Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 07:22, курсовая работа
Цель исследования. Историко-художественное осмысление абстрактного искусства как одной из центральных художественных идей и творческого метода в русском искусстве начала XX века.
Задачи:
1. Изучить искусствоведческую литературу по теме исследования;
2. Изучить значение и роль абстракционизма в общей картине развития русского искусства начала XX века;
3. Определение концепций художников-авангардистов и анализ их работ.
Введение.
1.Глава. Абстракционизм в русском искусстве.
1.1.Историческая обстановка. Предпосылки.
1.2.Особеости русского абстракционизма.
2.Глава. Русские художники-абстракционисты.
2.1. Авангардные работы М. Ларионова и Н. Гончаровой.
2.2.Абстрактные работы В. Кандинского и К. Малевича.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. М. АКМУЛЛЫ
Художественно-графический факультет
Кафедра изобразительного искусства
Специальность «Изобразительное искусство»
Очная форма обучения
Курс V, 51 гр.
ЧИЛЯЕВА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА
РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ-АБСТРАКЦИОНИСТЫ начала XX века
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Научный руководитель:
к. иск., доцент Масленникова Т. А.
Дата защиты «_____»____________2012 г.
Оценка: _______ (____________________)
Подпись научного руководителя: _______
УФА 2012
Содержание:
Введение.
1.Глава. Абстракционизм в
1.1.Историческая обстановка. Предпосылки.
1.2.Особеости русского абстракционизма.
2.Глава. Русские художники-
2.1. Авангардные работы М. Ларионова и Н. Гончаровой.
2.2.Абстрактные работы В. Кандинского и К. Малевича.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Абстрактное искусство - историческое художественное явление, сохраняющее заметное место в творческом поиске многих мастеров современного искусства, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии.
В целом же можно сказать, что абстрактное искусство явилось одним из явлений, наиболее открытых важнейшим для нашего времени процессам художественного мышления - универсализации и интеграции. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью целостного научного, искусствоведческого осмысления абстрактного искусства.
История изучения. Свои исследования в области русского авангарда вёл видный искусствовед Г.Г Поспелов. В своих трудах он разбирал Историю возникновения и философию Авангардистской группы «Бубновый валет», описал подробнейшую историю их появления, вплоть до истории возникновения названия «Бубновый валет», и их вклад в развитие авангарда в общем в России в начале 20 века.
Также он провёл сравнительный анализ творчества М.Ларионова и П. Пикассо, влияние работ Пикассо на работы Ларионова.
В.С.Турчин в своей
книге «По лабиринтам авангарда»
описывает общую историю
Основные исследования Д.В.Сарабьянова .посвящены истории русского изобразительного искусства XIX—XX вв., занимался также различными аспектами истории зарубежного искусства конца XIX — начала XX вв., взаимовлияния живописи и литературы, взаимодействия русского искусства с западноевропейским. Д.В.Сарабьянов является крупным специалистом в области проблем внутренней традиции в русском искусстве, своеобразия стиля модерн и русского авангарда. В некоторых работах рассматриваются теоретические проблемы искусствоведения (в том числе на примере творчества современных художников).
Также стоит заметить публикации Г.Ю.Стернина, а именно «Русская художественная культура второй половины Х1Х – начала ХХ века» (Исследования. Очерки) , «Русский модерн» (в соавторстве с Е.А.Борисовой) и «От модерна до авангарда», где автор чётко проводит линию развития авангардного искусства, особенно подробно описывая исторические предпосылки его появления.
Цель исследования. Историко-художественное осмысление абстрактного искусства как одной из центральных художественных идей и творческого метода в русском искусстве начала XX века.
Задачи:
Объект исследования. Русское абстрактное искусство XX века
Предмет исследования. Абстрактный метод как феномен художественной культуры XX века
Методы исследования. Анализ, синтез, систематизация, метод образно-стилистического анализа произведений изобразительного искусства с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций в абстрактном искусстве XX века и сравнительный метод, позволяющий метод выявляющий и анализирующий основные модификации развития абстрактного искусства XX века.
Структура работы: обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
1.Глава. Абстракционизм в русском искусстве.
1.1.Историческая обстановка. Предпосылки.
В первую очередь необходимо сказать, что все кризисные явления начала XX столетия берут свое начало в недовольстве народных масс, которые стремились к новой жизни и выступали за преобразования в стране. Необходимость реформирования понимали и политические деятели. Россия остро нуждалась в преобразовании, но не получила удовлетворения своих нужд своевременно. Николаю II идеи реформирования не были близки и он не спешил претворять их в жизнь, не замечая напряженной обстановки в стране и тем самым еще больше накаляя ее. Первая русская революция, ставшая ярким показателем необходимости реформ, так и не стала для императора той ступенью, которая могла бы направить страну на путь преобразования и развития.
