникнуть в цветовые различия на объекте, то при этом как бы перестаем понимать его форму, потому что, мысленно приводя сравниваемые участки к одинаковой светлоте, мы что-то перестраиваем в нашем восприятии естественных контрастов, которые определяют форму, фактуру и пространство.

Следует отметить еще одну особенность  восприятия цвета, которая почти  не учитывается колориметрией, –  это разбеливание цвета при ярком  освещении.

 

Цветовая специфика произведений дизайна

Посредством зрения человек в состоянии ощущать положение, размеры, форму, движение, структуру и окраску находящихся вокруг него объектов.

В процессе цветового  решения объекта мы встречаемся  не с отдельными цветами, а с их комбинациями и сочетаниями. Нас  интересует, как влияют одни цвета на другие при их сочетании, разном количестве, разной насыщенности и т. п.

Яркость видимого объекта определяется нами не как  абсолютная величина, а как относительная, по отношению к фону. Так, например, из двух квадратов одинаково серого цвета квадрат на черном фоне кажется нам более светлым, чем квадрат на белом фоне. То же явление мы наблюдаем и с цветными объектами. Это явление называется одновременным контрастом.

В композиционном решении эмоциональное восприятие цвета осложняется содержанием промышленного изделия. При этом не последнюю роль играет предмет — носитель цвета, т. е. оценка эстетических качеств цвета должна происходить в его конкретной ситуации.

На человека психологически и эстетически действуют не отдельные  цвета, а их сочетания. Степень такого воздействия зависит от соотношения цветов по всем их характеристикам: нюанса, контраста, активности, пассивности и т. п.

Знание данной проблемы для художника-конструктора очень важно: промышленные изделия, машины, орудия труда, стены производственного, общественного и бытового интерьера, ткани, предметы убранства создают цветовую среду, формируют душевное состояние человека и его работоспособность.

Законы цветовых гармоний относительны. В каждую историческую эпоху у того или другого народа те или иные гармонические сочетания цветов считались особенно красивыми. Например, терракотово-красный с черным — основной мотив росписи керамики Древней Греции, для туркестанской керамики типичны различные сочетания глубокого кобальтового цвета с цветом золотистой охры.

В наше время проблема улучшения  внешнего вида промышленного и бытового интерьера и экстерьера, промышленных изделий, пластики машинных форм неотьемлема  от проблемы их цветового решения. Цветовое решение промышленной продукции имеет исключительно важное значение не только с точки зрения повышения эстетических качеств того или иного изделия. При работе на производстве и дома — у станка, машины и с бытовыми электроприборами — важны не только умение, мастерство, навыки, интеллект работающего, но и его настроение, самочувствие. Цвет в данном случае играет огромную роль.

В помещении можно создать впечатление  простора, применив светлые холодные тона. Теплыми — красными, коричневыми  тонами — можно, наоборот, создать впечатление суженности пространства. Один и тот же предмет, окрашенный в светлый или просто белый цвет, всегда выглядит более легким, а в темный или черный — кажется тяжелее. Одно и то же помещение или предмет производит различное впечатление в зависимости от его окраски. Помещения, окрашенные в голубые, синие, зеленые цвета, кажутся более прохладными, чем они есть на самом деле, а окрашенные в оранжевые,— более теплыми.

Помещение, особенно с плохим освещением, окрашенное в белый цвет, кажется обычно несколько серым. С психологической точки зрения окраска общественного или производственного помещения в белый цвет утомляет и на рабочих воздействует неблагоприятно. Неблагоприятное впечатление производит также сплошная белая окраска больничных помещений. Исследования показали, что более разнообразная окраска, с правильным подбором цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного.

При оформлении производственных помещений  надо исходить из того, что подбор цветов должен определенным образом соответствовать специфике данного труда. Например, в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или раскаленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. Здесь целесообразно использовать тона, противоположные цвету расплавленного металла,— синие и зеленые,— для того, чтобы помещение казалось более холодным. Очень важно продумать цветовую гамму рабочего места. Представьте себе токарный станок, окрашенный в серый цвет, на фоне серой стены, причем обрабатываемая деталь тоже обычно серая. Такая «цветовая гамма» будет утомлять рабочего и приведет к снижению производительности труда.

Подход к цветовому оформлению заводского цеха, офиса, учебных классов  должен быть индивидуальным. Оформление помещений, станков, машин, бытовых приборов требует логического соответствия формы и цвета. Правильно подобранная гамма окраски делает изделие привлекательным, вызывает доброе, любовное отношение к нему, тем самым облегчает работу и уход за ним.

Функция, форма и цвет любого промышленного изделия должны быть органически увязаны между собой. Цвет нельзя рассматривать вне условий эксплуатации и конкретной формы. Поэтому окраска должна проводиться с учетом конкретной формы промышленного изделия и специфики работы, общения человека с данным изделием.

В спектре солнечного луча семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все эти  цвета имеют очень много оттенков. Из трех основных цветов — красного, желтого и синего — можно составить все остальные цвета. Смешивая краски этих цветов, можно получить зеленый цвет (синяя краска с желтой), оранжевый (желтая с красной), фиолетовый (красная с синей) и другие промежуточные цвета. Для наиболее полного и правильного использования красок необходимо знать основные законы цветоведения.

Тонов цветовой палитры, которую нам  предлагает промышленность — будь то гуашь, акварель, масляные краски —  вполне достаточно для того, чтобы  получить нужные нам цвета, а из цветов — цветовую гармонию. В природе  гармония цвета бесспорна. Изучая ее на примерах природных аналогов, исследуя условия, которые привели к этой гармонии, человек ищет ключ к научному решению цветовой гармонии искусственной среды.

Пограничный контраст

Каждый цвет определённого цветового тона на границе с более светлым соседним полем того же цветового тона становится как бы темнее.

Пограничный контраст создаёт как бы эффект волнообразной вогнутости и выпуклости полос. (Домашнее задание, уважаемый читатель: подумайте сами, отчего это происходит. Ответ можно «озвучить» своим родным или друзьям, что явно подымет ваш авторитет в их глазах.)

 

Иррадиация

Явление иррадиации — это иллюзия изменения площади равновеликих тел, фигур, пятен в зависимости от их светлоты, а также светлоты фона, на котором они воспринимаются. Светлые поверхности как бы увеличиваются вширь. Так, например, белый квадрат на чёрном фоне будет казаться более крупным, чем чёрный квадрат такой же величины на белом фоне. Светлые цвета обладают большей энергией, чем тёмные, поэтому падающий от них на сетчатку свет раздражает и прилегающие нервы. Это явление играет существенную роль в графическом дизайне при конструировании шрифтов.

 

Явление хроматической стереоскопии

Если спектральный цветовой круг поместить на чёрное основание, то при рассматривании цветов будет казаться, что жёлтая часть круга выступает вперёд, красная -меньше, а синяя и фиолетовая - как бы отступают в глубину. Это оптический эффект хроматической стереоскопии, известный под названием «выступание - отступание» цветов.

Помимо индивидуального опыта зрительного восприятия этот эффект обусловлен также и физиологическим строением глаза (изменяется кривизна линз глаза). Явление хроматической стереоскопии зависит от цветовых характеристик:

• цветового тона (тёплые цвета выступают, холодные - отступают);

• светлоты (светлые и тёплые цвета в силу иррадиации воспринимаются выступающими на тёмных и холодных фонах);

• насыщенности (насыщенные цвета - выступающие);

Это свойство цветов («выступание - отступание») используют художники на своих картинах, а также дизайнеры интерьеров.

Использование теоретических знаний основ Цветоведения, базирующихся на многих фундаментальных науках, способствует тому, что применение цвета в любой практической деятельности будет научно-аргументированным, а не просто на уровне личных пристрастий.

 

Суперграфика — прием декорировки наружных стен здания, выработанный архитекторами постмодернизма: лаконичные, броские мотивы, обычно ярких чистых цветов, нарисованные на фасаде многоэтажного здания во всю его высоту.

Суперграфика вносит активное, динамическое начало в статичное, привычное для  человека пространство, зрительно преобразует  его. Создавая суперграфическую композицию с помощью цвета, элементы оборудования или мебель вычленяются из окружения, сливаются с примыкающими плоскостями, в единое целое увязываются стены и потолок, стены и пол, стены, потолок и пол.

Все это не только изменяет геометрию  пространства, но и придает ему  новое смысловое содержание. Использование  суперграфики в жилом интерьере  предусматривает воздействие на плоскость; на предмет; трансформацию пространства.

С первым приемом  мы сталкиваемся, когда орнаментальная композиция, геометрически правильная или построенная на растительных элементах, занимает ограниченную часть  одной стены. Она может выполнять подчиненную роль, выступая как фон для стеллажных полок, быть достаточно самостоятельной, активно заполняя пространство стены между навесными и напольными шкафами, в графическом решении подчиняться пластике мебельного гарнитура или быть независимой от геометрии элементов интерьера или мебели. Второй подход реализуется, когда настенная роспись, начатая на одной плоскости, через угол помещения переходит на другую плоскость. Композиция на стене может переходить в цветные пятна драпировочной ткани.

 

Заключение

Проектирование цветовой среды распадается на несколько этапов. На первом происходит сбор исходных данных из области физиологии, психологии, гигиены, определяются психофизиологические и социокультурные требования. На втором этапе выявляется зависимость цветовой среды от типологических особенностей объекта, градостроительных,  свето климатических условий, цветовой культуры региона. Прежде всего проводится анализ объемно-пространственных характеристик проектируемого интерьера и их фиксация, выявляется структура интерьера, определяется композиционный прием построения пространства.

Второе действие на этом этапе представляет собой построение маршрутной схемы и фиксацию основных точек стояния для уточнения графика движения, который позволяет установить, совпадает ли ось движения с основной осью развития пространства, обеспечивается резкая или постепенная смена видовых точек. 
Третье действие — проверка связи цветовой среды с типологическими особенностями проектируемого объекта в зависимости от характера зонирования каждой типологической группы и от характера протекающего в ней процесса.

Характер зонирования проверяется несколькими параллельными методами. Метод функционального зонирования позволяет отметить границы функциональных зон — пространств, предназначенных для выполнения определенного вида или комплекса сходных видов деятельности. Составляется карта функциональных зон, фиксируется их совпадение или несовпадение со структурным членением пространства. Определяется, какой принцип связи между зонами оказывается ведущим: связности или разобщенности, открытости или замкнутости.

Информация о работе Роль колорита в объектах дизайна (цветовая специфика произведений дизайна, колористика предметно-пространственной среды, связи цветовых