Период Первой мировой войны еще более усугубил и без того сложную остановку в России. Вступление императора на должность главнокомандующего в условиях войны было бесполезным шагом, так как Николай не обладал даром командования войсками, и этот шаг был простой формальностью, которая, тем не менее, не принесла никаких положительных результатов. Проведенная военная реформа безусловно улучшила положение России, но не была единственным условием готовности к войне и победы в ней. Император, вступая в войну, не смог понять главного - Россия была не готова к этой войне. Во внутренней политике Николай II приостанавливает проведение реформ, так как считает что реформирование страны в условиях военного времени - это безумие. Ситуация внутри страны продолжает накаляться и вместе с тяжелым положением во внешней политике ставит Россию в положение тяжелейшего кризиса, который остается без должного внимания императора.
Данная революционная ситуация оказала большое влияние на развитие авангардного искусства в России. В силу своей бунтарской природы авангардизм оказался созвучен социальному взрыву. Художники - авангардисты предложили новой власти свое искусство. Это время характеризуется поиском художественного стиля эпохи, нового языка и новых форм. С другой стороны, в результате кровопролитных войн и революций, общая духовная атмосфера первой половины 20 века носила апокалипсический характер. Отсюда использование приемов алогизма, иронии, карнавальности, абсурда в творчестве. Эта тенденция нашла свое проявление в сюрреализме, дадаизме, экспрессионизме.
Модернистские течения 20 века, ориентированные на абстракционизм, полностью отходят от традиционных принципов, отрицая реализм, но при этом остаются в рамках искусства. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Но эта революция возникла не случайно, а вполне закономерно, и была предсказана еще Платоном. В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона, имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.
Также, предпосылками возникновения авангардистских течений в искусстве можно считать всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации.
Кроме того, развитие научно-технического прогресса только подтолкнуло человечество к смене восприятия ценностей цивилизации, места человека в природе и обществе, эстетических и морально-этических ценностей.
Многие
новые явления в эстетическом
мироощущении общества
2.2.Особенности русского абстракционизма.
К середине 1910-х роль авангарда в искусстве переходит к России. С этого времени все самое смелое, новаторское создается в России или выходцами из России. Еще за несколько лет до этого ничто в русском искусстве не предвещало столь резкого поворота: в конце 19 – начале 20 вв. русская официальная живопись оставалась в академических рамках. Вероятно, поэтому творчество традиционных по западным меркам художников – Борисова-Мусатова, Серова, Коровина – рассматривается как новаторское. Первым шагом к эмансипации русского зрителя было знакомство с техническим мастерством, виртуозностью (качество, не характерное для русского искусства) таких художников, как А.Цорн и М.Фортуни.
При этом заслуживают внимания два момента: первый – это то, что образ простого человека (народ), к этому времени на Западе приобретающий все больше черты просто человека, становится абсолютным смысловым центром русского искусства и литературы и тема эта достигает здесь такого накала, какого никогда не знал Запад; второй – это обостряющийся до предела интерес к инновациям в западном искусстве.
Общим для русского авангарда был радикальный отказ от культурного наследия, полное отрицание преемственности в художественном творчестве и сочетание деструктивного и созидательного начал: духа нигилизма и революционной агрессии с творческой энергией, направленной на создание принципиально нового в искусстве и в иных сферах жизни.
На разных этапах эти новаторские явления в русском искусстве обозначались терминами «модернизм», «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и др.
Культурно-исторические рамки русского авангарда отмечены завершением предшествующего и появлением нового направления: его становление совпадает с концом эпохи «последнего Большого стиля» – стиля модерн (во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – сецессион и т.д.), завершение – с утверждением в нашей стране «единственно правильной концепции искусства» – социалистического реализма. Однако, если взглянуть на это явление в широком контексте истории европейской художественной культуры, то можно увидеть, что перемены, начавшиеся здесь на рубеже XIX–XX вв., определяют все дальнейшее развитие искусства вплоть до современных форм художественного творчества.
Г.Розенберг, считал, что термины абстрактный экспрессионизм и action painting являются синонимами и могут на равных использоваться для характеристики нового направления. Но, как представляется, это не совсем так: action painting –– лишь одна из ветвей абстрактного экспрессионизма. Существует и другая ветвь, которую называют живописью внутренней необходимости. Одним из её главных представителей был Василий Кандинский.
Живопись внутренней необходимости и живопись-действие существенно отличаются друг от друга. Объединяют их два момента: 1) абстрактность изображения; 2) ссылка на бессознательное как на источник живописных образов. Отличия же более существенны. В живописи внутренней необходимости огромную роль играли поиски духовного начала. По крайней мере, таким было кредо ее основателя В.Кандинского. «Живопись –– это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном…» –– писал Кандинский. Основной принцип своей живописи –– принцип внутренней необходимости –– сам Кандинский характеризовал как «принцип целесообразного прикосновения к человеческой душе». Представители живописи-действия о таких поисках не упоминали.
Информация о работе Русские художники-абстракционисты начала xx века